Адеш!
Антар – внутренний, кара – орган или карана – действие, общая сумма значений дает – "внутренний орган психической деятельности". Но, на мой взгляд, для полного знания, что такое антахкаран, недостаточно даже полных академических знаний, это дело духовного опыта. Причем опыта не умственного, так как ум сам входит в систему антахкарана, следовательно, нужен опыт запредельный уму, чтобы видеть его природу. Это примерно так же, как невозможно обычными материальными чувствами и умом воспринимать сушумну, ведь в ней растворяется ум и эмпирическое сознание полностью трансформируется. Ко всему прочему, антахкаран в разных учениях по-разному описывают, что неудивительно, многое зависит от практик и мистического опыта той или иной школы. Поэтому, Алламанатха, вот такие простые вопросы, как ваш, на самом-то деле непростые. Хотя, конечно, сам термин вроде бы как популярный и, казалось бы, все о нём имеют полное представление, но это не совсем так. С точки зрения санкхьи, антахкаран является проявлением пракрити, которая при взаимодействии с пурушей раскрывает все творение, переходя из состояния равновесия гун и непроявленности (авьякта) в состояние дисбаланса трех гун в самой пракрити, творя тем самым вселенную. Сначала проявляется махататтва (космическое сознание, включающее в себя все виды сознания), индивидуально в человеке она проявлена как буддхи (интеллект). Потом пракрити раскрывается как осознание себя в виде отдельной личности – ахамкары (аханкары) и манаса (ум, который ориентирован на органы действия и познания – карма- и джняна-индрии). В общей сумме эти три таттвы составляют антахкаран. По сути уровень над антахкараном означает растворившегося в пракрити (пракритилаян), это возможно только в состоянии самадхи. Следовательно, антахкаран есть связующее звено между высшим духовным миром и тленным физическим. Но я пока говорю только о санкхье, есть и другое виденье, например веданты, Кашмирского шиваизма, сиддха-сиддханты натхов и др. Махариши Патанджали утверждает, что при остановке «вритти» – колебаний читты (сознания) – достигается состояние йоги. Антахкаран, собственно – не что иное, как различные уровни читты. И когда манас или вритти (его колебания) смолкают, тогда вы познаете свою истинную природу (Пуруша или Атман, по веданте). Манас подвержен викальпам и санкальпам, т.е. формированию мыслеформ и желаний, которые создаются при соприкосновении с чувственным миром, ограниченным временем и его иллюзиями. Поэтому человеческое существо живет понятиями сукха-дукха (счастье-страдание). Его счастье и страдания также ограничены, сегодня они одни, завтра другие. Он их соотносит со своей личностью, не могу сказать, что эта личность (ахамкара) иллюзорна, хотя некоторые учения именно так и трактуют. Ахамкара также играет свою роль и она реальна, она – инструмент для получения более высокого духовного опыта, при должном духовном развитии ахамкара может выполнять такую функцию. Но эгоизм, самость, свойственный ахамкаре, может стать и большим препятствием на пути к осознанию собственного тождества с более высокими аспектами своего существа. В ахамкаре собран различный опыт познания и наших самых разных отождествлений. Например, манас говорит нам: "моё" – моя рука, нога, мое тело, моя одежда, моя страна, мои ученики, мой ребенок, моя работа, мои друзья, мои враги и т.д. Ахамкару можно обозначить по-другому, вопросом "кто я?" – я отец, я бизнесмен, я русский, я умный, я красивый, я глупый, я духовный, я знаток разных учений, я посвященный каулик, я великий йог, я ни на что не способный... – все это и многие другие отождествления себя с феноменальными явлениями мира и есть ахамкара. Все их перечислить невозможно, ибо человек напичкан самыми разными санскарами, они им движут в виде неконтролируемых реакций. Ахамкара, по сути, и есть карма человека, у каждого человека есть свои характеристики, только ему свойственные: отпечатки пальцев, форма зрачка, форма тела, лица и т.д. Это очень важные вещи, потому что в них заложены причины страданий и удовольствий человека, это действует на очень многих уровнях. На уровне генетическом, ДНК, человек запрограммирован и может не осознавать это множество программ. Тем йог и отличается, он понимает, что эти программы нужно использовать для себя, а не программы должны его использовать. Обычного человека лепит социум, но йогин сам создает свой образ, он управляет им и поэтому на йогина не влияет никакая магия. Самым простым критерием того, что ты йогин или хотя бы человек, который действительно духовно развит, является, к примеру, то, что ни один маг, взяв твое фото или вещь, не сможет ничего тебе причинить. С обычным человеком можно сделать все что угодно, внушить ему, что он слабый, ни на что не способный и т.д. Но йогин никогда не верит ни одному предсказателю или человеку, который на него навешивает ярлыки, он любому может сказать нет. Правда, с этим нужно быть аккуратным, дабы не впасть в личные иллюзии, они свойственны многим духовным людям и часто мешают им духовно развиваться. Таким образом, ахамкара, как и все в этом мире, двояка.
Для того чтобы иметь правильное мышление и представления, существует буддхи. Буддхи играет роль конкретизации того, что правильно, а что не очень, что духовно и способно привести тебя к самоосознанию, а что нет. Это – духовный интеллект. Буддхи свойственна «вивека» – способность различать, она очень важна, является тем, что мы называем здравым рассудком. Благодаря буддхи, мы отслеживаем интуитивно адекватность наших действий и психофизических состояний, на что-то у нас духовный иммунитет, что мы интуитивно видим правильным. Ум (манас) и наше социальное эго могут говорить одно, но интуиция – совсем другое, хоть все они и важны на самом деле. Поэтому йогин учитывает все свои ощущения, он умеет слушать себя. Всем этим и занимается антахкаран. На определенном этапе познания себя как личности и более высокой духовной сущности, которая даже над самыми разными тонкими ментальными состояниями, наш неконтролируемый ум смолкает и мы видим реальность такой, какая она есть, принимаем ее такой, какая она есть. В буддизме это состояние называют просветлением. Патанджали говорил так: tadA drashtuh svarupeAvasthAnam – "тогда видящий Пуруша пребывает в своей истинной форме". То же самое, что говорит Горакшанатх в ССП, давая определение правильной асане, – "пребывание в своей истинной форме", что выходит далеко за рамки представлений об асане как физкультурной технике. В йогической садхане все существует для достижения высшего духовного опыта, антахкаран играет важнейшую роль в этом. Посредством правильной практики асан или пранаям мы учимся менять свое общее состояние энергии, и когда наша прана достигает состояния «айяма» т.е. утончения, расширения, то и с нашим умом происходит то же самое. В народе говорят, что такой человек «большого ума», поэтому йог – это не тот, кто корячится в поте лица и в безумии делает по 108 сурья-намаскар, издевается над своим телом, а тот, кто сделал спокойным свой ум и прану. Если практика йоги ускоряет ваше дыхание и вы начинаете дышать подобно испуганной собаке, лишь бы сделать сложную асану, чтобы о вас хорошо люди подумали, то это – не йога, а как раз то, от чего йогину нужно избавляться. Но тем, кто преподает «йогу» в коммерческих центрах, не выгодно даже упоминать о том, что йога – это не то, чему они учат, ибо тогда они потеряют свою кормушку. Настоящая йога – это духовная система, и сколько ни говори о том, что это не религия и что йогой могут заниматься все, йога не станет йогой от одних только обещаний, что она для всех. Конечно, йога – не религия и не атеизм, она ведет к опыту куда более высокому, ибо даже религия, при фанатичном к ней подходе, не всегда несет гармонию для человека. Йога – это все, потому что она охватывает все сферы, которые одному человеку могут быть приемлемы, другому – нет, но настоящий йог принимает все явления мира, и в то же время он от них всех свободен. Так вот, антахкаран и прана должны «соединиться» вместе через правильную йогическую практику. Для этого мы очищаем свое тело, нади тонкого тела, мы учимся интегрировать себя с миром через яму-нияму, все одно с другим взаимосвязано. У обычного человека прана обладает такими частотами, что она может в основном только питать наш манас, но не буддхи. Следовательно, нам надо изменить состояние нашей праны и сознания.
Многие преподаватели йоги в погоне за количеством учеников дают такие методы хатха-йоги, которые радикально воздействуют на тело, но это, на самом деле, тамасичный подход. Саттвичная практика йоги подразумевает не ускорение дыхания, а его замедление, но без искусственного форсирования процесса. Тексты по йоге говорят, что каждому человеку отведено на его жизнь определенное количество вдохов и выходов, а такие инстинкты, как дыхание, питание, половой, – взаимосвязаны. Если вы делаете грубо асаны, то вам требуется и больше питания, вас больше привлекают грубые сексуальные желания, таким образом, тело быстрее стареет. Чем скорее вы отдышите, наедитесь, назанимаетесь сексом, наволнуетесь в виде разных деструктивных психических состояний, тем быстрее ваше тело износится и умрет. Это я говорю не к тому, что еда, секс и викальпы – очень плохое явление, важно то, в каком состоянии это все происходит. На каком-то духовном уровне на вас количество съеденной еды, занятия сексом перестанут сказываться разрушительным образом, но для достижения такого уровня нужна правильная практика йоги. Некоторые тексты натхов говорят о том, что йогин, достигший высшей реализации, даже находясь в объятиях страстной женщины, не теряет самоконтроля и поэтому на нем это отрицательным образом никак не сказывается. Это мне говорил и мой Гуру. Но мы должны для этого сначала понять, что такое йога на самом деле, для чего она предназначена, и достичь вначале такого состояния, потом мы сможем понять и то, что такое антахкаран и что такое вамачара, что такое Шакти. Но в обычном состоянии это невозможно сделать правильным образом.
В действительности, если смотреть на таттвы с точки зрения Кашмирского шиваизма, то все таттвы есть не что иное, как различные состояния Шивы, или же – Шакти, в том числе и антахкаран. Санкхья говорит только о 26-ти таттвах, а шиваизм – о 36-ти. Натхи же говорят о ещё большем количестве, ССП подробно описывает то, как проявляются панчаки, одна за одной, и в общей сумме их великое множество. Все они проявляются от Ниджа-шакти, Пара-шакти и т.д. Как и в Кашмирском шиваизме, в традиции Горакшанатха каждая последующая таттва содержит в себе то, из чего она проявилась. Поэтому антахкаран также является и состоянием Шакти, просто это одно из Ее состояний. При развитости антахкарана вы можете видеть и более высокие таттвы.
Однако натхи пошли ещё дальше, они утверждают, что не только сознание может стать чистым, подобно зеркалу, и переполненным духовным светом, но даже и само физическое тело человека. Наше физическое тело, на самом деле – энергия, как и вся плотная материя. Условно натхи, учитывая эту истину, поделили таттвы на две категории: к «Ха» относятся те таттвы, что сотворила Шакти, а именно двадцать таттв: органы действия, восприятия, сами чувства и грубые элементы. Они делятся по панчакам (пятеркам). Те таттвы, что начинаются от манаса и заканчиваются Шива-таттвой, относятся к «Тха», их шестнадцать, это – сфера сознания. Шестнадцать связано с разными состояниями сознания и лунной энергией, их можно соотнести с адхарами, на которых тексты натхов рекомендуют сосредотачивать свое восприятие. Панчаки связаны с чакрами и системой Кула-кундалини, Дакини, Ракини, Лакини, это – Шакти, или элемент «Ха». Обе эти силы играют важнейшую роль в самой йоге, хатха-йоге, цель которой – пробудить Кундалини-шакти и поднять её к сознанию Шивы. Антахкаран относится к сфере сознания, и по сути работа с ним включает те методы, которые связаны с Раджа-йогой. Раджа-йога – это также составная часть хатха-йоги, потому что элемент «Тха» связан с развитием сознания посредством «Ха» энергии. Следовательно, хатха-йога является тем, что включает в себя раджа-йогу, что и говорят традиционные тексты йоги.
Думаю, я ещё вернусь к этой теме.