Мои пранамы Гуру Шри Митхлешнатха джи!
В ведах упоминается две категории Абсолюта, Абсолют как трансцендентный Брахман или Ниргуна-брахман и Абсолют как Сагуна или Пуруша, соответственно этому и появились две основные формы бхакти, одна в форме сагуна-бхакти, другая в форме ниргуна-бхакти. Одной форме больше свойственно воззрение двайты, другой - адвайты. Одной форме бхакти больше свойcтвенны методы карма-канда, другой - джняна-канды. Приложения к ведам разделялись на брахманы (карма-канда), араньяки (упасана-канда) и упанишады (джняна-канда). Эти тексты и их предписания могут рассматриваться как соответствующие 4-м стадиям жизни человека: веды - брахмачарин, брахманы - грихастха, араньяки - ванапрастха и упанишады - для саньяси или муни. Муни в отличие от брахманов и Риши практически не занимались карма-кандой, огненными ритуалами, они придерживались «моуны» молчания и дхьяны, их практике была больше свойственна «джняна-канда». Собственно от муни и произошли саньяси, авадхуты, сиддхи, натхи. Поэтому их практика в большей степени соответствовала «ниргуна-бхакти» или «антаранга-бхакти». Ванапрастхи - это конечно не совсем «йати» отшельники, но, тем не менее, они считаются уже отошедшими от мирской деятельности, некоторые ванапрастхи уходили в лес целыми семьями. Их практика и включала упасану, которую можно было поделить на сагуна-бхакти и ниргуна-бхакти. Эти три раздела садханы, натхи соотнесли с методами йоги, а именно: карма-, джняна- и бхакти-йога. Все эти разновидности йога-садханы необходимы, к тому же они взаимосвязаны. Полноценная бхакти включает в себя и джняну, и карму. Когда действия становятся бескорыстными «нишкама», вы следуете дхарме и упадешам Гуру, и посредством джняны вы обретаете саччидананду и кайвальянанду, вы утверждаетесь в «мукти-марге» и пути к освобождению. Я бы сказал, что двоякость в бхакти необходима, так как сагуна- и ниргуна-бхакти помогают взращиванию друг друга, питают друг друга. По сути, это и есть натховский подход, вы не встретите нигде информации, подробно описывающей те стадии бхакти, о которых я упомянул и про которые вы спросили. В других традициях бхакти рассматривается иначе. Сагуна как проявленная, делится на пять стадий и ниргуна - на четыре, можно также сагуну соотнести с Шакти, а ниргуну с Шивой, хотя это в общем, в частностях же подразумевается, что Шива обретает форму благодаря Шакти, равно как и Шакти может рассматриваться как трансцендентное начало. Говоря о натхах, конечно же, стоит вспомнить и их подход, то, что они придерживаются состояния равновесия, видя в иманентном трансцендентное и, наоборот, поэтому невозможно сказать, что они последователи какого-то одного из существующих методов. Но тем не менее, натхи признают частичную правильность всех учений и то, что методы этих учений могут быть полезны в йога-садхане.
И так сагуна-бхакти:
Санимитта-бхакти (бхакти, причиной которой является наша социальная личность):
Эта бхакти преследует личную цель в большей степени и связана с осознованием себя и своих потребностей.
Акаршана-бхакти (акаршана-тяготение, притяжение):
Здесь в наибольшей степени присутствует направленность на Бхагавана, так как бхакта получает от Бога проявленную, нисходящую милость в процессе своего служения.
Шраддхапараяна-бхакти (бхакти в виде окончательной, утвердившейся веры):
Здесь бхакти-садхана совершается естественно, без ваджах (причины) или нимитта (безпричинно).
Сах-бхакти (сах-вместе с, «бхакти вместе с Бхагаваном»):
Когда Вы постоянно осознаёте себя и Бога, и свою с ним взаимосвязь.
Самарасата-бхакти(бхакти единого вкуса):
Эта бхакти подобна океану, она все наполняет собой. Это похоже на морские потоки, их существует разнообразное множество, но все они - море. Таким образом, бхакта, бхагаван и бхакти становятся одним целым. Бог в Вас и Вы в Боге, он во всех и все в нём, это «шрештха» наилучшая бхакти.
Ниргуна-бхакти - направленность на Трансцендентный Абсолют «Ахам Брахмасми», вернее, полное тождество себя, как Атмана, с Брахманом. Правда у натхов так же физическое тело «пинда» рассматривается как тождественное «брахманде» вселенной. Всё мироздание есть ничто иное как духовная энергия Абсолюта, проявляющаяся как Апара-видья и Пара-видья, натхи не рассматривают проявленное исключительно как иллюзию, чему учил Шанкарачарья, а так же атман - как несуществующий. Аналогично, с теориями о количестве таттв и их взаимосвязях, как это существует в некоторых тантрических философких системах. В отличие от них, натхи не делили учения на низшие и высшие, поэтому у натхов в 12 пантхах вы можете проследить взаимосвязь практически со всеми религиями, которые существуют или существовали в Индии, натхи принимали все концепции. Но они предпочитали избегать жестких теорий относительно Абсолюта, а так же противоречивых социальных устоев общества, в которых была замешана и религия, со множеством своих противоречий. Путь йоги и мистицизма, по мнению Горакшанатха, не должен был зависеть от этих факторов, либо зависеть только для достижения положительных в духовном смысле результов, поэтому всё существующее стоило рассматривать как способствующее Вашей духовной эволюции. А для этого необходимо гибкое мировоззрение и гибкое поведение в социальной среде, чему мировоззрение натхов и соответствовало. Горакшанатха мало интересовали противоречия в учениях и их социальные активности, поэтому его сиддханта была уникальной, какой она остается и по сей день.
Стадии ниргуна-бхакти следующие:
Арта-бхакти («артана»-соединённый через речь «мантра»: Со-хам, ШивОхам, Ом Тат Сат и т.д.) :
Название говорит само за себя. Осознание Бхагавана через звук в виде джапы.
Джигьясу-бхакти(джигьясу означает познающий):
Посредством воли «иччха» осуществляется направленность на Богу.
Артхатхи-бхакти (достигший):
На этой стадии Вы утверждаетесь в союзе с Богом.
В трёх вышеперечисленных стадиях присутствует элемент «сакама» или волевой направленности, в отличие от четвёртой, которой свойственно состояние «нишкама» отсутствие состояния ограниченной личности. Это происходит по той причине, что сверхсознание и индивидуальное сознание полностью становятся одним целым.
Джняни-бхакти: Эта высшая бхакти, в ней через Вас действует Бог, который также проявлен и в Вашем сознании. Здесь через мир ты осознаёшь Бога и через Бога мир, Бог рассматривается как Парасамвит(трансцендентное сознание).
Высшие состояния Бхакти часто сложно описывать какими-либо словами, так как любая попытка фиксации Божественного в виде слов, может так же оказаться сильным ограничением.