Сущностно-то вообще все едино, однако видение (и реализация) этого единства не всем даны. Но есть и немалая разница. Во-первых, эта классификация дана была лидером Гавайского Ашрама в США, и она страдает массой неточностей, конкретно относительно того, что он назвал Сиддха-сиддхантой. На самом деле в Натха-сампрадае за все годы, а это уже фактически 20 лет, я не встречал таких названий, они чаще говорят не Адинатх-сампрадая, а скорее Горакхнатх-пантх, Натх-пантх или же просто Натх-сампрадая. Почему не Адинатх или же Матсьендранатх? Об этом надо говорить отдельно. Но первое, что надобно сказать, так это то, что многие Натх-сампрадаю заносят исключительно в шиваизм, я бы сказал, что эта условность очень спорная, если уж кому и хочется использовать добавку "-изм", тогда правильней, наверное, было бы говорить "йогизм". Потому что кого бы или что бы натхи ни почитали, они всегда остаются йогинами, а вот насчет того, шиваиты они, вайшнавы, шакты или мусульмане, или вообще никакие, а просто йогины как таковые, это зависит от того, кому что из них ближе. Вне сомнений, шайва-шактийские ориентиры в натховской среде преобладают, но нельзя говорить, что это правило обязательное для всех, за основу у натхов все-таки берется именно йога, а йогу в том или ином виде можно встретить в рамках любого религиозного направления в Индии. Потому определение, данное Гавайским ашрамом, не совсем точное, вероятно, потому что они не сильно вникали в тонкости Традиции Натхов.
В чем отличие? Их крайне много и они очень особенные, поэтому я озвучу только основные. Шайва-сиддханта - это, несомненно, шиваизм агамического толка, традиция крайне систематизированная, их практика состоит из четырех разделов: чарья - предписания, которые должен выполнять практикующий, крия - ритуальная часть, йога - созерцательная практика и джняна - совершенное знание. Индолог Тара Микаэль глубоко изучала Шайва-саддханту, у нее также есть гражданство Индии, она там долго жила и сейчас часто бывает, живет как раз, где Шайва-сиддханта и распространена, на юге Индии. Она мне рассказала, что сейчас там в основном все практикуют чарью и крию, другие две - меньше, а йога особенно сошла на нет. Однако ритуальная часть у них достаточно неплохо поставлена, все ритуалы и мантры на санскрите. Это действительно одно из развитых и влиятельных шиваитских направлений, в большей степени на юге Индии. Хотя на своей самой ранней стадии эта традиция брала начало с севера Индии, Кашмира, более того, известный сиддха-пуруша Тирумулар, который очень почитаем и в Шайва-сиддханте, и вообще на юге Индии в целом, был также известен как Сундарнатх. И на каком-то более раннем этапе эта традиция, очевидно, имела много пересечений и взаимодействий с Традицией Натхов, но это было очень давно. С тех пор, как она мигрировала с севера на юг, произошло много изменений как в данной Традиции, так и у Натхов. Натхи же в основном, как массовое явление развито на севере Индии, хотя их немало и в Мадхья Прадеше, Махараштре (запад Индии), Гурджарате, Бенгалии, Чхаттисгархе, и хотя в Тамилнаду, Карнатаке, Керале они есть, но их там значительно меньше. Натхи не просто не ориентированы на Шайвагамы, но даже тем текстам, которые с ними связаны, по факту в Натха-сампрадае уделяют внимание постольку-поскольку. Это связано с тем, что любая традиция, даже самая "текстовая", "ритуалистическая", первое место всегда отводит Гуру, для начала практики нужна дикша и Гуру, для начала пуджи (почитание Гуру первым делом), почитание янтры - то же самое, в центре, как правило, почитается список Гуру сиддхов и натхов или же вашего Гуру и его Учителей. Если вы изучаете тексты, то обычно их невозможно понять без расшифровки от Гуру, и этот Гуру должен быть не абстрактным, а именно в физическом теле, которого вы способны увидеть и услышать. И, безусловно, это должен быть очень достойный и опытный мастер, с большими знаниями и духовным опытом. Но так как этот мастер знает и так все хорошо, то зачастую нет необходимости при наличии такого живого мастера обращаться к текстам, если он может внятно, просто и легко все донести ученику. Потому в Натха-сампрадае не будет ошибочным сказать, что Традиция фактически обрела форму устно-практической передачи.
Но проблема в том, что таких Гуру непросто найти, как и в любой Традиции, оттого, что кто-то может устно, легко и просто все передать, ситуация для большинства искателей проще не становится. Потому что эту ситуацию для обмана людей может использовать любой формально посвятившийся у натхов, не знающий текстов, не имеющий совершенного опыта в садхане, который незнание может выдавать за "секретность" и т.д. Ситуация крайне скользкая, поэтому тут надо следить и за уровнем порядочности того, кто представлен как Гуру, за уровнем его знаний, энергии и т.д. Надо подходить к выбору Гуру крайне осторожно, это не отменяет этикета с вашей стороны, в Индии стараются вообще очень деликатно общаться, придя на даршан к любому Гуру, но умение слушать и осознавать себя никто не отменяет.
Почему Горакхнатх почитаем больше, чем Матсьендранатх и Адинатх? Адинатх - это Шива, Матсьендранатх - Майя Сварупа (в Махараштре он - инкарнация Вишну). Их ученик Горакшанатха (или "Горакхнатх", если на хинди) взял самое основное из их учения, оставив все внешние элементы, и соединил их с практикой йоги, ориентированной на отречение. Горакхнатх в данном случае олицетворяет именно тот принцип, когда до вас ваш Гуру может на проявленном уровне донести опыт предыдущих поколений практикующих. Боги это или какие-то сиддхи прошлого, то, что вы, не будучи посвященным и не имея глубокого опыта, не способны сразу воспринять, - это на каком-то тонком плане, в каких-то иных измерениях; а физический уровень и Гуру - это то, что ближе к нашему уровню. Но, конечно, это не повод считать, что он чем-то ниже по уровню, это огромное заблуждение, он даже выше, потому что в нем больше милости в наш адрес, чем в "запредельном". Гуру - это проявленное и запредельное, и самое сущностное одновременно. Вот Горакхнатх и является олицетворением такого принципа и ориентира. И в зависимости от того, к какому социуму в Индии принадлежит тот или иной последователь натхов, будь то вайшнава, шайва и т.д., тем он может и воспринимать Горакшанатха. Для одного он Шива, для другого - Вишну, а, например, если вы мусульманин или христианин, вы можете его воспринимать не как подобного Богам, а как совершенного святого, просветленного и Гуру. В Индии его почитают на разных языках, могут на любом индийском языке, а часто и диалектах, можно и на санскрите тоже (что у натхов не является обязательным, но, конечно, у этого есть свои плюсы). В Индии в Натхи могут идти постепенно, в основном семейные люди просто получают что-то от Гуру, в виде советов или же мантр, оставаясь жить в своей готре, джати и т.д. Если кто-то хочет углубиться, то, получив джанеу или кундалы, он может оставить свое прежнее общество и принять Натха-сампрадаю как основное. Но эта традиция крайне гибкая, например, в Непале и порой в Индии вы можете встретить натхов, кто, получив джанеу и кундалы, продолжают жить семейной жизнью, соблюдая все предписания, связанные с дхармой грихастхи. На эту тему есть разные мнения внутри самой Сампрадаи: кто-то считает, что это "не совсем хорошо" или даже "очень плохо", но вот в Непале натхи могу даже не носить люнги, ходить в брюках и т.д., что не соответствует дресс-коду, который принят в Индии.
Пути йоги очень разные в зависимости от того, что вы на данный момент практикуете, в каких условиях. Натхов сложно назвать стандартной индийской сампрадаей; несмотря на то, что это, конечно, вполне определенная организация в Индии, имеющая свои ориентиры (йогические), она и достаточно гибка. Что же касается Шайва-сиддханты, там хоть и используется термин "натха", как и во многих индийских традициях или именах, но не надо путать: в данной традиции, как и многих других, тебя скорее назовут шайва, вайшнава, шакта, смарта, шраута, каула и т.д., но вряд ли натха. Если вы становитесь конкретно шайвом, то у вас может быть идейный диссонанс, например, с вайшнавом, тем более, с мусульманином или христианином, но если ты находишься на сущностном уровне, а именно йогическом, что подразумевает, конечно, гибкость, то все в порядке. У натхов Алакх-вигьяна (знание, не ограниченное формой символа), они и не отрицают истинность любой формы, но и понимают, что с формой может быть сопряжена порой иллюзия, порождающая узость восприятия. Именно такая гибкость и помогла натхам выжить в периоды доминирования ислама, пережить колонизацию, традиция не умерла, как некоторые, она кажется простой, но это очень обманчивый образ, потому единицы, кто сможет распознать, осознать и применить в своей жизни то ценное, что эта Традиция в себе содержит.