Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Стили йоги  (Прочитано 516 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Стили йоги
« : Июнь 21, 2009, 18:15:36 »

Адеш!
Гуру джи, насколько опасна тенденция к возникновению все новых и новых стилей асан, которые возникают как грибы после дождя?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Стили йоги
« Ответ #1 : Июнь 23, 2009, 18:22:34 »

На мой взгляд, ситуация обусловлена даже не тем, что на Западе изобретаются все больше и больше разных стилей йоги, и даже не теми изобретениями в йоге, которые существуют на данный момент в Индии, а самим индийским этносом в целом. Достаточно просто взять известные классические тексты по хатха-йоге или те, в которых встречается описание таких практик, и Вы увидите, что нигде нет никакой четкой системы. Есть просто описание набора каких-то техник, которые обычно распределяются: такие-то относятся к хатха-йоге, такие-то - к раджа-йоге и т.д., а иногда даже нет и такого распределения. И меня (думаю, как и всех) вот такая ситуация, когда я ее стал конкретно видеть, признаюсь, поначалу очень напрягла. Но благо, у меня очень пытливый ум и характер, и если я не нахожу ответ на вопрос сразу, то я его не перестаю искать. При этом мне не привыкать многое резко оставлять и переосмысливать, если ситуация того требует. Иногда приходилось, можно сказать, заниматься самоперемалыванием, тем более, жизнь-то к этому располагает независимо от того, хотим мы этого или нет. Есть много красивых альтернатив: аштанга-виньяса, Айэнгар-йога, Шивананда-йога и т.д., - систематично у них все, бери и продавай продукт. Но в том-то и дело, что никогда в традиции йоги никакие практики не создавались для торгово-рыночных активностей, и как раз именно в этом все дело. Почему никто из того небольшого количества посвященных иностранцев не смог продвинуть на Западе Традицию натхов, да и не только иностранцев, индусов тоже? Я объясню, почему. Потому что распространять то, что не предназначено для распространения  - дело неблагодарное, я бы даже сказал - самоубийственное. Вот Айэнгар-йога, Бикрам, Виньяса, да даже Шивананда-йога - это совсем другое дело, там всё под запросы простого человека заточено. Еще надо бы обозначить основную суть уже сказанного - это индуизм. Это не просто какая-то определенная религия, а явление крайне неоднородное, громаднейший конгломерат разных идеологий. Может, я, конечно, где-то неправ, но я лично такого обилия самых различных доктрин, какое существует в том, что принято обозначать термином "индуизм", не видел нигде. А что такое духовная практика для местных хинду? Это то, что выстроено под их систему веры. Она обозначает цель. Сейчас в России многие на автомате говорят о том, что "йога - это не религия". Лично я не уверен, что они понимают достаточно хорошо то, о чем говорят. Несомненно, йога - это все, и религия в первую очередь, но то, что прилагалось к религии, еще хоть как-то можно использовать в бытовых целях, а то, что над стандартной религией, для всех, думаю, будет совсем "темный лес". Сейчас, когда я стал пользоваться интернетом, я читаю форумы по йоге, где на хинди общаются индусы. Знаете, это, несомненно, сильно отличается от западных форумов. Там они беседуют на разные темы, немного даже и о натхах. Но даже сами индусы, практикующие йогу, четко себе отдают отчет в том, где просто фитнес с коммерцией, а где духовная практика "йога-садхана". Горакшанатха они если и приплетают к физкультуре, то хорошо понимают друг друга, что это делается потому, что - ну грех не упомянуть великого Гуру, который задал разношерстную волну йогизма. Но сколько я видел практикующих натхов, посвященных в Традиции, они вообще далеки от последовательностей, сетов, винньяс, немало и таких, кто Горакшанатха считает даже тантриком. У индусов, когда они беседуют с иностранцами (особенно далекими от хорошего знания индуистской культуры), есть такая склонность - говорить относительные истины, причем учитывая, что знают они, как правило, намного больше. Индус может, например, почитать Горакшанатха как Шиву, но если вы занимаетесь, допустим, попсовой йогой, он вам просто скажет, что Горакшанатх - это основатель гимнастических упражнений. Что самое интересное, такой индус не нарушает сатьи, он просто, так сказать, говорит то, что для слушателя достаточно, что из ответа удовлетворяет слушающего. Хотя рассказать они могут много, иногда даже больше того, о чем они сами обычно беседуют. После чего ты приходишь в Традицию, и оказывается, что вот лежат залежи сокровищ, но беда в том, что взять их так, чтобы потом продать, - не так-то и просто. Есть масса мистических традиций с очень четко отстроенной идеологией, об этом они позаботились, у них и конкретные практики отстроены весьма четко, такие, например, как буддизм, даосизм и т.п. А что же такое индуизм? Нелинейность идеологий и нелинейность практик, где часто все может строиться на авторитете того или иного опытного Гуру. Есть принципы, по которым строятся разные садханы, а практики - это дело у них очень гибкое. Но я боюсь, что сказанное мною поймут очень немногие, надо окунуться на реальном физическом уровне в жизнь Индии, тогда сразу станет ясно то, о чем я говорю. И знаете, в этом во всем есть однозначно и свои плюсы, но для европейца без Гуру, который бы смог его качественно учить с личным подходом, вряд ли реально эти плюсы получить и реализовать их. Я знаю одного чудака в России, который умудрился придумать биографию, что он учился в Индии и был посвящен в тантрической традиции, все ему поверили, а некоторые верят и до сих пор. Понятно, что сразу простому смертному не разобраться. Так вот, он массово передавал посвящения, систему, которые сам придумал, причем она была фиксированной: сначала людям передавали мантру Шивы, потом Кали, потом все это обставлялось различным замудреным антуражем. При этом Иштадеватой называли Божество, которое предназначалось для всех. Но на самом деле, Иштадеваты не могут у всех быть одинаковые, это же не Кула-девата. Вот так он учил много лет массово ложной системе, и все потому, что в Индию съездил всего пару-тройку раз, остальное все сам придумал, исходя из вычитанной из книг информации. Я не буду имен называть, кто в теме, те и так знают, кто это.
Создатели новых стилей асан - это люди, которые строят свои практики, исходя из информации искаженной, которая была искажена не одним поколением, и то, что они делают, - это не так и страшно, по сравнению с тем, когда в духовные стороны йоги, тантризма или какой-либо садханы начинают влезать те, кто не учились реально у мастеров, и свои "измышлизмы" преподносят как нечто "традиционное". Вот это, на самом деле, явление намного более опасное, потому что с теми, кто придумывает системы, основанные на всем "второстепенном", намного проще определиться, причем большинству простых людей, а если еще и человек открыто заявляет, что это практика им разработана, то здесь практически все как на ладони. А вот если человек прикрывается тем, что проверить может далеко не каждый, вот это ситуация очень опасная, и причем для многих, потому что не поверят единицы, а поведутся, к сожалению, многие. Причину я уже назвал, их достаточно даже не на территории Запада, а в самой Индии. Вот буддизм в этом отношении намного лучше, там есть более конкретные критерии, кто может быть Ламой, а кто - нет. А в Индии гуру могут стать все, некоторые умудряются ими стать, посетив страну пару-тройку раз, заехав на недельку-две. Или примазаться к какому-нибудь Гуруджи, так ничему у него и не научившись, придумав свою систему, откопать этому обоснование из текстов, которых тьма и которые все крайне противоречивы, причем даже в рамках одной традиции.
 Я предполагаю, что многим мною сказанное может не понравиться, но мне очень хочется сказать об этом. Полагаю, что разумные люди меня поймут верным образом.
« Последнее редактирование: Июнь 24, 2009, 04:35:34 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.