Адеш, Дхарамнатх!
Продвинутые тапасвины - ИМХО народ спокойный и воздержанный, не склонный к плохому поведению. Тем более по отношению к младшим товарищам
Такое ощущение, что Горакшанатх был "плохим мальчиком" в ранней молодости Вспоминаются еще паралели с играми Кришны. Но в вайшнавских текстах Кришна - это опора и защита всех живых существ на всех стадиях его земной жизни, несмотря не его эротические похождения.
Будем признательны, если раскроете хотя бы часть этих смыслов этой истории.
Да, там историй много. Например, Горакхпур появился в честь Горакшанатха, до его пришествия это было небольшое село. Горакшанатх сначала пришел в Джваламаи-питх (один из известных шактипитхов), где получил даршан Богини Джваламукхи. Джваламукхи - это лицо Сати, которое упало в Гималаях, и в том месте из земли исходит огонь (джвала), неподалеку от того места находится и Джаландхарапитх, где практиковал Йоги Джаландхарнатх (Джвалендранатх). Кто знаком с полной историей о яджне Праджапати Дакши знают про шакти-питхи. Джваламукхи означает огненный лик Богини, в этом месте всегда можно встретить множество натхов, которые поклоняются Богине и Горакшанатху. Они связаны исторически, хотя и с питхом намного больше разных историй. Так вот, когда Горакшанатх пришел на даршан к Богине, она ему предложила вино как прасад, сказав, что сейчас Кали-юга, и такой прасад в Кали-югу очень благоприятен для садхаки. Горакшанатх сказал, что он тапасвин и такую пищу не принимает. В общем, отказался от принятия вина. Эта весть быстро разлеталась по округе, и все, кто почитал Джава Деви, узнали об этой истории. Однажды Горакшанатх зашел в одно из селений, чтобы собрать подаяние еды (бхикша) с пяти домов (панча-гхар), но ни в одном доме ему не пожертвовали. Что поделаешь, согласно правилам санньясы, если садху не жертвуют еду, значит, он должен поститься и выполнять садхану в это время, ведь еду и другие подношения люди жертвуют не человеку, а Богу, который живет в этом человеке. А если никто ничего не жертвует, то значит Богу, который в тебе находится, ничего не нужно. Бог, который был воплощен в Горакшанатхе, и есть сам Шива. Горакшанатх отправился на окраину села, в лес, совершать тапасью. Сила его тапаса была такова, что жар стал распространяться на всю округу, и там перестало что-либо произрастать. Ни один местный тантрик никак не мог помочь жителям села, и тогда они пришли к Горакшанатху и принесли ему подношение в виде риса. Рис считается саттвичным продуктом, его также используют в любых пуджах при подношении, рис называется "анна", он содержит в себе особую силу Шакти. Богиню этой силы называют Аннапурна. Когда жители пришли с подношением, они увидели, как из Горакшанатха проявился Шива после принятия подношения. Тогда во всей деревне наступило процветание.
Поэтому всегда, когда в Индии проходит Кумбхамела, многие натхи 14 января приходят в Горакхпур с подношениями, этот праздник у натхов называется Макара Санкранти (Кхичари). Эта традиция у натхов связана только с Горакхпуром. Есть четыре версии этой истории, и даже четыре города в Индии, называемых Горакхпур: один - в Махараштре, второй - в Раджастхане (Горакх-тилла), третий (самый крупный и популярный) возле границы с Непалом, в Уттар-прадеше, а четвертый Горакхпур находится в Непале. В той истории жители назвали свое село "Горакхпур", в дальнейшем оно разрослось в большой развитый город.
Место, где находится сам храм, громадное. Можно сказать, это целый музей, или как выразился один из моих учеников, который долго жил в других натховских храмах и впервые посетил Горакхпур: "Этот храм, по сравнению с другими, просто цех по производству натхов
". Действительно, место - музей Традиции. Энергия там очень светлая, хотя русскому человеку может показаться странным, что большая часть территории, особенно центральная - это фактически шмашан, там раньше были самадхи (захоронения многих йогинов), в центральном храме, например, под землей находится самадхи известного Йога Балакнатха. В прошлом там также был храм Кали, и там практиковали разные садхаки.
В общем, конечно, образ Горакшанатха, с одной стороны, несколько суровый; с другой - весьма мирный; это как и лик Агхора-шивы, его можно по-разному воспринимать. А от некоторых агхори я слышал даже, что Горакшанатх и был, по сути, Агхори, так как он родился на внешне нечистом месте, поэтому имя "гор", они связывают с корнем "гхор" - нечистота. Хотя Горакшанатх в основном считается божеством категории шуддха-саттвика, но есть разные уровни его восприятия. Кто-то его почитает как Вишну, одного из Девяти Нараянов, кто-то - как Шиву, одного из Девяти Натхов. А истории, конечно, можно так же рассматривать по-разному. Если в Горакшанатхе видеть Шиву, примерно, как и вайшнавы - Кришну с его лилами, то многое становится воспринимаемым на другом уровне, в более трансцендентном ключе. Можно, конечно, говорить, что Горакшанатх в Матсьендранатхе и в других незавершенных тантриках устранял несовершенства, формальность их садханы и духовного опыта, а можно сказать, что Матсьендранатх устранял несовершенства от йоги в Горакшанатхе. Они оба были Шивой, который играл с собой внешне в разных проявлениях. В некоторых текстах Горакшанатх говорит даже кажущиеся абсурдными вещи - что сам его Гуру является его учеником; это кажется немыслимым для многих привычных схем индуизма. Есть очень много историй, где вообще все можно понимать на уровне одного символизма, например, когда Горакша пришел в Бенгалию, к нему явилась дочь одного местного Раджи, она сказала, что не может родить детей, потому что бесплодна. Горакшанатх дал ей мешочек риса и сказал перебрать, складывая шелуху от риса в одно место, а сам рис - в другое. В процессе образовались две большие кучи, но риса появлялось все больше и больше. Когда Горакшанатх вернулся, он засунул руки в две кучи и вытащил оттуда двух мальчиков. Одного царица назвала Канакаи натх, другого – Бхусакая натх, они стали основателями двух натховских направлений Аи-пантха. Впоследствии эта царица, которую звали Вимала Маи, приняла ученичество у Горакшанатха и стала известной Йогини. Кстати, с ее именем связывают одно из самых ныне популярных натховских направлений Аи-Пантх, а также еще с Гуру Мастанатхом, который появился позже как инкарнация Горакшанатха. Два пантха в Аи, образованных сыновьями Вималы, разделились: в одном практикуют садханы, где в ритуалах используются нечистые элементы (что свойственно вамачаре), в другом - все более стандартно. Как вы понимаете, история с шелухой от риса и чистым рисом - это все, скорее, просто символика, которую надо понимать как обозначение метафизических концепций.