Адеш!
Говоря о Радхе, мы не можем вновь не упомянуть и Кришну, ее Шактимана. Как известно, ряд Тантр соотносят Кришну с Кали, которая проявлялась через него. Однако Тантры – это необъятный океан самых разных возможностей, многомерного восприятия, казалось бы, одного и того же явления. Так, например, согласно «Тантра-раджа-тантре» (34/11), через Кришну также проявлена Богиня Лалита Трипурасундари:
कदाचिदाद्या ललिता पुंरूपा कृष्णविग्रहा |
kadācidādyā lalitā puṃrūpā kṛṣṇavigrahā |
«Иногда (kadācit) изначальная (ādyā) Лалита (lalitā) проявляется в мужской форме Кришны (puṃrūpā kṛṣṇavigrahā)».
Может, для тех, кто привык жестко делить почитание Лалиты и Кали, это покажется противоречивым, но Кали тоже может быть частью Шри Кулы. Когда через Шрикулу вы обретаете опыт полноты, вы приходите к освобождению от ограничений времени, за что и отвечает Кали, поэтому она также неотделима от Трипурасундари. Мы можем сказать, что Камакала Кали (высшая из форм Кали), почитаемая в урдхвамнае (Кали-кула крамы), наиболее сильно связана с Трипурой. Или же мы можем саму Трипурасундари рассматривать как Ракта Кали (Кали красного цвета). С разных позиций мы можем увидеть одну реальность.
Олицетворением единства Шри- и Кали-кулы является история, описанная в каулическом тексте «Радха-тантра». Если кратко, то в нем описана длинная история о том, как Вишну с благословения Трипурасундари воплощается в форме Кришны, а Лакшми – в форме Радхарани (собственно, она сама рассматривается как проявление Трипурасундари). Они оба совершают практику почитания Кали, также Камакхьи, где Кришна призывает Кали в тело Радхи. Уже первая часть «Радха-тантры» описывает известную мантру Лалиты Панчадаши, там же говорится о десяти Махавидьях, из которых Трипурасундари является главной (तस्माद् दशसु विद्यासु प्रधानं त्रिपुरा परा / tasmād daśasu vidyāsu pradhānaṃ tripurā parā). Эти Махавидьи почитаются особым способом в Шриянтре опытными практиками. «Радха-тантра» говорит о ней как о дающей реализацию четырех пурушартх (धर्मार्थकाममोक्षदायिनी / dharmārthakāmamokṣadāyinī), благодаря ее почитанию в каула-садхане Кришна реализовал все сиддхи. Мы знаем множество историй об успехах Кришны, и, согласно «Радха-тантре», они все были достигнуты благодаря данной упасане. В тексте также есть частое использование термина «йога» в отношении тантрической садханы, во второй части РТ (шлоки 3-4) союз Кришны и Шакти (Радхи) называется Шакти-йогой. Там же встречается и известная Маха-мантра кришнаитов «Харе Кришна…», там описана предварительная практика очищения (карна-шуддхи), способности в чистом виде услышать уже тантрические мантры Махавидьи. Там периодически (часть 5, шлоки 11-12 или часть 14, шлоки 1-2) даются рекомендации созерцания священных мест в собственном теле, например, горы Говардхан в сахасрара-чакре и т.д. Также говорится о пробуждении Кула-кундалини через йони-мудру (глава 15/19-21). Но, судя по всему, текст говорит о йони-мудре скорее как теле Богини, нежели о технической практике хатха-йоги наподобие «шанмукхи-мудры». Хотя это давно не секрет, что сущностные элементы тантры имеют связь и со многими практиками ныне популярной хатха-йоги, суть которых понятна на данный момент единицам из миллионов практикующих.
С моей точки зрения, гаудийский вайшнавизм когда-то подвергся именно влиянию вамачары, но в вайшнава-шактийском формате. В дальнейшем, скорее всего, все свелось к формальным замещениям (анукальпа) и символизму, так течение стало более рафинированным.
Завтра как раз будет праздник Радхаштами, связанный с Шакти Кришны – Шри Радхикой.
Мои вам поздравления и благословения.
Джай Шри Радхе.