Конечно, самоубийство как у натхов, так и в других традициях не приветствуется, потому что такая душа не сможет обрести мокшу. Но смерть очень важна, и к ней надо подготовиться, потому что чем спокойней она пройдет, тем лучше будет следующая жизнь или же освобождение вообще от жизни и смерти. В Индии верят, что самоубийства, насильственная смерть, несчастные случаи, смерть в детстве – это все категория смерти, которую называют апракритика (неестественная смерть). Все неестественное и резкое создает тяжелую карму, и такая ситуация автоматически считается оскверненной, по этой причине в Индии даже не сжигают трупы тех, с кем это произошло, потому что их нельзя подносить после смерти священному огню. Йога же приводит к пограничным состояниям, которые называют самадхи; они могут быть разными по своей природе: через одни вы приближаетесь к тому, что все называют смертью, другие помогают ее осознанно пройти, третьи вообще освобождают от смерти и рождения. Йога, в принципе, – это аккуратный и постепенный подход к процессам смерти, но все это не рассчитано на людей, которые не понимают, зачем это все существует. По этой же причине, если вы спросите обычных хинду о практике йоги (обычных, не знакомых с йогой как формой фитнеса и т.п.), они, как правило, не хотят вообще ничего о йоге говорить, потому что знают, что это очень непростая вещь или даже самая непростая из всех, существующих в этом мире. Некоторые йоги, посредством контроля пран в теле, поднимают их в черепное отверстие, и при этом они могут оставить свое тело, они могут вернуться в тело, тогда это будет дживита-самадхи, а могут достичь видеха-мукти, уйдя вообще из этого мира. Мои учителя говорят, что у йогина есть два рождения и две смерти: одно рождение от физических родителей, второе – полученное от Гуру, одна – обычная физическая смерть и вторая – смерть в отношении всех привязанностей к Майе, т.е. обретение мокши и мукти. Йогам, которые не достигают мукти в этой жизни, но делали тьягу и были преданы своему Гуру и Традиции, натхи помогают после смерти ритуалом, который называется шанкха-дхал. Этих йоги просто при смерти закапывают в самадхи (место захоронения). Йоги, которые обрели мукти, могут сами себе подготовить самадхи в земле или в воде (джал-самадхи) и там оставить свое тело, остановив все праны в теле. Эти практики в Сампрадае называют Уттар-крия, они сложны для простых садхаков, но некоторые к ним стремятся и выходят на такой уровень.