Джайя Горакшанатх!
Натхи рассматривают природу сознания, примерно так же как Кашмирский Шиваизм, как самого Шиву, Парасамвит. Отличие в воззрении на таттвы, у натхов нет жесткой системы описания таттв, потому что они считают Абсолют независимым от философских концепций. Постижение природы Абсолюта тождественно постижению себя как Атмана. Сознание рассматривается как собственная форма Атмана или Атма-сварупа, для реализации этого осознания существует метод в виде работы с вьомами или акашами. Сами эти техники считаются секретными, но, вкратце могу сказать, что они чем-то напоминают практики КШ. В конечном результате этих садхан, Вы достигаете осознания того, что дух и материя являются одним целым. Можно конечно сказать словами буддистов, что ум просветляется или растворяется в своей высшей сущности. Он переполнен одним единым вкусом всех таттв и заключает в себе всеохватывающее, трансцендентное, переполненное блаженством знание. Этот ум подобен младенцу и мудрецу одновременно, он спонтанен, но в тоже время точен, он активен, но в тоже время спокоен, он есть, и в тоже время его нет. Разные тексты натхов по-разному описывают состояния ума реализованных сиддхов, но часто говорится, что все они (состояния) синонимы одного и того же.