Основная дискуссия > Йога натхов

Вайрагья

(1/6) > >>

Lakshminath:
Джайя Шива Горакшанатха!
Джайа Гуруджи!

Адеш!

На форуме достаточно говорилось о том, как необходима вайрагья для успешного прогресса в йоге, что она должна быть не внешняя, а на глубоко мировоззренческом уровне, как писал Гуруджи. Можно ли поподробнее рассказать, а что есть истинная вайрагья? Отречение,оставление своих заблуждений и мирских привязанностей, непривязанность к результату своих действий? Или, может, что-то другое? И как ученику в современном мире утвердиться в вайрагье (хотя бы немного), если у него нет особых материальных ценностей типа дворцов и кучи денег, от которых можно отречься? Как ученик может оценить, насколько он отрешен, или это может сделать только Гуру?
Заранее спасибо за ответы.

Virati:
Адеш!

   Отвечу я на этот вопрос, тем более, что относительно вайрагьи и ее важности в йоге, мне уже пришлось немного написать. Исходя из того, что я поняла, находясь рядом с Гуру, а также из личного опыта - вайрагья немыслима без социальной реализации. Немыслима потому, что сама жизнь обжигает сосуд отрешенности, так же как бахиранга-йога (яма, нияма, шаткармы, сукшма-вьяяма) подготавливает наше тело к полноценной натха-садхане, работе с чакрами, адхарами, лакшьями и вьомами, что составляет «антаранга-садхану». Тексты натхов утверждают, что без этих основ знания, сознание не сможет развиться в йогическое, социум - это «адхара» нашей отрешенности. Социум нестабилен, в нем все всегда меняется, поэтому для обретения спокойствия в душе нужно уметь не «пускать корни привязанностей» в этот мир. Как только вас мир затянул как будто в тиски - это признак того, что вы к нему неправильно относитесь, в этом мире всегда что-то пытается куда-то затянуть и сделать Bac своим придатком, лишив cобственного самоoсознания. Для того, чтобы преодолеть эти канчуки и авараны социума, недостаточно просто посещений классов по йоге, потому что «классы по йоге» подготавливают основу для более важного, без чего йога - не йога. Наличие внутренней вайрагьи - это один из главных критериев того, что человек практикует йога-садхану, а не метод для похудания. В нашей школе, пришедшему предоставляется возможность сначала решить общие человеческие проблемы, поправить здоровье, разобраться с тем, какие системы йоги есть в мире, какие есть учения. Невозможно человека сделать отрешенным, если он не понимает, зачем отрешенность нужна, в чем ее великая ценность, в чем эффективность отрешенного подхода. Это дано только очень духовно зрелому человеку, который многое прошел в прошлых инкарнациях или в этой, тому, кто готов оценить практическую сторону отрешенного видения.

   Тексты натхов и тантры говорят о совмещении йоги и бхоги. Мир переполнен различной бхогой. Йога также стала частью этого мира, хотя сама ee суть - подняться над иллюзиями мира, что приведет к обретению сат-чит-ананды, кайвальянанды, после чего мы поймем, кто мы есть на самом деле.  В мире много преходящих удовольствии, они тоже истина, но их истины такие же преходящие. Поэтому ни одну из них нельзя идеализировать, как бы этот мотив не напрашивался под видом тантры, гностицизма, гухья-даршан - это только теории. Практика - это то, что делает нас адекватными в этом мире, делает наши действия эффективными. Практика учит тому, как при минимальных затратах сил получить положительный результат. Йоги - люди зрелые, поэтому им не нужны абстрактные теории, они не видят никакой ценности в теоретической саньясе и теоретических представлениях о высшей реальности в ущерб ее целостному восприятию. 

   Когда я переводила книгу «Введение в натха-йогу», там часто проскальзывали фразы о том, что натхи принимают все религии и секты, я убрала термин секта, потому что у людей с этим словом свои негативные ассоциации. Смысл в том, что натхи, будучи расположенными ко всем сектам, как бы это ни казалось странным, являются самой не сектантской системой и наоборот, те, кто якобы против сект, зачастую являются самыми что ни на есть убежденными сектантами. Йоги отрекаются не от мира, а от навязчивых, наносных убеждений и систем верований. Почему люди не любят так вайрагью?  Потому что вайрагья плохая и мешает им жить? Нет. Потому что вайрагья стала частью социума, а не свойством души. Они не понимают, что вайрагью невозможно заполучить, купить, продать, одеть и ходить в ней. Нет, вайрагья - истинная природа живого существа и еe не надо создавать специально, создать можно только то, что не является вайрагьей. Отрешенность пробуждается, когда человек естественным образом достигает зрелости души, никакими каула-абхишеками, полученными от корыстных и лживых учителей, отрешенность не достигается. Отрешенность может раскрыть в ученике Гуру, у которого реализовано недвойственное сознание, тот, у кого реализовано сахаджа-самадхи и тот, кто желает ученикам того, что желает самому себе. Если Гуру - реализованная чистая душа, то он не может в ученике не видеть божественного и это божественное Гуру пробуждает в ученике. Посредством дальнейшей практики ученик уже реализует полностью это состояние. Для настоящего ученика Гуру - это шабда-брахман, все слова Гуру - мантры, все действия - мудры. Гуру не может быть хорошим или не очень.  Кто так мыслит, тот не может быть учеником. Для истинного ученика,  Гуру - трансцендентен. Если придерживаться такого видения, то вы сможете раскрыть свою истинную природу и отречение придет само собой.

   Человеческие существа очень слабы, зависят от социума, от климата, от органов чувств, от тела и всего того, что его составляет, мы ориентированы на внешний мир. По этой причине, никто из простых смертных не может стать дживан-муктой, следуя своему несовершенному уму. Мы можем понять что-то возвышенное на основе эмпирического опыта, который указывает нам на нечто более высокое. Натхи учат, что все совершенное всегда было с нами, есть и будет, просто мы не можем его воспринять из-за своих кармических накоплений, поэтому нам надо в этом мире научиться хоть в чем-то видеть высшее. Если вы видите высшее в Гуру - вам это вернется (принцип зеркала). Воспринять себя как сиддха может тот, кто увидел сиддха в другом и такое видение должен культивировать именно несовершенный человек. Но в этом мире, в связи с влиянием Майи, чаще всего несовершенные существа склонны поступать иначе. Они в поисках каких-то изощренных методов, думая, что они приведут их к чему-то настоящему, говорят о недвойственных тантрах, но на практике им не следуют. Получается, что внешне они говорят об одном, а по сути своей являются совершенно иным. Вот почему таких сиддхов как Горакшанатх, такая категория людей не интересовала, его не интересовали внешние названия традиций, философских доктрин. Аугхар, который увидел суть их всех, сразу становится авадхутой. Авадхута вне всех сампрадай, но он открыт для всех учений, потому что он истинный вайраги, йати, его сознание пустое, поэтому перед ним полная картина мира. Тот, кто увидел весь мир, поймет, что бессмысленно менять его на какую-то одну его часть, потому вайрагья становится для йога нормальным явлением. Вайраги подобен царю, который переоделся в нищего, но в любой момент способный оставить эту игру. Учение натхов говорит о том, что облачившись в одежду нищего, Вы не перестали быть царем, ведь это было сделано по вашей воле, игра оказалась очень увлекательной и в ее процессе Вы могли забыть о том, что Вы царь. Там где есть память того, что является вечным, а что преходящим, там присутствует вайрагья. Отречение - качество людей разумных.

Алламанатх:
Адеш! Спасибо, Вирати! А вот интересно, как среди огромной массы живущих на земле людей, находится какая-то часть, которая, оставаясь несовершенной, начинает вдруг пытаться видеть совершенное в других людях, особенно в наше время, когда бывшие материалисты вдруг начинают "видеть" себя чуть ли не просветленными существами? Ведь Майя сильна, могла бы всех "под одну гребенку"...

Lakshminath:
Джайа Гуру Шри Матсьендранатха Махарадж!
Адеш!

Спасибо большое, Вирати, за подробный ответ!   По поводу вопроса Алламанатха - мне кажется, в этом проявляется гармония мира - то, что существуют святые и убийцы, богатые и бедные, люди, искренне стремящиеся к духовному, и "бывшие материалисты", ориентированные на собственное эго, люди разного уровня развития...Мир ведь очень разнообразен и, по-моему, устроен совершенно не по принципу "все под одну гребенку"..., иначе как возможно развитие?

Алламанатх:
Адеш, Лакшми!
В принципе, я согласен насчет проявления гармонии мира. Просто снизу не видно, как иногда некогда процветающие страны (из истории Индии, например) в духовном отношении, вдруг за какой-то период резко начинают деградировать. Мне кажется, не все так просто, хотя  я может сгущаю краски

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии