Аширвадам!
Тут есть есть упоминание про связи восьми матрик с разными человеческими страстями:
Аштаматрики в «Вараха-пуране» описываются как проявления восьми слабостей, что свойственны людям:
Йогешвари символизирует каму (желание); Махешвари — кродху (гнев); Вайшнави — лобху (жадность) и т.д.Мне Гуру говорил, что почитание разных Деват и их природы, напоминающей какие-то человеческие состояния, не стоит понимать очень буквально. Основная цель садханы – реализация чистоты сознания, отречения, читта-вритти-ниродхи, нирвикальпы, это является самым главным, о чем всегда надо помнить. Также надо понимать, что эти основные ориентиры и реальность с ними связанная, по своей природе, вездесущи. Соответственно, чистая мерность собой все пронизывает, в том числе и наше человеческое пространство омрачений. Однако надо четко помнить приоритеты, вы можете сколько угодно подкладывать самые сухие дрова в пространство где должен быть огонь, но если там этого огня нет, то нет никакой разницы в том, подложите вы сухие или сырые дрова. А еще, исходя из моего опыта, вы можете положить даже очень сырые дрова (допустим, они символ наисильнейших омрачений), они тоже могут сгореть, но только если ваш огонь достаточно силен. Поэтому, работая с омрачениями старайтесь учитывать силу огня вашего духовного иммунитета, нужно уметь чувствовать, что вам сейчас по силам, а что нет. Потому что говорить можно что угодно, можно сколько угодно прославлять вамачару, каулачару, агхору, которые должны сублимировать омрачения, но если у человека нет чистой веры в чистые ориентиры, то такие практики могут привести к очень глубоким омрачениям. Вы наверняка видели пропагандеров всего подобного на постсоветском пространстве, они не справились с такими методами, кто-то потому что не имел Гуру, учившего соответствующим практикам, кто-то потому что имел Гуру, но так, "для галочки" (формально), а практиковали сами по себе. А надо не просто Гуру с какими-то статусами, не просто интеллектуального, не просто "приятного", а такого, кто сам через практику изменил радикально свою жизнь. Он должен быть прост, мудр и ориентирован на самые высокие цели садханы. И на такое же ориентировать ученика, он должен учить тому, во что сам верит и без чего не может жить в этом мире ни секунды, кто не променяет свою веру ни на что в этом мире. Дело не в эксклюзивных техниках, типа почитания матрик и прочего, управление своими страстями не происходит через видимую эксклюзивность, это происходит в утвержденности в самом чистом и безупречном, а оно не видимо для этого мира. Самое чистое не уловимо, его нельзя схватить, его обретают когда отпускают свою хватку, когда забывают о себе, своей мирской личности, отдаются чистоте.