Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: 16 адхар, вьомы, лакшьи.  (Прочитано 46651 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
16 адхар, вьомы, лакшьи.
« : Июль 27, 2007, 03:41:12 »

Aдеш!
Давно крутится в уме один вопрос, о работе с состояниями в асанах и пранаямах. Нужно ли в асанах работать с энергией? В текстах натхов часто упоминается об адхарах, лакшьях и вьомах, какую роль они играют именно в хатха-йоге?
Записан

Shunyata

  • *
  • Сообщений: 183
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #1 : Июль 30, 2007, 22:04:12 »

Адеш!
Да, было бы интересно узнать что делать в асане, когда научился ее делать без усилия, как работать с сознанием, если можно так выразиться, куда направлять внимание, нужно ли работать с дыханием?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #2 : Июль 31, 2007, 00:18:01 »

Адеш!
Конечно, статические асаны позволяют хорошо работать с энергетическими состояниями в асанах, так как можно отследить потоки праны в теле. Также асаны воздействуют на состояние сознания, это происходит естественным образом, например, в положении лежа человек привык отдыхать или спать, в положении стоя - заниматься бизнесом и прочими активностями. Ритмы человека проходят по похожим схемам: человек рождается, учится передвигаться, социальной активности, точно так же проходит суточный ритм – сначала, лежа в кровати, человек просыпается, потом садится, встает и начинает дневную активность. Аналогично происходит работа в асанах, потому что асана - это положение той или иной дживы. Асаны должны стать естественной практикой, в нашей школе они делятся на три уровня сложности, что необходимо для постепенного освоения и травмобезопасности. Например, мы не ставим людей сразу на голову, сначала следует укрепить руки, с випарита-карани переходя к сарвангасане, потом ширшасане и т.д. То же самое и с пранаямой. В первое время сознание сосредоточено на тех изменениях, которые происходят при практике асан, эти состояния должны контролироваться постепенно, поэтому в нашей школе нет форсированных методов, ведь энергия, чтобы трансформироваться и стать качественно высокого уровня, необходимого для практики Кундалини и Раджа-йоги, должна утончиться и стабилизироваться. Это возможно посредством статических асан.  Адхары - это места сосредоточения сознания, для того чтобы сделать практику внутренней, что и отличает йогу от гимнастики - в йоге сознание обычно направленно внутрь. Для этого и рекомендуется сосредотачиваться на точках, расположенных вдоль сушумны. Точки соответствуют ещё и определенным уровням сознания, которых так же 16: четыре основные - джаграт, свапна, сушупти, турья, каждая из которых делится ещё на 4 - джаграт-джаграт, джаграт-свапна и т.д. Считается, что наше сознание изначально тождественно сверхсознанию Парасамвит, поэтому, на самом-то деле, сосредотачивается то, что должно само себя постичь, и этот процесс происходит спонтанно. Характерное отличие концентрации, или дхьяны у натхов от той же у Патанджали в том, что это происходит за счет работы с шакти. Пробуждение Кундалини происходит при наличии необходимого психоэнергетического состояния, которое невозможно без асан и пранаямы. В тантре есть подобные методы сосредоточения на адхарах, но там они присутствуют в виде звуковой вибрации, и так же связаны с работой в состояниях бодрствования, сна, сна без сновидений и т.д. Адхары - это отражение света сознания в тонком теле, а также они выступают в роли точек трансформации витальной энергии в психическую, поэтому адхары используются в практике бандх и мудр. Неслучайно значение слова «мудра» - печать или отражение. Это отражение света (Пракаши) сахасрара-чакры в проявленном (бимба); собственно, мудры – есть жесты соединения духовной и витальной энергии. Другое значение слова мудра – «дарующая радость», т.е. обретаемая посредством объединения имманентного и трансцендентного. Хатха-йогические мудры этому не исключения, и, соответственно, адхары в этом тоже играют немаловажную роль. Адхары дают возможность восприятия антар-лакшьи, через лакшьи - восприятие вьом, а через вьомы - познание своей истинной сущности, вечный Атман, кто пребывает в состоянии мокши. Получается, что сознание при практике йоги переходит от многообразия его объектов восприятия к одной единой лакшье.
    Практика мудр, начиная с випарита-карани, маха-мудры, махабандхи, махаведхи, набхи, кхечари, йони мудры, - задействует работу с адхарами. Что касается внешних лакшьев, то это концентрация на различных таттвах или же на огне, луне и солнце, также могут быть любые другие внешние объекты дхараны. Мадхьяма-лакшья практически произвольно дает состояния восприятия вьом, в некоторых текстах она вообще не упоминается, очевидно, она и есть промежуточный уровень между лакшьями и вьомами. При этом нужно также понимать то, каким образом вьома ведет к полному раскрытию себя как вечного Атмана. Например, пространство темноты Паракаша - противоположность трансцендентному свету Атмана, т.е. противоположность ещё больше раскрывает трансцендентный свет. На высших стадиях кайя-садханы просветляется и само тело, оно становится подобно бесконечному пространству, полностью исчезают все ограничения.
   Прана-ниродха и читта-ниродха действуют сообща, соответственно, тексты говорят совершенно правильно о том, что без работы с сознанием не может быть и хатха-йоги. В хатха-йоге огромную роль играет пранаяма, а в раджа-йоге - самьяма, но это не означает, что на высших уровнях практики нужно оставить практику асан, просто асана переходит на иной уровень выполнения. Так же как и в яме-нияме, которые могут рассматриваться на уровне шарирака (телесном), вачака (словесном) и манасика (ментальном). При достижении определенной реализации, к примеру, в апариграхе на уровне действий вам не обязательно отказываться внешне от даров, главное - то, что происходит в вашем сознании, но если же возникнет необходимость во внешнем оставлении, то это сделать для вас так же не составит никакого труда.
« Последнее редактирование: Август 06, 2007, 23:29:31 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #3 : Июль 31, 2007, 13:36:40 »

Адеш, Гуру джи!
Спасибо Вам за ответ!
Здесь просматривается тема Сиддха-сиддханты, Ямы-ниямы и много-чего связывается воедино.
Многое проясняется.
 Адеш!
Записан

Shunyata

  • *
  • Сообщений: 183
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #4 : Август 22, 2007, 20:41:57 »

Джая Шива Горакшанатх!
Адеш, Гуружи!
Столкнулась с тем, что в текстах говорится об адхарах и причем разное.
Где-то Шива является адхарой для Шакти, а где-то Шакти - адхара, например Кундалини выступает адхарой для проявленного мира. Хотелось бы разобраться с этим.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #5 : Август 23, 2007, 22:35:42 »

Адеш!
Так как Кундалини-шакти является силой, которая творит Вселенную, то Она является опорой (адхарой) для Вселенной, или, точнее, для тела Шивы. Шива и Шакти обоюдно являются адхарой друг для друга. Благодаря Шакти, Шива обретает высшую трансцендентность, а Шакти, благодаря Шиве, раскрывает свои творческие силы. Адхара означает то, что поддерживает, например, отец или мать обучают и оберегают сына, закладывают ему правильную систему ценностей, то, как он должен действовать в социуме. Родители обеспечивают его питанием, жильем и т.д., т.е. дают поддержку. В йоге как методе слово адхара также используется в нескольких смыслах: в практике мудр, где задействованы адхары; даже сами мудры, как способ достижения определенных состояний, могут называться адхарами; а также точки (адхары) для сосредоточения сознания во время практики – они тоже являются «методом» для осознания трансформации самого сознания. Если бы не было сознания, то вам не нужны были бы никакие мудры, т.е. нечто в вас самих заставляет вас делать какую-то практику, поэтому сознание является также и адхарой практики. Так же как и практика является средством для изменения сознания. Приведу вам более жизненный пример: скажем, индусы на Запад "поставляют" свои духовные системы, которых тaм нет и где эти учения пользуются спросом. В свою очередь Запад им поставляет свою продукцию, которая отсутствует в «дикой Индии». Индусы считают для себя Запад чем-то уникальным, в то время как Запад так же думает об Индии, и обе части света восполняют дpyг в дpyгe то, что им недостает. Мы учимся у одних людей и даем знания другим, происходит обмен, поэтому каждый объект способствует развитию и является поддержкой друг для друга, это происходит обоюдно.
« Последнее редактирование: Август 24, 2007, 11:02:25 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #6 : Август 24, 2007, 17:30:11 »

Джая Шива Горакшайоги!
Джая Гуру Шри Йоги Матсендранатх Махарадж!
Спасибо Вам большое! Вы открываете нам глаза. Да поможет Ваша Милость не закрыть их обратно.  suns
Записан

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #7 : Сентябрь 12, 2007, 22:10:27 »

   Гуру джи,а как в собственной практике использовать понятие адхар?
      Спасибо.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #8 : Сентябрь 14, 2007, 22:35:02 »

Адеш!
Адхары применяются на той стадии, когда асаны переходят в мудры. Вы не сможете специально концентрироваться на адхарах в асанах, когда общее психофизическое состояние не приведено в порядок. Когда вы только начинаете практику хатха-йоги, сосредоточение ума происходит на тех точках тела, которые сами напрашиваются при выполнении асаны. Далее, достигнув определенной чистоты и силы, сознание может быть сконцентрировано на адхарах. Вы наверняка в курсе, что энергия следует за мыслью, но не все люди могут контролировать мысли и прану. Есть люди, которые наработали гибкость, но асаны они делают с большим напряжением, поэтому они на самом деле далеки от работы с мудрами и бандхами. Для направления энергии в сушумну нужно, чтобы она была, причем определенного качества. Адхары - это точки, на которых концентрируется сознание и витальная энергия для пробуждения Кундалини-шакти. На самом-то деле, к этому и ведет настоящая хатха-йога. Эти точки важны в практике мудр, мудры - это психофизические символы. Есть несколько переводов этого слова, одно значение - «печать, оттиск», т.е. мудра - это отражение («пратибимба» - санскритский синоним этого слова), отражение трансцендентного света в каком-либо объекте. Эту тему мало кто освящает подробно, хотя без неё не может быть настоящей хатха-йоги в ее истинном предназначении. Я вкратце расскажу, что это такое. В сахасрара-чакре мистики переживают сияние (пракашу), самый запредельный свет, наивысший по сравнению с другими чакрами. Каждый центр тела отражает этот свет. Отражение - это природа вимарши, или Шакти, а свет - сам Шива, в виде безграничного океана сознания-света. В нашем индивидуальном сознании тоже проявляется Шива, поэтому во время сосредоточения на отражении сияния Шивы в мире форм вы познаете свою изначальную природу. Приведу вам совершенно бытовой пример: отражать свет может гладкая поверхность - зеркала, полировка мебели, металл, поверхность воды. Почему поверхности такого рода обладают качеством отражения? Потому что они обладают уравновешенной структурой, и чем она более ровная, тем точнее отражение. В субстанции, где доминирует саттва, свет лучше отражается, т.е. в субстанции, имеющей образ. Если вы разрушите образ, в субстанции будет преобладать тамас и раджас. Одним словом, говоря по-русски, получится безобразие, разрушение. Тогда как саттва отвечает за созидание, сохранение, равновесие, упорядочивание. С телом происходит та же картина: когда вы практикуете хатха-йогу, тело очищается, прана уравновешивается, такое состояние йогины называют «саттвой тела». Дело даже не в том, что возможности света ограничены, конца света не может быть, по определению йоги и тантры, ибо свет бесконечен и вечен. Просто не каждый способен видеть сущностную природу света во тьме, но это возможно. Природа обычного живого существа такова, что ему легче сосредоточить сознание на красивом, на понятном, чем на абстракции или хаотичном абсурде.  Именно поэтому тантрики придумали множество человекообразных Богов. Это архетипы определенных сверхчеловеческих сил, с которыми рано или поздно любому мистику придется иметь дело. Похожим образом дело обстоит и с чакрами, и условными изображениями вселенной в теле - это, на самом деле, не просто картинки. Чакры - это янтры, устройства, которые при правильном их использовании становятся средством постижения другой реальности. Йогины пошли дальше изображений, они некоторые методы объяснили абстракциями. Многие йоги были сахаджиями, эта садхана имеет прямое отношение к натхам. Люди привязаны к разным объектам материального мира, но сильнее всего к собственному телу, а сахаджа подразумевает естество, все то, что естественно направлено на высшее, таково состояние сахаджи. Мы часто делаем в этом мире много лишнего и неестественного, естественен для нас, например, вдох и выдох; вы сможете прожить без секса, без еды - поменьше, еще меньше без воды, но не без дыхания. Адхары - это особые точки, через которые энергия трансформируется и направляется к сахасрара-чакре. Это точки жизненной силы, которая - проявление Шакти, в ней отражается свет Шивы. Теперь рассмотрим дальше значение слова «мудра». То, что это отражение и печать, мы уже знаем, второе значение, согласно трактовке натхов и тантриков: «муд» - радость, «ра» - даровать, т.е. «дарующая радость» - таково определение мудры. Когда прана и сознание через адхары концентрируется в сушумне, пробуждается Кундалини-шакти, и вы обретаете радость. Обычно люди испытывают радость при занятии сексом, а при пробуждении Кундалини-шакти и направлении её к Шиве происходит внутренняя майтхуна, и вы испытываете радость не мирского характера. Это «йогическая майтхуна» - сама сущность тантрической майтхуны. По сути, все йогические мудры направлены на обретение этого состояния, и адхары здесь играют важную роль, это действительно точки, через которые пробуждается сушумна, они - не мармы или меридианы, а нечто большее. Мармы, разные внешние полевые структуры - это среда для оживления адхар и чакр. Когда энергетическое тело достигает определенного развития и прана движется в сушумну, как говорят многие тексты, тело йогина становится подобно трупу. Внешне тело такого адепта обычно выглядит как предельно собранное, в нем исчезает рыхлость, каждая часть тела соединяется с другими частями. В это время вам не нужно специально делать бандхи в виде бессмысленного сокращения мышц, они происходят сами по себе и формируются потоками праны, направленными внутрь и вверх. Поскольку все это я рассказываю также в соответствии со своим опытом, то не могу в нюансах делиться подобными вещами, не видя человека лично. Поэтому лишь отчасти описываю, в соответствии с текстами и частично своим опытом применения адхар. В свое время на одном из форумов я коротко описал свой опыт, и как я понял, люди, не имеющие опыта правильной йога-садханы, такие вещи понимают с большим трудом. Например, они не понимают, почему практика бандх у них никак не отражается на духовном состоянии, а скорее, «растворяется в теле». Просто у них не достаточно почищены нади, и если в таком состоянии делать бандхи, то они растворяются в пране, но эта прана не в том состоянии, чтобы стать шакти. Поэтому у неподготовленного практикующего, бандхи, если и играют роль, то только на уровне физиологии и терапии.  Но истинное их предназначение - это пробуждение и подъем Кундалини. Так же и с адхарами: грамотно и по назначению их может использовать только опытный йогин. Потому многие тексты натхов обычно говорят: «Тот, кто не познал 9 чакр, 16 адхар, 3 лакшьи и 5 вьом, только одно название йогина носит». Адхары и т.д. имеют отношение к антаранга-йоге, по сути, это базовые понятия для раджа-йоги, лайя-йоги или высших разделов хатха-йоги. На определенном этапе йогической практики даже в хатха-йоге, которую многие по невежеству заносят в «низшие методы», йогические аспекты разделяются на высшие и низшие, причем это разделение весьма условно. Здесь очень многое зависит от уровня практикующего. Вы не найдете в сети (ни на русском, ни на английском языках) и в изданной литературе описание вышеупомянутых адхар, вьом и т.д. Следовательно, либо о них никто не знает, либо тот, кто имеет практический опыт, не способен его объяснить, в связи с недостатком информации, которая имеется в классических текстах о йоге натхов. Говоря откровенно, я все-таки встречал на территории СНГ несколько человек, которые к этим вещам пришли самостоятельно в процессе своей практики. В Москве пока ни одного не видел, есть на Украине и в Питере. Радует то, что такие люди есть.
« Последнее редактирование: Сентябрь 15, 2007, 11:35:40 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #9 : Апрель 04, 2008, 13:38:45 »

  Гуру джи,возможно ли больше рассказать о вьомах и практике вьом
     Спасибо.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #10 : Апрель 06, 2008, 10:46:57 »

Адеш!
Вьомы связаны с пранами и пятью элементами. Когда концентрируешься на точах бинду определенного цвета таттвы, работаешь со сворачиванием и разворачиваем таттвы из бинду посредством сознания, то получаешь опыт различных вьом. Вьома, на самом деле, одна, в текстах просто описана её разная структура. Этих пространств бесконечное множество, но тексты, говорящие о акаше, парамакаше, махакаше и т.д. описывают самые основные, которые - причина всех остальных пространств, поэтому они и рекомендуют концентрироваться на основных. В процессе выполнения пранаямы и развития, расширения возможностей праны, может быть опыт самых разных пространств, который в различных объектах позволяет воспринимать отражение изначальных пяти вьом. К этому опыту не стоит сильно привязываться, он просто служит неплохим вспомогательным средством для достижения устойчивости в восприятии объектов мира, как являющихся по сути пустотой.  Когда мы видим какой-то материальный объект, то мы не видим его как скопление первоэлементов, и поэтому наш ум увязает в феноменальном восприятии, опыт вьом как раз помогает отойти от такого ограниченного виденья явлений мира.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #11 : Апрель 06, 2008, 12:09:15 »

 Адеш!
И,как всегда спасибо.Пообщаться бы плотнее по теме.Что-то ускользает ...
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #12 : Август 18, 2008, 14:31:48 »

Адеш.
Да уж ускользает. Недавно просматривал книги по йоги, на хинди и встретил такое описание вьом: акаша-белого цвета, парамакаша-красного цвета "ракта", махакаша-дымчатого цвета "дхумра", таттвакаша-синего цвета "нила", сурьакаша- золотого гаура ранг. Гуруджи откуда такое описание цветовое, вроде бы как элементам по цветам не соответствует или в Индии каждый Гуру дает свои трактовки, по акашам и практикам с ними связанными?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #13 : Август 18, 2008, 16:44:18 »

Адеш!
   Так и есть, кто-то соотносит вьомы с махабхутами, потому что они составляют тело и вселенную, а тело - часть «вселенского тела», поэтому махабхута и внутри, и  снаружи. Есть соотношение с гунами, первая вьома - гуна-рахита (вне гун или в состоянии их равновесия), остальные вьомы, каждая с доминантой той или иной гуны и последняя - их совместное осознание. Про такое цветовое соотношения я слышал, оно связано с мадхьяма-лакшьей, в ССП рекомендуется ее созерцать не в теле и не где-то конкретно за его пределами, что соответственно и есть практика вьомы. Цвета даются соответствующие: белый, красный, дымчатый и т.д. Думаю, эти цвета для обозначения вьом и заимствовали из мадхьяма-лакшьи некоторые переводчики текста, так как по описанию и смыслу все увязывается. Я вот думаю, может книгу написать по таким практикам, все равно, так или иначе, придется это делать.
« Последнее редактирование: Август 18, 2008, 21:39:19 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #14 : Август 18, 2008, 18:44:34 »

Адеш, Гуруджи! Спасибо за ответ, все ясно теперь.
Записан