Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Аманаска-йога  (Прочитано 31372 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Аманаска-йога
« Ответ #60 : Июнь 21, 2010, 15:09:47 »

Адеш!

Пустота - это Атман. Буддисты говорят о теории Анатмана, потому что у Атмана много описаний и его сваруп (аналогий), которые обычный человек может отождествить с ахамкарой, отсюда они выбрали выход из таких проблем - шунья (пустота). Однако это не значит, что нашего истинного Я нет, - оно и есть сама шунья. Но для натха шунья может стать просто красивой теорией и пустой концепцией, как и для любого другого практикующего. Как и многие сиддхи, натховские Гуру признают и то, что все является Шивой-пустотой, просто потому, что Шива - это Шакти и есть, а Шакти - это мать всех форм, она все эти формы и есть. Шива и Шакти - это нечто единое, одна самарасья-карана. Поэтому наше сознание - это тоже Шива, когда мы сознание естественным образом сосредотачиваем на том, что его очень сильно привлекает, то это подобно тому, как Шива стремится соединиться с Шакти, или наоборот. Вернее, для йогина или тантрика, это не просто подобие, а сам процесс союза Шивы и Шакти. В эти моменты происходит встряхивание (мантхана) ограничений нашего сознания, или их встряска (кампана): сознание начинает возвращаться (нивритти) в свой изначальный источник возникновения (унмани), это и есть аманаска (состояние вне ограничений обусловленного ума). Тантрики для достижения такого состояния разработали много практик-уловок (упай), которые могут заставить нас искренне погрузиться (самавеша) в то, что нас привлекает, захватывает; а привлекают или сильные наслаждения, или сильные страдания. Поэтому они разработали панчамакары, агхору, много разных крайних методов. Так как серый мир часто усыпляет наше духовное восприятие, тантрики разработали подход по "вытряхиванию" этого восприятия из серости быта, обыденности и т. д. Но чем это устремление обусловлено? Оно, опять же, обусловлено тем, что человеческому существу в его сущности это состояние свойственно всегда изначально; самадхи, кайвальянанда и т. п. - это не форма болезни или извращение, это нормальное наше состояние. Как это ни парадоксально (а в двойственном мире все так), но большинство людей по самым разным причинам, коих не счесть, склоны верить, что для нас мокша - это что-то неестественное, нереальное, но на самом деле это не так. Многочисленные пандиты и теоретики, которые сами далеки от практики, то и дело нас убеждают в том, что это сложно, что это нереально, что это не для нас; и слушая их, видя в них какие-то интеллектуальные (по социальным меркам) достижения, мы не склонны усомниться во всех этих "грамотных людях". Да, это очень непросто, да это не всем дано в определенные отрезки времени, но мокша - это то, что в нас всегда было, есть и будет, и мудрые никогда в этом не сомневаются. Мы все к ней стремимся, бессознательно, каждый по-своему. Поэтому человечество наизобретало столько практик, столько религий, что уже сами эти религии привели к не меньшей запутанности, причем так, что порой человек, далекий от формальной "духовности", может быть к полному освобождению своей души намного ближе, чем т. н. "образованный мистик", "практик". Все религии, все практикующие даже в рамках одной конфессии или секты спорят о том, какой из методов и путей лучше; не понимая сути, они порождают все больше и больше трактовок и непонимания, от этого в их умах не становится больше ясности. Не понимая натхов, они спорят о том, что тантра лучше; не понимая тантры, "йоги" ее полностью отрицают. Я же смог оценить подход Горакшанатха и многих его последователей, которые использовали все методы, которые ведут к само-трансформации.
Вы говорите, вам помогает концентрация на сушумне. Я не говорил об этом ничего, вы сами к этому пришли. Хотя об этом много сказано в писаниях. Действительно, концентрация на сушумне позволяет быстро центрировать ум и прану, отсечь все второстепенное. Может быть, кто-то даже из йогов сказал бы, что такой вид практики выше по сравнению с пуджами и почитанием Деваты пуджами, в этом есть, конечно, много разумного и много своих преимуществ (хоть и не для всех), но все же в такой "опоре" вы зависите от того, к чему вы больше всего привязаны (к телу). Можно, конечно, более глубоко объяснить важность сушумны и ее эзотерические аспекты, почему в ней естественным образом так легко поглощаются праны и сознание. Сушумна - это нади (главная), а что такое нада - об этом много говорится в разных Тантрах; по сути, нада - это то, в чем растворяется вся двойственность, и следовательно, это символ (лакшья), возвращающий нас к тому изначальному и самому высокому состоянию, которое дано изначально. Поэтому сушумна способна интегрировать микрокосм, через него мы способны совершенным образом видеть, как нам правильно взаимодействовать с внешним миром. Так что сушумна - это правильный вариант. Сушумна - это лакшья, согласно текстам натхов. Условно выделяют три лакшьи, так как это удобно для определенных разделов практик йоги. Но есть одна лакшья, на самом деле. То же самое и с акашами: есть одна акаша - Атман, остальные - его сварупы, они нужны для практики осознания Атмана. Мы то же самое можем говорить и о Кундалини: их может быть две, три, четыре и больше, то же самое о наших телах. Из всех этих дроблений и делений люди делали техники, практики, ведь дробления и многообразие, конечно же, подразумевает двойственность, а что это, как не помрачение? Помрачения привели людей к изобретению обилия практик. Зачем придумали тантру? Потому что Кали-юга. И в тантре бесчисленное множество методов. Но Горакшанатх сделал очень смелую и важную попытку, хоть этим он и "погладил тантриков против шерсти", он также "погладил" и йогу, застрявшую в пустой философичности: он сказал, что пора из методов извлекать эссенцию, и, собственно, так получилась золотая середина - не много методов, но сразу уносящих внутрь, он заставил все вращаться в другую сторону. Поэтому мой Гуру и говорил частенько, что йога может быть без тантры, но тантра - не может быть без йоги. Можно оспаривать, конечно, все зависит от глубины понимания как одного, так и другого. Но акцент Горакшанатха, в принципе, понятен. Образ Горакшанатха - очень хороший пример того, какими можем быть и мы; не буквально такими же, может, если бы сейчас Горакшанатх явился, то он действовал бы уже по-другому, - важно понять сам подход.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Михаил

  • *
  • Сообщений: 55
Re:Аманаска-йога
« Ответ #61 : Январь 10, 2013, 11:45:28 »

Существует ли перевод текста "Аманаска-йога" на западные языки?
Записан

Коркутх

  • *
  • Сообщений: 84
Re:Аманаска-йога
« Ответ #62 : Январь 10, 2013, 12:10:21 »

Существует ли перевод текста "Аманаска-йога" на западные языки?

на русском точно есть в переводе Гуру Йоги Матсьендранатха:
http://nathas.org/shop/books/ssp/
...насчёт других языков не уверен, возможно есть на английском
Записан

Михаил

  • *
  • Сообщений: 55
Re:Аманаска-йога
« Ответ #63 : Январь 10, 2013, 12:13:10 »

Спасибо. Гугл также выдал диссертацию на английском по этой теме, там вроде присутствует и сам текст. :05:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Аманаска-йога
« Ответ #64 : Январь 20, 2013, 19:17:05 »

Существует ли перевод текста "Аманаска-йога" на западные языки?

На английский "АЙ" давно перевели.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Nastasya

  • *
  • Сообщений: 23
Re: Аманаска-йога
« Ответ #65 : Декабрь 05, 2019, 09:21:17 »

Адеш! Такая шлока из "Аманаска-йоги" заинтересовала и привела в эту тему, погрузившись в её чтение все вопросы куда-то пропали :05: но я попробую их сформулировать)

66. Когда взгляд, направленный вовне, постепенно обращается внутрь, [йогин] видит сам себя без зеркала.

67. Вначале взгляд блуждает вовне; куда бы он не направился, там его следует зафиксировать, тогда [ум] постепенно исчезнет.

68. Благодаря прерыванию последовательности санкальп постоянно внимательный взгляд, лишенный опоры, обретает спокойствие. 

Здесь речь идёт как раз про тарака-йогу? Постоянно внимательный взгляд- это тарака, как она связана с кхечари-мудрой? Видела что Хатха-йогу так же называют Тарака-йогой, йогой освобождения.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Аманаска-йога
« Ответ #66 : Декабрь 26, 2019, 16:42:22 »

Аширвадам!

«Аманаска-йога» – один из важнейших текстов Натха-сампрадаи, хотя в нем немало важнейших тантрических элементов. Например, там говорится о практике उन्मेष unmeṣa (открытие глаз) и निमेष nimeṣa (закрытие глаз), что в Кашмирском шиваизме связано с тремя самадхи. Одно самадхи – когда вы закрываете глаза и погружаетесь только в себя, а второе – когда вы выявляете в себе неизменную реальность Атмана, вы его видите вовне. Есть еще третье самадхи, когда наступает покой через баланс внутреннего и внешнего, вы не делите, и это состояние называется Шамбхави-мудра. Шамбхави-мудра в Кашмирском шиваизме связана с высшей Шамбхава-упаей. Натховские практики я бы назвал эссенцией из Кашмирского шиваизма. Просто в последнем есть каула-ритуалы, в которых вы постигаете состояние Шамбхавы, натхи сохранили сущностные элементы этих практик в сокращенных системах почитания. В Кашмирском шиваизме такие уровни, как нирупая и Шамбхава, реализуются посредством Шактипата, получаемого от Гуру. У натхов то же самое, только технически это происходит через Шамбхави-пуджу или нади-пуджу. Если вы пойдете дальше и урежете еще эти пуджи, то вы получите Шамбхави-мудру, которая ныне и популярна в хатха-йоге. Хотя я лично думаю, что у этой практики есть своя история и своя «эволюция», зная которую, эта практика, которая сейчас в книгах Шивананды, Бихарской школы и др., работает намного эффективней, если изучать глубже их происхождение. Мне кажется, эти техники, которые сейчас используются всеми, подобны цветку, что оторвали от корня – получается, что практика не подпитывается той традиционной атмосферой, из которой она произрастает. Такие тексты, как «Аманаска-йога», требуют тщательного разбора чуть ли не каждой шлоки.

Там говорится, что есть пурва (первая) йога и пурва-тарака, и есть уттара (высшая, или последующая) йога, которая также называется апара (другая, т.е. «продолжение предыдущей пурвы»). Там говорится, что первая связана с внешней мудрой, а другая связана с внутренней, и также говорится, что уттара называется раджа-йогой (राजयोगः स उच्यते) и ведет к унмани. Безусловно, когда идет речь о пурва-тараке – это то, что соответствует хатха-йоге, а когда об уттара-тараке – то речь идет о раджа-йоге. Одна ведет к другой. Если вы посмотрите внимательно, то увидите, что мудрами называют иногда практики хатха-йоги, такие как махамудра, махабандха и т.д. Но иногда дхараны на пять махабхут также называют мудрами, или в «Гхеранда-самхите», где описаны разные методы обретения самадхи, тоже упоминаются мудры. Термин «мудра» – от корня मुद् mud, в грамматике имеет отношение к двум ганам (даю вместе со значением на англ):

1) मुद् mud mixing (смешение, слияние), uniting (соединение) / संसर्ग saṃsarga 1119/3 гана 10.
2) मुद् mud rejoicing (радость) हर्ष / harṣa 1292/2 гана 1.

Т.е. мудра – как соединение пальцев, как некое высоко значимое действие, как то, что в йоге соединяет прану и апану, манас (ум) и прану (витальную силу) – я думаю, это подходит под хатха-йогу. Хотя первый вариант подойдет и под раджа-йогу тоже, второй также, когда реализуется кайвальянанда и т.п.

По поводу взгляда – он «недвижим», потому что это восприятие неизменного, вечного Атмана, т.е. это не колеблющееся состояние, у натхов – это знак приверженности Гуру и учению, носителем которого он является. Если этого нет, претендент на ученичество колеблется, его несет то в одно состояние, то в другое – то он не считается учеником и полноценным практиком. Шамбхави – это Шакти, которая смотрит в пустоту, поэтому эта же практика есть и кхечари, ведь кхечари – это движение в пространство (пустоту, или Шиву, Шамбху). Шамбхави смотрит в Шамбху и перенимает его состояние, становясь, таким образом, Шамбхави. Йогин смотрит в Пустоту и становится сам пустотным, он становится стабильным, как эта Пустота. Поэтому асана даже у Патанджали – «стхира» (устойчивая), «сукха» (су – благое, кха – пространство). Все его мирские усилия и дергания (праятна) отпускаются, убывают (шайтхилья), и йогин идет в бесконечность «ан-анта». Состояние Шамбхавы и Кхечари – по сути одно и то же, по этой причине многие тексты по йоге часто подчеркивают связь Кхечари и Шамбхави мудр. Хотя с ним связаны и Махаведха – Великое проникновение (в Пустоту), и Уддьяна – движение вверх в Пустоту (Шиву). Есть, конечно, свои тонкие особенности, но и сущностная связь тоже. Мы можем это отчасти обсуждать даже тут, но я не могу многого передавать тем, кто не является учениками или являются лишь отчасти. То, что тексты говорят, что это практики секретные и высокого уровня, в этом нет каких-то интриг, пустословия или преувеличений – там говорится именно так, как оно есть на самом деле.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.