Еще добавлю чуть чуть по вьеомам. По сути, любая "фиксированная" лакшья, не что иное как "не фиксированная" лакшья в потенциале. Кстати, необязательно опыт вьомы должен быть получен при практики мудр, пранаям и созерцательных, не ритуальных йогических техник. Вьома - это "невидимое в видимом", например, в тантре при "авеше" можно чувствовать как в мурти или янтре, а также в теле участников Чакра-пуджи Кумари, Йогини или Бхайрави-пуджи, происходит некая Шакти-чалана, когда ты видишь физический объект, а в нем происходят некие скрытые духовные изменения. Физический объект - фиксированная среда в которой происходят не фиксированные процессы, так что ты реально видишь разницу и взаимосвязь проявленного и непроявленного бытия. Это тоже по сути вьома. Так вот, это ритуальная каулическая садхана, но есть, к примеру, не ритуальная йогическая, когда внутри шакти в чакрах начинают из спящего состояния переходить в активное, тогда ты видишь тоже вьому, движение энергии на фоне двух реалий своего тела и той тончайшей пустоты недвижимой, в которой и происходит Шакти-чалана. Чтобы этот процесс отследить, йогин для этого и использует фиксированное неподвижное положение тела. В тантре этот процесс рассматривается как нисхождение, в йоге - как пробуждение, но, опять же, смотря как на это явление смотреть. Нисхождение или же правеша, по сути, есть не что иное как выявление соответствующих энергий из чакр. Что собственно и делает внутреннюю лакшью активизированной, постепенно грани между внешним и внутренним исчезают, тогда ты уже и получаешь полноценный опыт вьомы.
Я этим практикам обучаю, но в них много деталей своих, нужно подробное описание методов подготовки на уровне тела, праны и конечно же теории, освещающей принципы, по которым работают эти методы. Для чего они нужны, в чем преимущество этого состояния по сравнению, скажем, с обычным непробужденным и ограниченным восприятием.
Это фундаментальные практики нашей традиции, не случайно их описывают во многих текстах Горакшанатха. Еще в нескольких упанишадах, но там взяты только вьомы и лакшьи, без упоминания об адхарах. Думаю, что сами по себе эти практики имеют отношение именно к основателю нашей линии Горакшанатху.