Просмотрел бегло, спасибо, Михаил, интересные книги. Но только вы знаете, размышлений у меня так много насчет всего этого, что даже не знаю, стоит ли такое писать. Тут и встроенность йоги завершения в кьерим и всего этого в буддизм в целом, где детали даже дзогрима зависят от концепций всей традиции. Концепции там неизменны, и потому говорить сейчас о том, что вот раньше были сиддхи, которые днем практиковали индийскую тантру, а ночью буддизм, или наоборот, бессмысленно, никому из строителей своих буддийских корпораций это не интересно. Видите ли, я не хочу титулов и всяких признаний в буддизме, у меня в индуизме и так достаточно всего, а если же говорить об обретении настоящей реализации, без варения в бюрократии той или иной сампрадаи, то тут все просто, я видел многих, кто ходит и получает всякие ванги, но большая часть, скорее, для коллекций. Как я это увидел на Западе. Меня же интересует реализация, а не пожизненное вращение в их бизнесе. И я думаю, этого многим хотелось бы, но, увы, мне с трудом верится, что для многих такое возможно. Просто я смотрю, как все красиво и как все эти школы подают надежды всем, но как там копнешь поглубже, то выясняешь, что многое они не договаривают и не договаривают самое главное, как правило, без чего практики теряют свою эффективность, – не все просто. Я, наверное, не буду писать совсем честно все, что я думаю, чтобы не обидеть никаких верующих, впрочем, многие из них меня бы поняли, может быть, и себя тоже, если фанатизм не преобладает над широким и глубоким сознанием. На уровне политик разных сампрадай всегда будут разногласия, особенно если они представлены в западном мире на уровне больших денег, и даже если вы найдете много схожего, и даже если когда-то это было не просто схожее, а единое, вас обзовут еретиком и все сделают для того, чтобы низвести под ярлык нью-эйджа или шизотерики. Поэтому непростая эта тема, даже соотносить чакры и грантхи ваджраянского дзогрима и индийской тантрической йоги, видите, я вынужден даже разговор переносить в казалось бы другое русло. Это то, о чем я говорил в других темах: иногда говорим просто о "пудже", например, вамачарской, а касается того, что она выдергивает практика из варн и каст; говорим о практиках йоги в натховской линии, а как мы это рассмотрим без того, что там в самой Индии у этих йогов респект отличается от нашей среды? А если еще брать Россию постсоветскую........ , да простят меня ярые патриоты.
Вы знаете, иногда приходится видеть очень смешные вещи в разных йога-центрах или школах: людям дают практику, например развязывание какой-нибудь грантхи, качества которой связаны с жадностью, и человек питает жадность к получению такой практики и многим ее деталям, и практика "ослабления грантхи" ее наоборот закрепощает. Или когда люди садятся в лотос по всем предписаниям и с напряженным видом медитируют. Вам не доводилось с такими встречаться вещами?