Хороший вопрос. Это страхи, что естественно для большинства людей, просто они бывают разного происхождения у разных людей. Согласно “Шривидьярнава-тантре”, страхи - это то, что отделяет пашу от виры. Страхи и спокойная, трезвая, фрагментная осторожность - это вещи очень разные. Я могу сказать исходя из своего опыта: самые деструктивные моменты моей жизни были всегда связаны не со смелыми и трезвыми поступками, а скорее с тем, когда я недозавершал что-то крайне важное. А все мои крупные успехи в жизни были связаны с решительными действиями и большим самопожертвованием, когда надо было преодолеть трудности. Все просто, если при твоем рождении в твоей жизни не было самых лучших условий, то это означает, что надо создавать условия, чтобы вылезти из маргарина, в котором ты очутился. Если ты не родился с реализованными сиддхами, то не стоит думать, что они появятся без усилий, кто бы какие умности ни говорил на этот счет. Слабая человеческая природа найдет оправдание любым своим слабостям, и чем омраченней человек, тем больше, как правило, он о себе говорит как о наиболее совершенном. Если ему кто-то скажет правду, он даже это воспримет как "зло", но мало кто таким возьмется говорить ее в полной мере. Потому что никто не захочет связываться с агрессивными реакциями в свой адрес, особенно видя, что человек в должной мере не воспримет. Скорее наоборот, он будет искать противоположные мифы для себя, сказки, какой он замечательный, "я не дурак, а просто непонятый и непризнанный эльф". Да и большинство людей эгоистичные, именно потому что они сами недостаточно мудры, им нет до вас дела, они заняты собой. Вы никогда не замечали, что самые закоренелые эгоисты, как правило, те, кто в жизни или страдали очень мало, или немного, но пытаются всем это "продать" в виде "великих страданий"? Чаще встречаются умные и эгоисты, чем простые, но мудрые, испытавшие больше тяжелого опыта, чем кто-либо, но не говорящие об этом, потому что нет смысла. Я не беру в рассчет Махасиддхов, рожденных изначально таковыми.
Надо ли преодолевать трудности радикальными методами? Я уверенно говорю: «Да!» Большей части человечества это обязательно надо. Но я знаю, что большинство никогда так не поступят. Я реалист, мне, может, и хотелось бы побыть "публичным бодхисаттвой", но я уверен, что этот мир не изменится никогда, у меня точно нет иллюзий на сей счет. Да, надо, надо, и еще раз надо огромные делать усилия, но при этом всегда задаваться вопросом, что вами движет внутри для совершения тех или иных подвигов. Если это страх, вызванный внутренним невидением впереди "просвета", в этом нет какой-то чистой основы, то остановитесь, отключите свой ум. Погрузитесь в самые глубины себя, может, вами просто движет раджас, который по сути - тот же тамас, это дурь и омрачение, не стоит тогда ничего делать. Но если за этим огромный смысл, если за этим чистота и трезвость, превосходящая все ваши "нравится - не нравится", то спокойно и уверенно сносите преграды. Отметайте свои мыслишки, страшилочки, безответственные советы других, "второсортные альтернативы" и прочую галиматью. Все должно быть выкинуто нафиг, никаких "ну, тоже неплохо". Только самые высокие цели и пути, даже если на карту поставлена вся ваша ничтожная жизнь. Пусть жалкое существование станет топливом, чтобы зажечь высший огонь совершенства. И плевать на то, что сгорит все "полухорошее", оно того не стоит.