Каждый написал много правильных вещей, я только поясню кое-что.
гм, сразу так и не ответить что такое "полная", что есть "сдача", что значит "себя" и точно ли "всего себя"... уйма вопросов рождается, на которые сразу и не ответить.
Конечно, уйма, поэтому я там же и написал, что "процесс этот для большинства людей непростой".
Полная, по-любому, так как Атма (мы) и Параматма - одно целое. Можно сказать и по-другому в таком случае, что "сдача самому себе", хотя, может для кого-то звучит странно. Но, опять же, если я скажу, что надо "дружить с самим собой", тоже можно не верно понять и истрактовать, возникнет вопрос тогда "с каким собой"? Мне кажется, что корень всех проблем в несовершенном знании, так как у людей нет нормального знания индийских доктрин, как они связаны между собой.
Как-то довелось некоторое время пересекаться с одной вайшнавской семьей. Парень был очень благостный и жена тоже старалась, но потом в какой-то момент что-то пошло не так и она стала часто посещать психологов-психиатров, по причине неврозов, стала лекарства принимать.
Сколько не встречал психологов, большинство из них с кашей в голове - это первое. Второе - относительно недавнее явление, в основном, это скопление каких-то противоречивых техник и теорий, с помощью которых учат манипулировать людьми, делая их "нормальными", у них нет древней традиции. Задача психологов в социальной системе - социализировать человека, но не поднять его над ней, там цель не мокша точно. Психологи выполняют требования того, что им навязывает система, которой нужны слабоумные животные, не Махасиддхи точно. Я считаю, что лучше изучать санскрит, изучать доктрины, которые развивались в Индии тысячелетиями, углублять знание того, что проверено вековыми традициями.
У так называемой «западной психологии» есть масса проблем, основная, что у неё нет базового мировоззрения. Называется «наука о душе», что не соответствует тому, чем она в социуме является. Например, на психолога может отучиться и атеист, не верящий ни в какую душу вообще. Если бы она была хотя бы одной из точных наук, пусть и не связанных с душой, но это далеко не так. Там меняющиеся наборы каких-то социально-конъюнктурных версий, вычурность которых фактически бесконтрольна. А если она и под контролем общего социального тренда, то и в этом, как я выше написал, все фрагментарно, нет того что в Индии называют «даршана». Т.е. человек у них "балда, который идёт сам не зная куда", вернее сказать, В ЦЕЛОМ НЕ ЗНАЯ КУДА. Это опасно, если воспринимать данное явление не как нечто фрагментарное и чрезмерно его идеализируя. Так можно породить кучу «тараканов в голове». Эти недавно общепринятые системы, что порождают «тараканов в голове», не объективны. Простой пример: они говорят, что человек, который не принимает гей-парады - это латентный гей. И все как один верят, подхватывают массово эту установку. Но когда им задаешь вопрос, типа: «А почему вы точно также рьяно не насаждаете идеи, что все геи - это латентные натуралы?», - внятных объяснений нет. Нет, кроме одного, что психология - это направление, которое не делает человека на самом деле независимым, а подменяет самыми разными иллюзиями, что она есть. Т.е. вполне очевидно, что им поставили задачу рихтовать людей под определенные задачи, и если ты будешь честным, твою профессию просто не признают. Что одобрят «модераторы человеческого социума», то они и будут двигать. Для них идеально, если это превратит человека в полного овоща.
Насчет вайшнавской семьи, я думаю, проблема в том, что у этих людей не было Гуру, который бы с ними был искренним и учил бы всем тонкостям доктрины, но даже если бы он им о ней и рассказал бы, не известно что было бы тогда. Может они, узнав насколько все серьезно, какая нужна самоотверженность и глубокая работа над собой, моментально "включили бы заднюю". Люди находят себе "благостные учения", чтобы те не несли им никакой трансформации, вроде они и "в традиции", можно всем говорить, что ты "посвященный", а на самом деле, ни чем не отличаешься от мирских людей, может даже и похуже. Потому что традиция - это не "розовые сопельки", "нежности телячьи", "кисельные берега", а люди именно это и пытаются в традициях искать, позоря потом и Традиции, и себя, разочаровываясь в том, к чему на самом деле никогда не принадлежали и чему не следовали. Проблема и в том, что полно т.н. "благих гуру". Хорошо если они просто подстраиваются под социальный мейнстрим, но все-таки не отождествляются и из толп "пришедших-ушедших" потом выбирают хоть немного, но тех, у кого есть желание серьезно над собой работать. У большинства же таких Гуру не сдача себя Высшему, а "сдача себя социальным играм", чем как раз занимается психология. Люди нахватаются от этих психологических систем самого разного хлама и превращаются в ментальный мусорный бак. Я помню, во Франции общался с одним психологом и йога-профессором (так там зовут инструкторов йоги
). Он все ждал и ждал, и может до сих пор ждет по своей глупости, что я ему дам права учить от себя. Так вот он говорил мне как-то: "Я, как и многие мои ученики, очень боимся практик с Божествами, для нас это не больше чем те ролевые игры и техники, которые мы используем в психологии". Вот настолько загаженный ум. Нельзя какого-то Фрейда ставить в один ряд с Абхинава Гуптой, Матсьендранатхом, Шанкарачарьей и т.д. Жизнь некоторых людей, может и не самых плохих, кто лезет в непростые восточные традиции, может стать очень бессмысленной. Они думают "ну, Горакшанатх, Абхинава Гупта и др., это надо изучать санскрит, хинди, тексты, доктрину, я сейчас пока не готов, пока изучу то, что легко, а вот потом, как решу свои проблемы, приступлю к сложному". Можно не сомневаться, не приступит никогда, потому что психология поглотит уйму времени, а на то, что намного сложнее и важнее, требуется точно не меньше времени и сил, просто времени не останется. Может это покажется кому-то "не благостным", "не сострадательным", но я смотрю на некоторых людей и вижу, несмотря на то, что пока еще бултыхаются, еще не видят своего будущего, где они уже "духовные трупы". Раньше у меня еще была мотивация нести всем "сострадание" и прочее, потому что "так говорят многие Гуру", но я чувствовал внутри, что это не правильно, а сейчас должен честно сказать, лучше помогать только тем, кто реально заслуживает. Понятно, что все не без ляпов, но кто-то их меняет и быстро, признает их, а кто-то катится под горочку. Надеюсь, я не выгляжу радикалистом
, но если кому-то не нравится, не проблема, просто не по пути.