Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: предложение упачар  (Прочитано 7082 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Махешваранатх

  • Гость
предложение упачар
« : Апрель 27, 2007, 19:16:45 »

Джайя Шри Гуру!

Если нет возможности или времени провести пуджу со всеми упачарами, какие должны быть в первую очередь? Как правильно их предлагать, в каком состоянии? Чем пуджа тантрическая отличается от натховской? Спасибо за ответы!
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6982
    • Традиция натхов
Re: предложение упачар
« Ответ #1 : Апрель 28, 2007, 19:19:47 »

Джайя Гуру Горакшанатх!
Пять упачар - это элементы, которые связаны с восприятием пяти наших чувств. Обычно, если у вас нет всех пяти упачар, то вы можете использовать три: дхупу, гандху и пушпу. Дело в том, что ваши чувства, например, не всегда могут воспринимать воду, так как она не всегда присутствует вовне, или же вы не всегда можете воспринимать огонь, например, в темном помещении или в ночное время. Но Акаша (пространство, воздух) и земля присутствуют всегда. Поэтому вам следует символически подносить основные объекты, связанные с главными элементами.
« Последнее редактирование: Апрель 28, 2007, 21:16:47 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6982
    • Традиция натхов
Re: предложение упачар
« Ответ #2 : Май 07, 2007, 16:28:09 »

Джайя Шри Гуру!
Чем пуджа тантрическая отличается от натховской?

Адеш!
Пуджа натхов отличается тем, что в ней не произносятся мантры вслух, она способствует раскрытию сахаджа-авастхи и обретению безмолвного знания. Такая пуджа естественным образом может пробудить Кундалини-шакти, она внешне напоминает процессы, которые происходят в психофизической структуре человека. Тантрическая пуджа в большей степени задействует чувственный план. В тантре чувственный план максимально активизируется, что расширяет вашу сферу восприятия. В йогической садхане  все происходит иначе, вы поднимаете свое сознание через оставление объектов чувств, непосредственно в высшие духовные планы. Йога - это путь отвлечения, а тантра - путь вовлечения, они обе имеют одну основу, но методы разные.
Полностью описать, как выполняются эти пуджи, я здесь не могу, могу лишь обозначить главные отличия. Так как в натха-сампрадае делают упор больше на йогу, соответственно и пуджа не так изобилует разными второстепенными деталями, в тантре же их значительно больше.
Положительные стороны натховской пуджи в том, что она ориентирована на внутреннее состояние, в процессе пуджи нужно поклоняться Божеству в сердце.
« Последнее редактирование: Май 07, 2007, 17:15:32 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 640
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: предложение упачар
« Ответ #3 : Май 09, 2007, 14:17:43 »

Адеш, Гуруджи!
Йога - это путь отвлечения...
Скажите, пожалуйста, как этот принцип работает во время проведения пуджи?
Намасте!
Записан

Махешваранатх

  • Гость
Re: предложение упачар
« Ответ #4 : Май 11, 2007, 23:15:00 »

Намасте, Гуру джи!

Скажите, пожалуйста, какую роль в пудже играет мурти? В тантрической пудже после прана пратиштхи божество должно непосредственно присутствовать в мурти или янтре, ведь так? А если в натховской пудже божеству поклоняются в сердце, значит ли это, что янтра и мурти не обязательны?

Или это просто означает смещение акцентов? Если в тантре более важно отражение, то в йоге - источник?
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 640
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: предложение упачар
« Ответ #5 : Июль 31, 2007, 19:44:49 »

Адеш, Гуру джи!
Скажите, пожалуйста, выбор в отношении обьекта поклонения зависит от личных характеристик практикующего или сначала развивается видение божества вовне, а потом внутри? Я имею ввиду внешнее или внутреннее поклонение.
Заранее спасибо!
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6982
    • Традиция натхов
Re: предложение упачар
« Ответ #6 : Август 02, 2007, 23:24:43 »

Адеш!
Однако много вопросов здесь накопилось, это радует, буду отвечать. Видите ли, когда-то я часто ломал голову относительно пудж, что первично, а что вторично. Еще и ко всему прочему, сами натхи в Индии - каждый верит во что угодно, но, как я понял, каждый постепенно выстраивает свой, присущий ему "почерк". Ни для кого не секрет, что в Индии изобилие традиций со своими методами; у натхов аугхар - это тот, кто, грубо говоря,  экспериментирует и вырабатывает свою систему практики, а даршани - завершенный йоги. Это не потому, что аугхар не может быть таковым или при определенной духовной реализации должен срочно прорезать уши, найдя соответствующего Гуру для сей цели,  нет, просто задача любой дикши - создать необходимые условия для развития, вот что важно; разные люди, разные садху и поэтому для каждого подходят его личные методы. Гуру здесь играет роль помощника, он что-то подсказывает, что-то корректирует, так как он старше и у него больший объем знаний и наработок, но, разумеется, Гуру не стоит тоже понимать очень буквально. Да, этот буквализм - не что иное, как ограничение в восприятии Гуру-таттвы, поэтому как раз виденье Гуру как нечто большее, чем тело, ограниченное временем и пространством, является более чем адекватным подходом. Подумайте сами, как вы себя чувствуете, когда на вас навешивают ярлыки, что вы плохой или хороший? Вы не чувствуете свободы, не так ли? Хотя, конечно, Гуру или Божество не зависят от этих ярлыков, скорее, наше искреннее позитивное отношение к кому-либо важно для нас самих. Есть люди, которые не способны хорошо понять практики пудж, а есть те, кто не понимают йогу. Может быть, те или иные элитные традиции и их последователи, которые себя считают людьми «особых кровей», и стали бы цепляться за то, кто как понимает пуджу - правильно или нет, но для натха пуджа - это то, что ты делаешь в первую очередь для себя, и если даже ты что-то не знаешь в техническом плане, то это не означает, что ты не можешь поклоняться Богу. Буквальное значение пуджи - поклонение; можно сказать, что просто молитва без всяких ритуалов - это тоже пуджа. Если вы не знаете санскрита, вы можете на своем языке почтить Божество, в Индии множество языков, и многие садху вполне благополучно обходятся без санскрита. Одни считают, что низшие методы - это карма-канда с её ритуалистикой в виде мурти, янтр, потом - джапа, выше джапы - просто безмолвное поклонение Богу, а ещё выше - осознание своего тождества с божественным. Другие полагают, что даже на тождестве все не заканчивается, так, например, в Веданте (особенно ранней) принято тождество Брахмана и Атмана считать высшей реализацией, однако, реализация нисхождения этого состояния в физический план считается ещё более совершенной. Веданта и Патанджали отрицают Майю и Пракрити, Тантры адвайту рассматривают полной, тогда когда Йога-майя или Пракрити воспринимаются как Божественные. Но я бы не стал говорить однозначно о методах Веданты, время все меняет, в Веданте сейчас тоже есть Кундалини-йога, и Патанджали сейчас стал авторитетом для многих йогинов, следующих тантрическому пути. Йога натхов неплохо дополняет его, натхи - это очень созидательное учение, поэтому в этой традиции используется все, что способно развить человека духовно. Это не ограниченная замкнутая секта, натхи ничего не дают, потому что дать можно что-то, чего нет в этой жизни, а в жизни есть все, и те, кто идет духовным путем в линии натхов, могут пользоваться всем тем, что уже есть в этом мире. Только так можно понять высшую истину. У натхов очень эффективный и грамотный подход. Кто-то идет от внешнего к внутреннему, кто-то наоборот, а другой не видит разницы в одновременном осознавании того и другого. Некоторые люди полагают, что внешняя ритуалистика лишняя для йоги, и не понимают, зачем же она необходима? На самом-то деле в ней тоже есть огромный йогический смысл, особенно тот смысл, который в йогический опыт вкладывают натхи. Как я уже говорил ранее, натхи не ограничены идеями видеха-мукти, и вселенная рассматривается не как нечто отдельное от нас самих. Вы спросите, зачем нам, хатха-йогинам  или тантрикам, нужно ориентироваться на тождество своего материального тела и материального тела вселенной? В этом тождестве огромный практический смысл, который важен в кайя-садхане, ведь то, что мы не способны осознавать вовне, может разрушительным образом повлиять на подобные элементы в нашем существе. Если мы негативно и пренебрежительно относимся к внешней материи, то это отразится на нашем материальном теле. Осознавание же материального мира ведет и к полноценному осознаванию процессов в собственном теле. Конечно, мы не можем к этому прийти только посредством бездумного слепого выполнения асан из йогических трактатов, здесь так же играет большую роль и сознание. Потому тексты не метафорично, а совершенно конкретно и практически говорят о том, что нет Хатха-йоги без Раджа-йоги. Подобный же подход мы видим и у кауликов (настоящих) - они используют казалось бы внешние атрибуты для расширения своего виденья мира и восприятия его как божественного, полного величия мироздания кулы. Для этого каулы используют так же внешние пуджи, например, в чакра-пудже все её участники в блаженном состоянии осознают всю чакру как одну единую божественную сущность. Методы тантра-ваджраяны также учат восприятию мира как мандалы божеств, и что сансара тождественна нирване, все явления пронизаны пустотой, потому что они меняются в виде непостоянных дхарм, нам незачем искать высшее состояние где-то далеко. Во всей вселенной нет ни одного места или явления, где не было бы высшего совершенного состояния. Поэтому, когда мне задают вопросы о том, достиг ли я просветления, достиг ли я мокши, то, наблюдая за тем, как эти люди меня спрашивают, я понимаю, что они сами даже понятия не имеют, о чем cпрaшивaют. Ведь не может просветление быть достигнутым, свет бесконечен, а достижение означает некую границу и попытку спроецировать на великую реальность ограниченное. Обретение покоя не подобно летаргии, ведь совершенный покой вмещает в себя весь динамизм мира. Но так как люди из-за своих ограничений не могут  воспринять эту шакти-чалану, а те, кто смог, не видят смысла объяснять другим в общепринятых понятиях это состояние, то великие сиддхи высшую динамическую шакти называют покоем, пустотой. Она может рассматриваться как пустота в отношении ограниченных действий в Нияти, трансцендентная воля в отношении ограниченных желаний, трансцендентное знание в отношении ограниченного знания и т.д. Эта пустота есть, на самом деле, сверхполнота - когда Кундалини поднимается в сахасрара чакру, вы видите безгранично яркий свет, но самое интересное то, что этот свет заключается не в удаленности от мира, а он пробуждает в нас виденье всех объектов мира как трансцендентных явлений. Сознание ограниченного существа окутано страхом, живое существо боится видеть мир во всей его полноте и все свои возможности, которые есть у него в мире. Потому что достаточно хотя бы один раз получить опыт такого виденья, после чего вы не сможете оставаться таким, каким были раньше. Никто не станет вас специально заставлять заниматься духовной практикой, просто у вас уже не останется никакой возможности ею не заниматься. Вы поймете, что нужно приложить все усилия полностью, чтобы жить в этом состоянии. У меня этот опыт был получен ещё до моей поездки в Индию. Когда я общался с Гуруджи, я ему сказал, что это состояние подобно тому, как будто вы въехали в ту страну, которая вам больше всех понравилась, но вам в ней пока дали только врeменный вид на житeльcтвo, однако вас ещё ждет гражданство этой страны. Ему от души понравилось это сравнение. Так вот, я хочу и вам этот пример привести для сравнения, чтобы вы смогли понять, что любые практики, такие как пуджа, йогические методы, такие как пранаяма, мудры и т.д. - дают возможность, пусть и немного, но соприкоснуться с тем, после чего к вам придет виденье того, как вам жить дальше. У меня до Индии было много закономерностей в практике, когда я стал поднимать Кундалини, сразу же встретился человек, который (казалось бы, случайно) мне сказал, что в этом мире тебя будут обманывать все, кроме Гуру, не сомневайся. Он это сказал «на автомате», а потом замолк и оторопел:«Ой, о чем это я»? Все явления мира стали похожи на один великий разум, который постоянно мне подсказывал, как жить и что делать, это происходило в виде самых простых событий и явлений, которые я спонтанно стал распознавать как знаки и подсказки. Тогда мне стало ясно только одно, что мне нужен Гуру, который сможет объяснить мне, или даже, объяснить  - это неверно сказано, а именно помочь полностью в реализации этого состояния. Вам покажется это полной глупостью, но меня к этому всему подтолкнула интенсивная практика нади-шодханы и маха-мудры, я вам рассказываю все как есть, без преувеличений. У меня не было никакого обилия литературы о йоге в то время, я ничего не знал про тантру, хотя в Москве тогда уже вовсю стали появляться люди, которые знали очень много про пуджи, мантры и как все это грамотно выполнять, были люди, которые даже много знали о йоге на Западе. Мне были известны люди, которые ездили на их семинары и, казалось бы, даже знали намного больше, чем я, но потом,  по прошествии какого-то времени, они все забросили. У нас был разный опыт, мой опыт заставил меня искать - что-то принимать, а что-то оставлять. Так же было и в Индии, я у всех учился тому, чему мог, внутри и снаружи у меня постоянно происходили изменения, пока я не встретил Гуру, и все мои внешние поиски остались уже позади. Понимаете, я не говорю о том, что кто-то из Гуру совершеннее, а кто-то не особо, это было бы моим грубейшим невежеством, хотя у меня его возможно больше, чем у кого бы то ни было, и мой опыт не означает, что он самый правильный, нет - по сравнению с вашим он может оказаться во многом неправильным, просто у вас опыт может быть совершенно другим, я просто могу приводить примеры в качестве средства для создания ваших личных выводов. Жизнь каждого из вас уникальна и неповторима, я могу кому-то помочь, будучи одним из фрагментарных явлений в этом мире, на что-то вас подтолкнувшим, для кого-то я стал Гуру. В нашей традиции отношению Гуру и ученика придается особое значение, как и в КШ, в Буддизме; в КШ считается, например, что через Гуру реализуется Анупайя и Пратьябхиджня, все остальные упаи - это вспомогательные элементы полноценной садханы. Они реализуют «высшую цель», и эти многочисленные методы, с одной стороны, нужно хорошо изучать, a с другой, понимать, что они только средство.
   Относительно вопроса Махешваранатха, действительно, достаточно одной мантры, которая эффективна при условии передачи дикши - «Ом Шива Горакша Йоги». Дело в том, что этой мантрой почитается ваш дикша-гуру, Шива, Горакшанатх. Это - мантра всех натховских мантр. Её иногда читают при практике пранаямы. Обычно для её рецитации ничего особо внешне и не нужно, но для усиления эффекта мантры также передаются дополнительные мантры. Могут использоваться мурти и янтры. Вообще, если рассматривать практику натхов и тантры, как акцент на источнике и отражении, думаю, правильнее сказать, что натхи включают в себя завершенность тантры и, в то же время, её источники. Пример тому ССП, где сначала говорится о запредельной реальности, потом - о её проявлении Шакти-чакра-краме, и, как финал, o Пара-пиндe  - трансцендентном телe Шивы, который в таком виде включает в себя адвайту, двайту и пребывает за пределами обоих. Это означает совершенную проявленность, в большинстве разных учений форма собой символизирует нечто несовершенное и подверженное распаду, но с точки зрения натхов форма может означать и единство всех состояний Шакти в одной Ниджа-шакти. Ниджа-шакти - это энергия Маха-йоги Шивы Горакшанатха. В индийской традиции обычно большинство Божеств изображают в несколько абстрактных формах, что говорит о внешне из ряда вон выходящих духовных состояниях. Но что касается Горакшанатха, то его изображают в человеческом виде, что создает иллюзию простоты Божества, но, на самом деле, за внешней простотой скрывается огромная сила. В Горакшанатхе уже находится вся Шакти, все формы Богов и соответствующие им 9 натхов. Горакшанатх, будучи Параматмой, пребывает в нашем сердце: Го - означает чувства, элементы, пинда-брахманда, и Ракша - владыка, защитник. Соответственно Горакша есть владыка владык. Он - сущность всех натхов маха-йоги. Так, например, в каждой из 7 чакр есть свой натха, но в целом они один Абсолют, так же как Шакти каждой чакры в виде йогини - разные формы Кула-Кундалини. Кантхарнатх - в муладхаре, Шакти - Дакини; Сатьянатх - в свадхиштхане, его Шакти - Савитри; Сантошнатх - в манипуре, его Шакти - Ланкини; Рудранатх - в анахате, его Шакти - Какини или Ума; Хамсанатх - в вишуддхе, его Шакти - Хакини; Омкар Адинатх - в Аджне, у него Джняна-шакти; Горакшанатх Акалешвара  - в сахасраре, там же Его Ниджа-шакти. Есть ещё Шакти Кула-Кундалини, представленная в форме звука, контролирующая Махабхуты, Лакини, Вакини, Ракини, Йaкини, Хакини. В Натха-самрадайе Шакти делится на тамасика - Даша-махавидья, раджасика - Нава-дурги и саттвика - Чоусати йогини (64 йогини). У натхов акцент делается особенно на йогинях, однако через любую шакти-упасану можно пробудить Кундалини-шакти. Возьмем, к примеру, Маха-видий: Бхуванешвари и Багала или Питамбара - муладхара, Байрави - свадхиштхана, Чиннамаста - манипура, Кали - анахата, Трипурасундари и Багаламукхи - аджня, Матанги - сахасрара. Это все не означает, что, к примеру, недостаточно для пробуждения Кундалини-шакти почитать одну Трипурасундари или Кали. Почитая Горакшанатха, вы также почитаете всех Натхов и Божеств, а также наоборот  - почитанием того же Ганапати или Вишну, соответствующих им Натхов, вы можете выйти постепенно на Шиву Горакшанатха. Расположение Божеств и деление на высшие и низшие - это все условно; можно сказать, что любое из Божеств находится в сердце. Так же как и Гуру, передающий мантру - это одно целое с мантрой, а мантра - одно целое с Божеством. Вы можете просто читать мантру без внешнего обряда, или же использовать вайдика-пуджу (хома), пураника-пуджу (с мурти), тантрика (с янтрой). Аналогично, мантра-йога может быть только в виде звука «Омкара», более развернутый вариант - мантра «Со-Xам», мантра «Ом Шива Горакша Йоги» (нужна передача), «Ом Шива Горакшанатхая Намах», панчакшара-мантра «Ом Намах Шивайя» и т.д.
« Последнее редактирование: Август 06, 2007, 22:26:28 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 640
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: предложение упачар
« Ответ #7 : Август 03, 2007, 10:40:46 »

Адеш, Гуруджи!
Спасибо Вам, Вы ответили сразу на много вопросов.
Записан