В праздник Ганеша-чатуртхи хотелось бы поделиться своими йогическими представлениями о том, какую связь Ганапати может иметь именно с йогическим опытом. Мы знаем, что есть огромное количество форм Ганеши, все они по-своему очень значимы и могут приносить разные блага для тех, кто выполняет их садханы. Также существует масса связей разных форм Ганеши с теми или иными проявлениями Шивы, разными проявлениями единой вселенской Шакти.
Ганеша смягчает негативные влияния Кету, устраняет множество препятствий, дарует знания, успехи в садхане и во многих начинаниях. На эту тему вы сейчас можете найти много информации. Однако Ганеша играет большую роль и для тех, кто идет йогическим путем. В "Ганешатхарва-ширше" говорится:
त्वं मूलाधारस्थितोऽसि नित्यम् ।त्वं (Ты, т.е. Ганеша) स्थितोऽसि (являешься тем, кто находится) नित्यम् (постоянно) मूलाधार (в муладхара-чакре).
Т.е. благодаря почитанию Ганеши йогин способен пробудить Кундалини-шакти в муладхара-чакре.
त्वं शक्तित्रयात्मकः त्वं (Ты) आत्मक (сущность) त्रय (трех) शक्ति (Божественных сил).
Это могут быть также энергии трех форм Кундалини: нижней - в муладхара-чакре, верхней - в сахасрара-чакре, и той, что в центре между ними. Поэтому Ганеша не только пробуждает энергию в муладхара-чакре, но и ведет к полной його-реализации. Он также является сущностью Иччха-, Джняна- и Крия-шакти.
त्वां योगिनो ध्यायन्ति नित्यम् त्वां (Ты) являешься योगिनो (для йогинов) नित्यम् (постоянным) ध्यायन्ति (объектом их созерцаний).
Там очень много описаний качеств Ганеши, которые фактически указывают на его йогическую природу. И что бы мне хотелось в связи с этим сказать: какие бы внешние почитания человек ни совершал, они могут иметь внутренне разную вовлеченность вашей энергии, сознания и сердца. Но раскрытие своей самой чистой природы в том или ином действии, самых высоких устремлений - только это в основном и придает силу пудже. В связи с этим я хотел бы привести несколько примеров, свидетельствующих, что Божественное - это также и то, чем мы в сущности являемся сами. Кто-то по невежеству может сказать: "Да, но у меня-то не голова слона, я-то в человеческом теле. Какая тут связь с практикой йоги?" Внешние атрибуты - это просто символы разных энергий, за которыми находится более тонкая энергия и духовная, которая пронизывает собой всю вселенную со всем ее многообразием. Это Атман, единый во всех формах, всех силах, и он внутри человеческой формы, в которой благодаря йоге садхака себя реализует. Именно поэтому Девять Натхов - основателей разных направлений натхов, с одной стороны, являются известными индийскими Божествами, среди которых есть и Ганапати (
Гаджабели Гаджакантхарнатх), но с другой, все они имеют человеческие формы.
Какие бы мы сложные пуджи ни выполняли, мы это делаем всегда при наличии нашего тела, пока мы в теле - мы совершаем карму (действие). Тело всегда с нами, до самой смерти, это и инструмент души, и ее храм, и то, что для всех человеческих воплощений наиболее естественно. Тело важно и для реализации йоги. Мало кто задумывается, но согласно многим историям Ганеша изначально не был с головой слона, он ее обрел потом. Более того, иногда он - сын Шивы, а иногда он и сам - высшее изначальное Божество. Это все может быть пищей для многих размышлений. Рождаясь в этом мире, мы приходим из непроявленного, набираемся разных энергий и потом возвращаемся обратно к себе. Мы рождаемся во многих жизнях и формах, в конечном счете утвердившись в том, что за ними всеми. Эта изначальная реальность и есть Ганеша. Кстати, очень редко, но можно встретить в Индии храмы с формами Ганеши именно в человеческой форме. Вот, например, несколько известных форм Ганеши из храма Шивы в Кумбаконаме, таких как Нарамукха Ганапати (Ганеша с лицом человека) или Ади Ганапати (Изначальный Ганеша):
Также форма Ганеши с человеческим лицом встречается в Тиручирапалли (в Тамилнаду), в храме Нандрудьян Винаяка. Есть еще один известный храм – Уттарапатхишварасвами мандир (Ватапи Ганапати).
Все это говорит о том, что Ганеша – не тот, кто просто уводит нас от нашей человеческой природы, скорее он способен устранить наши слабости человеческой природы и раскрыть ее чистые и сильные уровни.