Джайа Шива Горакшанатха!
Сапрема намаскара!
Относительно связи йоги с религией, действительно, многие религиозные традиции приняли йогу как составную часть своей садханы, кто-то даже предпочёл сделать акцент на йоге больше чем на собственной религиозной концепции. В этом есть свои плюсы, они практически приняли то, чему рекомендовал следовать Горакшанатха, а минус в том, что от Горакшанатха взята исключительно прикладная часть, связанная в основном с хатха-йогой. То, что касается духовной части и мировоззренческой, то здесь они следуют своей религии, в лучшем случае или же не следуют вообще ни какой. Это я говорю о «його-фитнесе». Почему? Потому что, те же вайшнавы, последователи Свами Прабхупады, в целом к йоге относятся именно как к без духовной практике. Нередко, от их нынешних Ачарьев, приходится слышать такие фразы: «никакой кармы, джняны или йоги, а только бхакти». Одна из причин, по которой они говорят подобные вещи, заключается на мой взгляд именно в том, что йога практикуемая многочисленными школами, сделала акцент на телесных аспектах практики, поэтому тех же нео-вайшнавов можно понять, они по своему правы, но это не относится к последователям Горакшанатха.
Однако, натхам, стоит уважительно относится к Учителям других школ йоги, например к таким как Свами Шивананда, Кришнамачарья, Йогананда, Йоги Баджан и др., в целом они поддерживают йога-маргу, делая в первую очередь на ней свой акцент, несмотря на различия религиозных конфессий, с моей точки зрения, они выбрали правильный подход. Как в практическом, так и в духовном плане, люди смогут постепенно перейти к йоге от различных «измов». Если брать мистическую сторону этих учений, то она с легкостью может трансформироваться в мировоззрение, которому учил Горакшанатх.
Действительно, в натха-йога сампрадайе, вы можете встретить элементы других школ, например в своё время буддизм, на территории Индии, растворился в Индуизме, а именно многие представители ваджраяны перешли в натхизм и постепенно приняли его полностью. Отсюда многих сиддха-йогинов, имена которых известны в буддизме, так же можно встретить в списках натхов. Если брать наиболее известных Гуру, таких как Нагарджуна, Кришнананда, но ведь были и те, кто менее известны. Тоже самое можно сказать и про Кашмирский Шиваизм, обычным мусульманам не было особого дела до того, что это брахманы «голубых кровей», они просто разгромили всё в Кашмире. После чего не осталось ни храмов, ни существующего культа, а многие брахманы просто бежали в разные штаты Индии и так же растворились среди натхов и шактийских традициях. Опять же, мы видим, что у Горакшанатха встречаются метафизические описания, которые свойственны КШ, буддизму, исламу (суфизму). Как не странно, несмотря на то, что с виду учение Горакшанатха не обладает такой усложнённой философией, как это у Абхинава Гупты, однако в практическом плане, традиция выжила и существовала всегда, даже при вторжении ислама. Известно, что главный храм в Горакхпуре был разрушен мусульманами, но учение Горакшанатха настолько практичное и гибкое, что смогло адаптировать часть ислама. На каком-то уровне традиция Горакшанатха доступна для любого человека, вот почему учение и выжило. Кто, например, сможет адекватно понять сиддханту КШ или брахманическую Шри Видью? Весьма небольшой процент людей. Но Шри Видья, однако, сохранилась и процветает на юге Индии, так же вобрав в себя элементы различных шайва-шактийских школ.
Метафизические элементы различных школ, которые встречаются в традиции Горакшанатха, не стоит смешивать с этими традициями. Любая система выстраивает своё учение так, что в ней всё согласовано и взаимосвязано, Горакшанатх учил йоге и это учение полностью соответствует йога-сиддханте.
Что же касается религии и политики, то эта взаимосвязь в большей степени существует на социально-бытовом, национальном уровне, а истинный мистик - над-экзотеричен, хотя при грамотном подходе, внешние различия не только не мешают, но и способствуют более высокому уровню мистического опыта и самосознания.