Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Дхарана-даршана, Ваши соображения?  (Прочитано 8359 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Alakh

  • *
  • Сообщений: 203
Дхарана-даршана, Ваши соображения?
« : Август 07, 2007, 14:40:51 »

Адеш, Хари Ом!
Принесли мне книгу "дхарана-даршана" бихарской школы, много техник там разных. Насколько они полностью описанны, с Вашей точки зрения, да и вообще интересно послушать мнения практиков и спецов, тех кто читал эту книгу. :05:
Записан

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 137
    • Традиция натхов
Re: Дхарана-даршана, Ваши соображения?
« Ответ #1 : Август 09, 2007, 15:34:08 »

Адеш!
Лично мне книги бихарской школы нравятся - в качестве ознакомительной литературы, которая дает общие представления, пожалуй, в этом её ценность. Но один большой недостаток в том, что в такого рода литературе описание техник, именно как практики, очень уж субъективное. Все разработано под то, как методы йоги видит именно эта школа. Соответственно, это нельзя назвать полноценным исследовательским трудом, да и практическим тоже, скорее, это как пища для личных осмыслений и поисков. Ну, а вообще, они конечно молодцы в плане того, как все организовали, большую ведь работу проделывают. Года 3 назад я была в Мунгере, посмотрела их библиотеку -  громадная она, там собрана как старинная литература на санскрите, так и новая на различных языках, включая даже самую распространенную . Хотя, это лично мое видение, может быть у кого-то книги бихарской школы вызывают другие впечатления, и было бы интересно ознакомиться с различными мнениями.
« Последнее редактирование: Август 10, 2007, 12:19:37 от Lalita »
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Дхарана-даршана, Ваши соображения?
« Ответ #2 : Август 10, 2007, 07:11:16 »

Адеш!
Уважаемая Лалита, ну а почему же их книги нельзя применять, если для натха все учения и методы приемлемы? Почему бы из пищи для ума не сделать практику? Я вот считаю, что в руках опытного практика любой метод и идея могут стать рабочими. Мало ли школ, которые, с одной стороны, абсолютизируют свои методы, а с другой - сами же их и ограничивают, преподнося их как единственный своего рода эксклюзив. Я думаю, что такие великие Гуру как Горакшанатх предлагали широкий путь использования методов разных школ, об этом говорил и Гурудев Матсьендранатх.  Если натхам нет дела до границ разных «-измов» и политики и догм разных школ, включая и самые новомодные, если натхи используют все методы, которые благоприятны, то почему же не может быть применима и информация. Мне кажется, если эти новомодные школы способны менять и адаптировать под себя практики классических текстов, то почему же этого не может делать большая и развитая школа, если ее идеология это позволяет. Вот вам наглядный пример, в Кундалини-йоге Баджана в нескольких крийях используют  техники для растягивания языка и заведение его к небу, причем это у них используется просто как одна из тысячи других крий, в то время как в школе Лахири Махасаи эта техника - превеликая тайна.  Вот я и думаю, так что же мне вестись на амбиции каких-то социальных организаций, претендующих на эксклюзивность и особенность их метода как великой тайны для «великих избранных». От такой ситуации жизнь становится скучной, и, как верно сказал Гуру, это схоже с сороконожкой.  Мне кажется, у натхов есть духовный стержень, а использовать внешне они могут все что угодно, не взирая на то, что это - Кашмирский Шиваизм без парампары, или же бихарская школа ведантическая (если, конечно, она ещё таковая) с её новыми методами, выстроенными под запад. Мне кажется, настоящему практику-йогину можно смело отбросить все религиозно-полиические ограничения, которыми страдают эти организации и их последователи. Да и вообще, так легче рассматривать какие бы то ни было методики, типа тех, что в дхарана-даршане, да и само их описание. Вот так я вижу ситуацию с книгами, подобными книгам бихарской школы, собственная садхана превыше всего. Ну а если кто не согласен, я отпускаю им их грехи.     
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Дхарана-даршана, Ваши соображения?
« Ответ #3 : Август 10, 2007, 13:40:40 »

Адеш!
Я не читал эту книгу, с некоторыми другими знаком. Многие методики и их обоснования описываются весьма красиво и доходчиво. Единственное, что мне кажется, их действенность и эффективность для того или другого человека может определить либо тот, кто достиг результата, который их объединяет или развил достаточную степень  видения, чтобы определять смысл этих техник для того или иного человека. В первую очередь, я думаю-это Гуру, у которого можно проконсультироваться, а лучше, наверное, если Гуру рекомендует какую либо из них(техник), а мы по ходу выполнения, знакомимся с разновидностями, расширяя кругозор и понимание их смысла. Возможно понимание достигается через почитание Иштадева, в частности, это опять же Гуру. Тогда возможно можно будет ссылаться и на  личный опыт. Книг много хороших, вопрос, насколько те или иные полезны в данный момент. Если свободного времени много, тогда не вопрос или развито скорочтение. :wwink:
Записан

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 137
    • Традиция натхов
Re: Дхарана-даршана, Ваши соображения?
« Ответ #4 : Август 10, 2007, 15:42:44 »

Адеш!
Мы об одном говорим, Вирананда, по каждому пункту соглашусь и пожалуй ещё добавлю. На мой взгляд дело не в техниках, а в том какие отношения между учеником и Гуру, в учении Пратьябхиджня вообще Гуру ставят на самый высокий уровень, над всеми упаями, где методы прекращaют быть. А вот что касается натхов, то у них все начинается с правильного восприятия Гуру, потому что человек будучи несовершенным (чаще всего он таким в йогу и приходит) не способен самостоятельно правильно развиваться. Философия - это филосфия, а жизнь - это жизнь. На начальных этапах ученику нужно полное подчинение авторитету Гуру, если ученик следует таким образом, то постепенно он обретет мудрость и могущество, необходимый мистический опыт. Потом уже можно говорить о том, что и как можно синтезировать. Причем есть одна важная вещь которую не учитывают многие из тех, кто сразу лезет в самостоятельность, дело в том, что быть информированным в разных учениях недостаточно, нужна ещё духовная чистота. Вот такой чистоты, у тех кто занимается йогой по книжкам, бегает от Гуру к Гуру, собирая дикши, я не встречала, в России точно. Не имея раскрытой духовной чистоты все методики бесполезны, иногда даже от них больше вреда. Это я не к тому, что их не стоит изучать, просто нужен тот, кто вас сможет корректировать, при этом бесполезно коректировать того кто не понял всю ценность такого подхода. Мой личный опыт показывает, что людей такого плана очень мало, я и сама это поняла не сразу, пришлось столкнуться со множеством разного рода шарлатанством. Понимаете, йога - это все-таки духовное учение и сколько не говори что это не религия, это ничего не меняет, если она и выше религии, то какая духовная осознанность и самоотдача важна в йоге. Как это не смешно, но те, кто твердят о надконфессиональности йоги, на самом деле своим сознанием редко доростают до уровня даже религии, а о йоге вообще говорить не приходится. Часто тем кто себя называет йогами, очень сложно стать даже просто хорошими людьми, за исключением очень редких случаев. Наоборот, просто бескорыстный, честный человек может прогрессировать в йоге намного быстрее. В йоге и разного рода эзотерике есть очень большой дефицит просто чистых и бескорыстных людей, ориентированных на всестороннее совершенство. Людей способных на бескорыстие там практически нет. Так как же по вашему у них будут работать всякие методы? Методы развивают энергию, а куда они её инвестируют, вот это вопрос.

Алламанатха, с Вами тоже соглашусь, действтительно литературы и информации сейчас валом, хоть технику ускоренного чтения изучай. Но только одна беда, людям при изучении одного, свойственно забывать другое. Доступ же к самой разной информации в памяти открывается, как я понимаю, в медитативных состояниях, в которых устраняются беспокойства ума. Эти состояния зависят от духовного уровня человека, а духовный уровень не ограничен только книгами. Если практиковать по книгам бихарской школы, делая все буквально, без своего подхода, то нужно становиться учеником бихарской школы. Разумеется я, да и многие другие не собираются этого делать, те, кто пишут книги бихарской школы это понимают, поэтому и их понять можно, от чего книги пишутся иногда весьма в поверхностном стиле.
« Последнее редактирование: Август 12, 2007, 21:18:14 от Lalita »
Записан

Alakh

  • *
  • Сообщений: 203
Re: Дхарана-даршана, Ваши соображения?
« Ответ #5 : Август 12, 2007, 07:18:35 »

Адеш.
Мне книги показались больше похожими на учебники по психологии. Вообще, методы йоги, по-идеe, при правильной садхане должны развивать йогические сиддхи. Просто же для улучшения настроения и повышения оптимизма достаточно психологии, для гибкости - классической гимнастики. Вот я и думаю, что если то, что называется йогой не раскрывает сиддх выше стандартных достижений, то может ли это считаться йогой? Под неординарными способностями я подразумеваю, к примеру, ясновиденье, психокинез - ну это хотя бы для начала, а выше -телекинез, левитацию.... Почему-то как только эти темы затрагиваешь, то всегда все преподаватели "йоги" начинают уходить в сторону, кто-то говорит, что это "шизотерика",или "а зачем тебе это?" и т.д. Мол, чисти лучше кишечник клизмой и медитируй на "звуки моря", только я никого из тех, кто медитирует на птичек и хорошую погодку, не видел с реализованными сиддхами. Хотя, многие говорят, что занимаются йогой уже больше двух десятков лет. Почему так? Может в Яме-нияме "проблемы", или люди, как здесь говорилось, ещё в человеческом плане не доразвились или ещё какие-то проколы, например, техники даются в неполном виде на примитивном уровне? :04:
« Последнее редактирование: Август 12, 2007, 08:54:15 от Alakh »
Записан

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 137
    • Традиция натхов
Re: Дхарана-даршана, Ваши соображения?
« Ответ #6 : Август 12, 2007, 19:50:09 »

Адеш!
Если усиленно практиковать, то, конечно, могут раскрыться какие-то сиддхи, но, если человек не избавился от пашуитского сознания, то, даже при интенсивновной практике, сиддхи будут сразу потеряны. Это происходит потому, что низшие привязанности забирают всю энергию, если человек их не контролирует, очевидно, по этой же причине практически невозможно встретить реализованных йогов, на данный момент, я знаю только Гуру и ещё, пожалуй, несколько крутых садху в Индии, но это явления крайне редкие. Конечно, они не занимаются по попсовым книгам, а мой Гуру вообще никому не рассказывает, что он практикует, так как это - индивидуальная практика. Обычно в такую садхану входят различные практики, Гуру и ученик заранее оговаривают, чем можно делиться с другими людьми (рассказывать или показывать что-либо и т.д.), а чем - нельзя. Т.е. ниямы и садхана - индивидуальны. Конечно, никто из реализованных сиддхов не станет учить, а даже возможно и просто искренне общаться с теми, кто это не способен понять на нужном уровне. Понимаете, наличие даже самого чистого Гуру и принадлежности к ордену, который он представляет, не дает гарантии развития сиддх высокого уровня, если человек не способен оценить то, что ему дано. Много же людей напосвящались в дзогчене, крийя-йогe, суфизме, но что толку, разве они стали сиддхами? Даже титулы и уровни посвящения просто так карму не меняют. Конечно, можно сказать, что человек, посвятившийся в дзогчен "высшая ваджраяна", или получивший брахманическую дикшу в нео-вайшнавизме, или же каула-абхишеку, что он теперь, типа, не такой как все. Но я видела среди таких получивших каула-абхишеку и тех, кого их же собственный Гуру отвергал как своих учеников и каулов вообще. Поэтому, не надо забывать, что внешняя привлекательность в названиях и формах без наличия внутреннего содержания мало что значит, и без разницы - будь это звуки моря или же каулы-акaлы. Да и знаете, сейчас много всяких Гуру, которые ради своей мирской корысти вам передадут все что угодно, например, для того, чтобы у них было много последователей, благодетелей и т.д. Вот Гуру джи Матсьендранатха только одному человеку передал аугхарскую дикшу. Да, может в Индии это и делают разные Гуру только как формальность, но толку-то, если реально человек к этому не готов? Я вот честно могу сказать, что не готова, и, наверное, это единственная сиддха, которая у меня есть. Ведь учиться не так-то просто, о том, какой духовный путь красивый пишут только разные попсовые школы в своих рекламах. Если они будут писать то, как дело обстоит на самом деле, то у них не останется последователей. Сказать, что Вы стали на духовный путь и потом добавить ещё несколько правдивых фраз, что вы не совершенны, поэтому работать над сoбой придется больше, чем кому-либо - означает потерять последователей. В этом, ведь, мало кто заинтересован, но надо смотреть правде в глаза, если вы хотите достичь мокши в этой жизни, то придется все оставить. "В теле, без тела"- это просто игра слов "мокша в мире" звучит красиво и привлекает умы слабых людей, но все равно это отрешенности, как я понимаю, не отменяет. Скажу даже больше, хотя, может, и не мне об этом рассуждать, что такая мокша - самая тяжелая, т.е. подразумевается, что живя среди мира, где постоянно идет война за выживание, вам предлагают быть "блаженным ангелом". С сиддхами то же самое, можете ли вы только представить себе - сколько с вас спросят высшие силы за каждый ваш поступок? Мы уже видели, как люди погибали духовно и физически, делая, казалось бы, несущественные ошибки. Для тех, кто идет духовным путем, несущественного быть не может, и неправильное понимание Гуру и школы, неправильное понимание Ямы-Ниямы - могут свести все на ноль. Поэтому в йоге важно стремление к высшей безупречности, хотя, конечно, об этом легко говорить.
« Последнее редактирование: Август 13, 2007, 11:44:18 от Lalita »
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Дхарана-даршана, Ваши соображения?
« Ответ #7 : Август 12, 2007, 20:20:26 »

Адеш, Лалита!
Спасибо за ответ, добавить нечего.  :05:
Записан

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 137
    • Традиция натхов
Re: Дхарана-даршана, Ваши соображения?
« Ответ #8 : Август 13, 2007, 08:37:25 »

Адеш!
Добавлю ещё пару соображений по этой книге. Там, например, мантра со-хам читается как "со" - поток в верх и "ахам" - вниз, но в некоторых йогических школах наоборот. У натхов используются оба варианта, а Вагиш Шастри в своих кундалини-пранаямах использует "ахам" - на выдохе вверх. Он заимствовал методы  из КШ и других систем. Далее, описание "вьома-панчака" в "дхарана-даршана" тоже весьма субъективна, например таттва-акаша рассматривается как медитация на маха-бхуты. Основные тексты дают разную трактовку акаш, а именно адвайя-тарака упанишада, мандала-брахмана- упанишада и многие тексты Горакшанатха. В одних текстах, например в бахья-лакшья, она описана как пять световых точек, на которых нужно совершать дхарану и, очевидно, их связывают с 5 элементами. Отсчёт на 2-4-6-8-10-12 пальцев, в других текстах на 2-10-12 и перечисляются только три элемента, некоторые йоги их соотносят не с маха-бхутами, а с агни-чандра-сурья таттвами, т.о. сложно сказать, что в книге подробно разбираются эти практики. Вообще древние тексты и их практики в общей литературе не освящаются или они приведены так, что понять о чём идет речь для простого человека не реально. Вот если бы эти книги подробно описали, что из себя на самом деле представляют лакшьи и вьомы, или почему со-хам читается везде по-разному.
« Последнее редактирование: Август 14, 2007, 17:24:25 от Lalita »
Записан

Virati

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 254
    • Традиция натхов
Re: Дхарана-даршана, Ваши соображения?
« Ответ #9 : Август 27, 2007, 21:45:52 »

Адеш!
Мне кажется что из всех книг по йоге, которые переведены на русский, книги бихарской школы - один из лучших вариантов. Просто как познавательный вариант.
« Последнее редактирование: Август 27, 2007, 23:49:42 от Virati »
Записан