Адеш!
Согласно учению йогинов, все святые места и все, что есть во вселенной - находится в нашем собственном теле. В святых местах живут святые, и до того как стать полностью готовым к настоящей йоге, адепт должен обрести определенные знания, прежде чем он станет самостоятельным в своей йогической практике. Поэтому он общается с разными практикующими, начинает понимать, кто такой Гуру и как к нему правильно относится; кем являетесь вы сами, что вы намного больше, чем просто мешок из мяса и костей, вы - бессмертный Атман. Для этого парикрама и совершается, но если вы определились с Гуру и нашли того, кто вас устраивает, то не обязательно много лет путешествовать по святым местам. Хотя, конечно, поездки в Индию к натхам и духовным учителям благоприятны, но только по каким-то определенным целям. Мы ездим в Индию, чтобы почерпнуть знания из общения с нашими Гуру, да и просто само нахождение в их пространстве, пусть даже и немного, полезно сказывается на садхане. Парикрама по святым местам учит видеть то, как Гуру связан со своим Гуру, и они вместе с парампарой и традицией в целом, а также то, как традиция связана с миром. Это наполняет нашу гуру-мантру, в которой присутствует Иштадевата, ещё большой духовной силой и смыслом. Такое "ятра" путешествие, является хорошей базой для исследования других миров, что раскрывает сознание для многих сил вселенной и учит нас жить с ними в гармонии. Если простой человек сядет в лотос и скажет, что он одно со вселенной, то это не значит, что он так просто реализует это единство, ему нужно что-то, от чего он сможет оттолкнуться. Нужно так же, чтобы его Гуру корректировал йогическую садхану, а для этого ученик должен утвердиться в своем ученичестве и регулярной практике. У простых людей, не следующих йоге, очень слабый шаткий ум, который может завести человека куда-угодно, но для йогина на первом месте то, чему учит его Гуру. Парикрама желательна, но не обязательна, если вы доверяете своему Гуру и вам нет никаких оснований для сомнений в его уровне, если вы выполняете его наставления по практике, то, в принципе, путешествия не обязательны. Были йогины, которые достигали самарасатвы, пребывая в одном месте; с другой стороны, нам известны многие, кто часто ездят в Индию, а некоторые даже встречали там натхов, но эти люди не получили от общения с ними никакой пользы или вовсе стали считать, что натхи - это бездуховные люди, которые только и умеют, что курить траву. Просто дело в том, что большего эти люди увидеть и не способны. Парикрама по святым местам, учителям, практика тантрических ритуалов, асан, пранаямы - это все полезно только тогда, когда оно нас внутренне радикально меняет, для этого это и нужно. В Индии нам встречались люди, которые много лет там живут, но их сознание так и осталось на уровне «новых русских». В Индию нужно ехать для того, чтобы глубже соприкоснутся с традицией и тем самым ощутить с ней свою духовную связь, задать вопросы настоящим реализованным йогинам по своей садхане. Для тех, кто родился в Индии, актуальна более длительная парикрама, ну а мы можем приезжать выборочно к тем Учителям, которые достойны посещения. У нас времени на все нет, поэтому из того, что есть нужно выбирать самое лучшее. Из святых мест я советую своим ученикам посетить храм Горакшанатха в Горакхпуре, а что касается учителей, то это: Гуруджи Шри Митхлешнатх, Махешнатх, ну и те учителя, кто может позитивно повлиять на духовную практику.