Адеш!
Есть две категории настоящих Гуру: парампарический, обучающий строго в соответствии с традицией, или же самсиддха-гуру (без парампары, но родившийся таковым в связи с определенными наработками прошлых жизней). Практически самсиддха-гуру равны Божествам или Аватарам, они с самого своего детства уже проявляют признаки просветленных существ и сиддхи. Однако для такого рода Гуру не составляет труда стать мастерами в традиционных линиях, потому что их уровень очевиден и всегда найдется Гуру в традиции, кто сочтет за честь передать Гуру-дикшу. Но они могут не относить себя в принципе к каким-либо традициям, потому что уровень для всех очевиден и так, большие знания, чистота ума, чувств, исходит сила, так что это невозможно не заметить. Но это крайне редкие явления. Если учесть то, что такие Гуру редкость, а людям нужно как-то развиваться, идя в правильном направлении, то в принципе, Гуру может быть и не сиддхой, но тогда он должен учить не от себя, а СТРОГО в соответствии с традицией. Он должен хорошо владеть основным духовным контекстом учения, знать его железно. Не должен отклоняться в сторону, когда учит своих учеников. Например, обучая индуизму, он не должен это учение перемешивать с какой-нибудь каббалой, телемой, ацтеками, инками и майя, а такое уже было. Когда человек выдумывал тантрическую парампару, наличие которой нельзя никак проверить, при этом обучал на основе какого-нибудь псевдо-буддизма, мелкохристианского сектанства, всякого шизотеризма. Т.е. тут нужно быть совершенно конкретными, смотря на то, что за традиция, что за посвящения у данного адепта, в традиционной линии, проверяя насколько он реально относится к тому, кем себя преподносит и есть ли реальная связь с данной линией. Классически, в Индии, Гуру может быть любой санньясин, который учит в соответствии со своим учением. Но если кто-то говорит к примеру такую вещь: "Я посвящен в "тайной каула-сампрадае", но мой Гуру, к примеру, был буддистом, вайшнавом, смарта-брахманом, скрывая свои истинные духовные предпочтения, при этом никаких свидетельств о его принадлежности к каулам нет. Мол, практика такая, "должна быть скрытой". Но практики, в которых есть таинства, присутствуют в любой духовной линии, если это ваджраяна, например, им незачем скрывать что они тантрики, принимая облик тхеравадинов. Просто, и в ваджраяне есть свои уровни посвящений. Так же каулам нет нужды говорить, что они не каулы, натхам - что они не натхи, только потому, что у них есть разные пантхи. Один пантх основал Бхагаратха, другой Капила, третий основал Парашурама, но они же не говорят, что они последователи отдельных и конкретных сампрадай, связанных с данными учителями. Натхи обычно говорят, что эти Гуру и практики кое-что дополняют в основном контексте йоги натхов. Вот этому контексту традиционный Гуру и обязан учить. Т.е. он не должен отклоняться от основного подхода своей духовной линии. Я просто это объясняю на конкретных примерах, например, в нашей традиции, никогда не было проблем с принятием различных методов самых разных духовных систем, но только в том случае, если адепт достаточно хорошо усвоил учение Натхов. Просто это оптимальный подход во избежание путаницы в сознании, которая способна привести к нестабильности в садхане. Так вот правильный Гуру следит за тем, что он делает, говорит, ему легче отказаться кого-то учить, видя, что человек как ученик неспособный, чем приносить хаос в традицию. Если ему доверили её распространение, то он просто не имеет права следовать каким-то человеческим чувствам и умствованиям в ущерб самой традиции. Он должен последовательно, систематично учить, с переходом ученика на новый уровень, проверять, насколько тот усвоил пройденный материал, он не должен передавать дикши высокого уровня за деньги, если ученик не готов (если ученик просто жертвует дакшину, не имея цели купить дикшу, это не в счет, не путать). А купленная дикша или нет, проверить легко, достаточно определить уровень знаний о традиции, в которой инициирован адепт. Естественно, если это Гуру, то наличие вышеперечисленного - это само собой.
Чистота парампары, уровень передачи, благословение его Учителя (желательно, который в теле еще или наличие других его учеников с высоким посвящением, других Гуру в данной линии, которые могут подтвердить), знание главного и второстепенного контекста учения, следование самой сути учения и обучение своих учеников ей, посвящение всей своей жизни обучению других этому учению и садхане - таковы критерии, настоящего Гуру в традиции.
Для того, чтобы быть реальным традиционным Гуру, недостаточно обладать начитанностью и разбираться в около всяческих науках, быть богатым в материальном плане, иметь связи в социуме, даже наличие каких-либо оккультных способностей и умение манипулировать за счет гипноза или НЛП - недостаточно, недостаточно даже того, чтобы тебя почитали миллионы, как крайне харизматическую личность, как вождя (ведь так же почитали Гитлера, Муссалини и Сталина).
Традиционный Гуру, должен учить именно традиции.