Вишеша аширвадам!
Nadia Khudyk, от своего Гуру я знаю, что, во-первых, такого рода практики есть интериоризированный ведийский обряд, который позже обрел внутреннюю йогическую форму. Если вы будете изучать ведические ритуалы, то увидите, что в них находятся и шесть сезонов, и, например, выкладка хаван-кунды из 360 кирпичей, одна сторона которой - ночь, а другая - день, всего 720. Что, очевидно, легло в основу таких элементов йоги, как "канда" (место пробуждения огня Кундалини), 72 тыс. нади и т.д. Все это очень интересно, и следует детально изучать все параллели и точки соприкосновения.
Также вы можете в текстах йоги увидеть соотнесения вдоха и выдоха с днем и ночью, с темным периодом лунного месяца и светлым, или упомянутые "аяны" (полугодия). Вероятно, тут речь об отличии времени в пространстве людей и Богов – того, что у людей "много", у Богов "совсем немного". Так, если вы входите в глубокую дхьяну, то вы переноситесь из пространства людей в мир существ более высокого порядка, потому у вас в таком состоянии открывается возможность в одном цикле вдоха и выдоха прожить день и ночь, и т.п. А что касается "внутреннего", тут все "просто"
: чем ближе к Атману (более внутреннему т.е.), тем время больше останавливается там, а внешнее пространство в отношении этого внутреннего ускоряется. Вы как бы "выпадаете" из внешнего времени.
И раз вы упомянули Абхинава Гупту и КШ, то, наверное, нельзя не вспомнить известное там учение, которое легло в основу системы Трика, развитой Абхинава Гуптой, – Кали-Крама Сампрадаю. Суть его, если в двух словах, состоит в колесе, состоящем из трех категорий: познающий (субъект), познаваемое (объекты) и познавание (процесс связи субъекта с объектами). Так замыкается круг из этих трех, где вы, погружаясь в объекты, постоянно возвращаетесь в себя самого, в вечный Атман (или Брахман), через который вы способны проникать в реальности всех сотворенных объектов. Эти три категории разделялись каждая на четыре, образуя в общей сумме 12 форм Шакти, а именно Кали, каждая из которых имеет свои особенности. Но без пребывания в своей изначальной природе, которая сохраняется и пронизывает все собой сотворенное на всех его этапах развития, этого "круга не будет", он будет как бы "потерян". Свое естество и есть та основа, которая никогда и ни при каких обстоятельствах не должна быть утрачена. И для "внешних объектов" (пишу в кавычках, так как они условны для высшей реальности Атмана) изначальное естество будет внутренним и, очевидно, также той самой "йогой", о которой речь и идет в упомянутом вами куске текста.
Для меня, как адепта, имеющего пурнабхишеку в неварской пашчимамнае, вполне очевидно, что эти же принципы, видимо, попали и туда из ранней Крамы, что легли в основу образа Богини Кубджика, которая "сжимается", или погружается внутрь себя, и там внутри раскрывает в себе Шиву и также всю вселенную. Это тоже "принцип круга", который вы найдете, на самом деле, и в Шривидье, и в мантрах Багаламукхи (суть которых - вернуть практикующего к процессу освобождения от всего временного), и в Тара-краме и во многих других. Но, конечно, с темой естества надо быть предельно аккуратным, так как сансарные люди под этим словом понимают совсем противоположное, потакание своему невежеству. Потому все истинные Гуру держат в глубокой тайне все эти садханы. Знание слишком большое, во имя него всего себя надо пожертвовать без остатка, а с вариантом "кое-как" я бы советовал быть очень осторожным, в данной сфере весьма желательно двигаться с как можно более трезвой головой и искренним сердцем.