Так как пятерки (панчака) - метафизический базис для очень многих традиций: для санкхьи (Йога Патанджали как производная от нее даршана), шиваизма (Шива, Шакти, Иччха, Джняна, Крия), вайшнавизма, потому в них есть некая «абсолютизация». Некоторые пандиты, например Хазари Прасада Двиведи, даже проводили параллели ССП с таттвами шиваизма:
1) Шива и Шакти таттвы - Парапинда.
2) Садашива, Ишвара и Шуддха-видья - Адьяпинда.
3) Майя канчуки, Пуруша и Пракрити - Махасакара пинда.
4) Махан, Ахамкара и Панчатанматры - Пракрити пинда.
5) Экадаша (11) индрий и Панчамахабхута - Гарбха пинда.
Т.е. "пятерка" фундаментальна для многих индуистских традиций, также для буддизма и даже китайских, корейских и т.д., включая и западные.
ССП часто называют даршаной (мировоззренческим текстом), кто-то переводит как философский, но я боюсь, что этот термин могут многие неверно понять, как нечто далекое от практики. Хотя я слышал от тех, кто изучал западную философию, что и она предназначена для т.н. "устранения лишнего в сознании", делания восприятия таким, с которым жизнь становится во всех отношениях совершенней. Однако в индуизме, как мне кажется, совершенное мировоззрение - это то, без чего духовная практика невозможна, да, по сути, совершенствование мировоззрения - это духовная практика и есть.
Конечно, можно сократить пятерку до более сущностных элементов, довести до четверки, или тройки (Шива, Шакти и их творение), или до двойки (Шива и Шакти), или единицы (Шивы). Если вы ограничите единицей, только Шивой, то исчезнет в конечном счете и единица. Что бы мы ни назвали единицей – Шиву, Вишну, Шакти или еще что-то в зависимости от системы веры, – любая такая единица исчезнет по той причине, что ее не с чем будет сравнить. И в таком случае мы можем говорить о том, что вне любых определений, т.е. "Алакша" (или "Алакх" в хинди). Большинство натхов сейчас вообще предпочитают ограничиваться чаще тем, что "вне определений", реже двойками (Шива -Шакти, Солнце-Луна). Я считаю, что это связано с особенностями Индии, она никогда не страдала отсутствием богатства даршан и разных дхарм, потому на фоне всего этого для большинства "простота" будет страховкой от "залипания в лишнем". Сейчас, правда, и мир стал "обильным" в связи наводнением информацией (в том числе и с обилием хлама) через новые информационные технологии. Потому я думаю, может, пришло и время натхизма выйти из своей замкнутости в Индии, он стал, видимо, актуален.
Есть ряд западных исследователей, таких как Д. Маллинсон и другие, которые думают, что ССП - это текст 18 века, и приводят свои "доводы", дескать, раннему натхизму не свойственна была такая "заумь". Я, честно говоря, с этим не соглашусь, когда бы этот текст ни появился, принцип "панчак" был актуален, как я выше сказал, и для санкхьи, и для текстов йоги, древность которых доказана даже многими западными учеными.
Сегодня у меня время ограниченно для более развернутого описания этих панчак, но если есть какая-то неясность, спрашиваете, разберем попозже, тема важная.