В традиционном понимании, если мы конкретно говорим о теме Гуру, то Гуру для ученика - это тот, кто даже актуальней Ишвары, об этом хорошо изложено в "Йога-рахасье", книге, связанной с Гуру Гамбхирнатхом. Это не значит, что то, что за пределами, что трансцендентно, не есть цель практики и не актуально. Тем не менее, запредельное и причастность к нему для людей, как правило, сопряжены с огромным количеством искушений и опасностей. В основном это связано с тем, что люди себя переоценивают, не видят своего "тонкого эго". Запредельный план очень абстрактный, и поводов накрутить себе в уме, что вы постигли Высшее, крайне много. Я это говорю в самом общем виде, потому что невозможно перечислить все те ловушки, которые могут возникнуть для практикующих. Может, у многих не уложится в уме, "как так Гуру выше Божества", и они перечислят вам бесчисленное количество доказательств, что это не так. Люди так стремятся к эксклюзиву, впадая то в одни омрачения, то в другие, то, что им кажется "простым" и им кажется, что они "поняли", на самом деле далеко от истины. Для многих индийцев выше Гуру нет ничего. Это я говорю очень простым языком для умов обывателей, коих большинство, это самая тяжелая задача. Тяжелая потому, что и цель самая высокая, потому что на деле она не для всех, она требует огромной внутренней работы, постоянной самотрансформации. Многим легко об этом говорить, но в реальности крайне сложно этого придерживаться, все сползают кто куда. Кто-то вечно критикует других, предпочитая не менять себя, кто-то получает что-то временно от пути и решает, что хватит, кто-то думает: "А вдруг найдется что-то получше" и т.д. Потому для большинства учеников сначала происходит сильная борьба ума, который говорит, что нет, Гуру - это Гуру, а Ишта Девата - то Ишта Девата. Но кто-то, по прошествии длинной работы над собой и обретя более чистое видение, понимает, что это не просто какой-то предрассудок, догма, а что Гуру, Божество, мантра, садхана, йога и т.д. - это вещи нераздельные. Кто, как и когда придет к такому осознанию, сказать сложно, потому что все люди с разным уровнем, кто-то быстро, кто-то очень нескоро, а кто-то, может, и не в этой жизни и даже не в следующей.
Без Гуру нет ничего, это подобно тому, как если бы у вас было много разных девайсов (ноутбук, телефон и пр.), но без электрозарядки и источника питания они рано или поздно разрядятся. Так и люди, сколько бы они ни коллекционировали практик, формальных посвящений, информации и т.д., если у них нет живой связи, все это рано или поздно окажется хламом. А Гуру – это точка, где происходит стыковка трансцендентной реальности с бесконечной энергией и возможностями – с нашим миром. Потому я и говорю, что если кому-то посчастливится прийти к такой возможности, то это счастливая джива. Трансцендентное, как я уже говорил, само по себе не имеет ценности, и «физика» сама по себе - тоже, только их слияние важно. Об этом говорят постоянно все тексты йоги и не только они. А Гуру - это тот, кто реализовал эту связь. Т.е. любой Гуру, если мы говорим о настоящем Гуру, является йогином, так как он находится в состоянии йоги. Гуру не просто дает какую-то информацию, особенные техники и прочие "эксклюзивы", порожденные обществом потребления, спроса и предложений. Он может вообще внешне ничего не давать, некоторые даже могут и не говорить с учениками, пребывать в мауне или говорить совсем не о том, что "общепринято". Некоторые могут говорить так, что это будет вообще противоположно тому, как эти образы рисуют продавцы книг про мифических Гуру-персонажей, чтобы на эксклюзивных историях эти книги лучше расходились. Они видят спрос людей, что кругом мир грубый, серый, и решают нарисовать то, чего людям не хватает и о чем они мечтают, но это все бизнес-прием и ничего больше. Какие йогины на самом деле, мало кто знает, так как люди уже "накормлены" стереотипами тех, кто их напичкал самым разным хламом. Но так как хлам - это хлам, хоть и "декоративный", то он ни к чему подлинному привести не может. Так со временем у многих происходит потеря веры, возникают разочарования и т.д., если бы этого не было, было бы удивительно. Но только у одних это происходит и они на этом не останавливаются и пытаются все-таки понять, что было не так, а другие разочаровываются так, что уже ни во что не верят и не прилагают усилий в попытках поменяться и найти подлинник. Те, у кого хватает силы духа, в конечном счете находят Гуру и путь. Но это не значит, что надо все оставить и бежать в Гималаи, потому что Йогананда писал, что именно там великие Гуру. Или, прочитав Кастанеду, стремиться непременно ехать в Мексику и там искать. Дело не во времени и пространстве, а в собственном восприятии себя и мира. Никто не знает, когда и где он встретит своего мастера, никто вам не назовет однозначно на все 100% правильное место и время. Можно приехать куда угодно, видеть настоящих Гуру в упор, думать, что что-то видишь, а на самом деле не видеть ничего, кроме своей собственной кармы. Сам поиск уже часто является работой над собой. А когда нашел и стал учеником - это очень продвинутый уровень, все это внутри. Речь не идет о какой-то особой дикше, статусах и прочем, люди падки на это все сейчас. Иногда бывают странные ситуации, кто-то может сущностно стать дикшитой, формально не получив никаких дикш вообще, а кто-то может получить пурнабхишеку, кундалы, статус "гуру", но в действительности не получить вообще ничего, а может быть, даже еще больше впасть в омрачения. Я не говорю, что это всегда так, но и такое тоже бывает. Соответственно, ученичество - вечная категория, нет ничего чище этого, нет ничего выше, нет ничего более священного и совершенного. Я, конечно же, говорю об ученичестве, связанном с духовным путем, с йогореализацией, с мукти, с самадхи и т.п. В Индии есть также понятие Гуру, которые учат каким-то общим вещам, даже в школе дети могут называть Гуру учителей, которые их учат математике, истории и т.д. Гуру, которые учат Аюрведе, танцам, джьотишу и т.д. Но есть т.н. Садгуру, которые ведут дживу к мокше, все остальные Гуру помогают прийти к Садгуру.
Надеюсь, я ответил на вопросы и донес ориентир, насколько это возможно.