Адеш!
У натхов традиция основана на «сиддха-сиддханта-паддхати», это один из главных текстов, освещающий идейную базу натхов. Она заключается в том, что утверждает о возможности бессмертия как души, так и физического тела. Это называется кайя-сиддхи. Особое значение придается понятию «Ниджа-шакти», которая есть сущность всех проявлений и всех состояний Шакти. Только эта Ниджа-шакти не просто, например, Шакти Рудры - Раудри или Сарасвати - Шакти Брахмы, Бхайравы - Бхайрави и т.д.. У Натхов-йогинов Абсолют - есть «Анама» безымяный, «Арупа» бесформенный, «Алакх Ниранджан» чистая запредельность. Каждая религия облекает эту трансцендентную истину в свою форму. Ниджа-шакти означает «собственную силу, не отличную от себя» т.е. Абсолюта. Во всех своих состояниях, таких как Пара, Апара, Сукшма, Кундалини, эта Ниджа-шакти остается полностью тождественной Шиве. Она - основа вечного трансцендентного тела Бога «Пара-пинда», это тело содержит в себе все тела, такие как Анади-пинда, Адья-пинда, Махасакара, Пракрити.
Йогин, который практикует различные садханы, в зависимости от своего психофизического состояния, способен свое сознание направить на восприятия этих макрокосмов. Этот опыт может быть дришья-брахманда и адришья-брахманда. Например, в бодрствующем состоянии мы видим только элементы Пракрити пинды, за это состояние отвечает «прана», которое контролирует работу чувств. В состоянии сна со сновидениями, связанным с «апаной», т.е. подсознанием, наше восприятие значительно расширяется.
Уровень пракрити-пинды натхи называют пространством тапо-мандалы. Когда вы выходите на восприятие Махасакара-пинды, переходя из сушупти в турья, ваше сознание находится в теджа-мандале. Когда переходите из турья в турьятита, то натхи эту мандалу называют джьети-мандалой, в которой вы осознаете Адья-пинду. Эта Адья-пинда – это основа великих 5 космических элементов Маха-бхута.
Турья - это состояние самадхи, а турья-тита - это мокша. Состояние мокши вы реализуете на уровне Парама-джьети мандалы или Анади-пинды. На этом уровне вы достигаете высшего блаженства. С этим уровнем взаимодействуют те, кто идут каула-маргой. Я имею ввиду настоящих каулов, а не тех, которые вам встречались в большинстве своем. Такой уровень реализации - очень высокий, и в ССП описаны качества этого состояния Шивы как Анади-пинды. Натхи с этим уровнем соотносят «кулакул-садхану», связанную с Махайоги Матсьендранатхом. Выше этого уровня находится реализация познания Ананта Брахмана или Пара-пинды, это восприятие Апарампара мандалы, этому уровню учил Шива Горакшанатх. Но Горакшанатха правильно понимать не просто, как пространственно-временное явление, описанное в книгах Г. Бриггса, Го - означает вселенную или Шакти, а Ракша - это Свами или Натх – тот, кто контролирует, защищает. Горакшанатх является самой вселенной и тем, что запредельно всему.
Доктрина натхов уникальна тем, что она объясняет космическое вселенское тело и тело человека с духовной позиции, в этом главная отличительная особенность учения натхов от других традиций. Думаю, что эту тему можно и нужно подробно освещать, чем я и планирую заниматься. Поэтому – спрашивайте все, что вам непонятно как в терминологии, в метафизике, так и практике. Просто нигде в сети, да и вообще, никаких печатных изданиях в СНГ это не освещалось, пожалуй, только кроме наших переводов. Но мало-помалу мы устраним и этом пробел. Благо, что моя саньяса мне позволяет вести деятельность по распространению учения и в интернете, для чего, собственно говоря, и был создан этот форум и сайт.