Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Форма и содержание  (Прочитано 3762 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 473
Re: Форма и содержание
« Ответ #15 : Январь 26, 2019, 02:33:14 »

Пустотой или содержанием?

Не думаю, что их следует противопоставлять, ведь пустота иногда и есть содержание.
Например, чашка - это форма. Содержанием чашки чая является чай, содержанием пустой чашки - пустота.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Форма и содержание
« Ответ #16 : Январь 28, 2019, 17:13:35 »

Например, если взять уровни речи, такие как пашьянти вак, мадхьяма вак и вайкхари вак, то каждый последующий уровень по сравнению с предыдущим будет более грубым. Будут эти ступени разными уровнями формы или содержания? А чем тогда будет пара вак? Пустотой или содержанием?

Это четыре формы звука, с одной стороны, один проявляется из другого, но с другой - если пара-вак и есть сам Шива и Шакти, в своем единстве, а Шива вездесущ, то он по-любому разворачивается всегда внутри себя самого. Если бы он проявлялся за пределами себя самого (где "его нет"), то он не был бы вездесущ. Конечно, это очень условные деления, хотя и значимые. Очень условно говорится о том, что, например, пашьянти (видимое) отдельно от видящего субъекта (т.е. самого Шивы как Пракаши и Паравак). Логически, конечно, если вы не экспрессируете себя, то для вас нет объекта (даже если это и продолжение вас), есть только вы, и вам как бы "не на что смотреть". В Пара нет условного деления на видящего - "драшта" и видимого - "дришья", но, с другой стороны, на любом этапе это все равно вы, будь это еще и мадхьяма или вайкхари. Тут все очень интересно получается: если вы и мир – одно целое, то тогда получается, что изучение "неизвестного в мире" - это изучение и "неизвестного в себе".
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Форма и содержание
« Ответ #17 : Январь 28, 2019, 17:17:43 »

Я думаю, реализация дживан-мукти, как, впрочем, и пратьякшадвайты в целом, является хорошим олицетворением того, о чем тут идет речь. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 473
Re: Форма и содержание
« Ответ #18 : Январь 29, 2019, 04:47:39 »

Это четыре формы звука, с одной стороны, один проявляется из другого, но с другой - если пара-вак и есть сам Шива и Шакти, в своем единстве, а Шива вездесущ, то он по-любому разворачивается всегда внутри себя самого.

Получается, что на абсолютном уровне содержанием (сущностью) всех форм является Шива, который неразделен со своими проявлениями, но если мы ведем рассмотрение на относительном уровне, принимая какую-либо из форм Шивы за "основную сущность" и абстрагируясь от остальных его проявлений, то все разновидности (или подуровни) этой формы мы воспринимаем как формы, а ее саму уже считаем их содержанием. Возвращаясь к приведенному примеру, одной из форм Шивы является звук (как одна из его Шакти), но на относительном "уровне звука" все его разновидности (пара, вайкхари и т.д.) мы воспринимаем как формы звука, а сам звук – как содержание этих форм (не забывая, что на "более высоком" уровне это содержание, в свою очередь, – тоже лишь одна из форм Шивы). Иными словами, любая форма – это Шакти, а содержание – Шива, по сути они одно, и воспринимать их раздельно можно лишь в относительном мире двойственности.
Записан

Nadia Khudyk

  • *
  • Сообщений: 95
Re: Форма и содержание
« Ответ #19 : Январь 29, 2019, 16:52:13 »

У Платона есть теория, согласно которой есть два мира: один – высший и невидимый мир идей, другой – низший и воспринимаемый нами мир вещей. Первый порождает второй. Мне кажется, она неплохо сочетается с понятием Шивы и Шакти, пустоты и формы. Например, идея любви может быть выражена в отношениях между людьми, в танце и музыке. Мир форм является отражением мира идей, но большинство людей видит только отражение, залипая на нём. Они хватаются за форму, которая внешне кажется стабильной, но по сути изменчива.
Развивая идею Платона, хочу сказать, что в материальном мире содержатся все аналогии Высшей Реальности, но средства выражения могут быть разными, в зависимости от индивидуальных особенностей человека и групп людей. По этой причине мы имеем множество религий, каждая эпоха создаёт свои уникальные произведения искусства. Во многих языках существует такое выражение «поймать дух времени», которое ещё раз указывает на то, что материальный мир имеет природу Шакти.
Йога, в отличие от Платона, не делит мир на низший и высший, а указывает на их единство и взаимосвязь.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Форма и содержание
« Ответ #20 : Февраль 01, 2019, 01:10:17 »

Это четыре формы звука, с одной стороны, один проявляется из другого, но с другой - если пара-вак и есть сам Шива и Шакти, в своем единстве, а Шива вездесущ, то он по-любому разворачивается всегда внутри себя самого.

Получается, что на абсолютном уровне содержанием (сущностью) всех форм является Шива

Конечно, так и есть. Тем более Шива и Шакти едины на любых своих уровнях. Если это Шива как свет Пракаша или Ниргуна - то это Чит-Шакти, или Ниджа, если у натхов. Если это Махешвара - то Джняна-шакти. Или же они могут быть едины в форме анахата-нады (одновременно формы и не формы).
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

miracle

  • *
  • Сообщений: 18
Re: Форма и содержание
« Ответ #21 : Февраль 03, 2019, 23:08:56 »

Адеш!

Слышала о том, что есть такой вид медитации, когда сосредотачиваешься на своём отражении в зеркале. Исходя из того, что обсуждалось высшее, это выглядит вполне логичным: форма нашего тела является наилучшим ключом для того, чтобы открыть дверь, за которой скрывается наша суть. Насколько я понимаю, наши отношения с Шакти (формой, полнотой, временем) являются в высшей степени индивидуальными, тогда как Шива (пустота, пространство) является той средой, которая вмещает в себя все формы. Получается, что если предельно сосредоточиться на своей форме, то можно выйти на содержание, т.е. получить опыт пустоты. Так ли это в действительности? Пробовал ли кто-то подобную медитацию?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Форма и содержание
« Ответ #22 : Февраль 05, 2019, 16:43:58 »

Когда я пробовал пару таких методов, мне не были знакомы во всех деталях доктрины, которые начали мне открываться, когда я уехал в Индию и т.д. Хотя я дошел до много сам, до Индии был, наверное, самый тонкий опыт. Но тогда вся информация, что была доступна, была не такой уж обильной, например, конкретно с зеркалом (реальным физическим) мне встречалась практика в подаче Ошо. Другая техника из западных магических систем, где надо было затонировать круглое стекло, чтобы, совершая ритуал, увидеть в таком черном зеркале процессы других измерений. Это все работало, мне, помню, даже ученик специально это изготовил на заводе. :05: Но это было так давно, в начале 90-х, и сейчас моя жизнь изменилась до неузнаваемости. Я понял, что магизм мне малоинтересен, это не к тому, что я его ханжески осуждаю, как это делают в русскоязычной среде некоторые моралисты (кто больше всех от морали далек, на самом деле), называющие себя "бхактами Кали", "кашмирскими шиваитами" и т.п. В Неварском шактизме, где у меня есть пурнабхишека, например, есть объекты почитания, в которые после пуджи надо всматриваться, получать даршан Божества, осознавать себя и т.д. Но я обещал не рассказывать об этом в деталях, если это только не дикшита. Пуджа пуджей, а на самом деле все что угодно может быть "отражателем" наиболее чистого в тебе, если понимаешь суть этого принципа. Сейчас моя тема в основном то, о чем вы и спросили, освобождение, будет оно - будет и все остальное. Мы, как Атман, пустотны по своей природе, и мы сами Брахман или Шива (как Ниргуна) и есть, потому все, чем мы являемся, скажу даже больше, все, чем нам кажется, что мы не являемся, создано нами самими. На каждый момент времени мы можем использовать то, что нам дано, для возвращения к своему истинному Я (истинному себе). Что-то, может быть, пока отчасти получается использовать как упаю (инструмент) для познания себя и возвращения к себе, а что-то, может, не получается почти никак, вы можете чувствовать, что что-то есть, но оно не выведено на осознанный уровень. Как только вы вывели на осознанный уровень что-либо, вы уже не зависите от этих ограничивающих факторов и можете этот вид силы использовать для освобождения себя. Но все это, как показывает мой опыт, желательно совершать на фоне своей истинной сущности, умиротворения, и чем больше тишина внутри, тем большее вы сможете отследить, воспринять, увидеть "по цепочке" очень много больших связей. Когда такое видишь, это очень хорошо меняет мировосприятие, мировоззрение, вы не делаете лишних действий, а сделанное меньше нужно потом исправлять или корректировать.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.