Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Алакх виджняна  (Прочитано 1154 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Nihilanth

  • *
  • Сообщений: 1
Алакх виджняна
« : Февраль 03, 2019, 17:28:52 »

Намасте!

Подскажите, пожалуйста, а есть какой-нибудь текст посвященный алакх-виджняне? Что вообще она из себя представляет? Она соотносима с алаей-виджняной?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6471
    • Традиция натхов
Re: Алакх виджняна
« Ответ #1 : Февраль 08, 2019, 19:24:22 »

А есть какой-нибудь текст посвященный алакх-виджняне? Что вообще она из себя представляет? Она соотносима с алаей-виджняной?

Алакх-виджняна и Алая-виджняна - это разные вещи. Ссылок можно привести много, я приведу для примера "Горакх-сабади".

Сначала надо дать определение такому многозначному термину, как अलख विज्ञान alakh vijñān (на санскрите будет как अलक्ष विज्ञान alakṣa vijñāna), который используется в таких текстах, как "Горакх-сабади" и т.п. Первый термин состоит из lakṣa, что означает "символ", "знак", "цель" (например, почитания или дхьяны), и отрицания "а", означающего "то, что за пределами каких-либо символов". Термин vijñāna я бы перевел как "детальное, глубокое постижение на фоне отстраненности", приставка वि vi означает "разносторонне" и слово ज्ञान jñāna - "познание". Если все вместе сложить, то мы получим "разностороннее и ничем не обусловленное познание или постижение". Ниже я процитирую "Горакх-сабади", где это понятие упомянуто с использованием одного из диалектов, близкого к хинди:

अलष बिनाणी दोई दीपक रचिलै तीन भवन इक जोती ।
तास बिचारत त्रिभवन सूझै चूनिल्यो माणिक मोति ॥ ५ ॥

alaṣ bināṇī doī dīpak racilai tīn bhavan ik jotī ।
tās bicārat tribhavan sūjhai cūnilyo māṇik moti ॥ 5 ॥

"Имеющий живой опыт вне ограничений символами (Алакх-виджняни) единого света (ик/эк джоти/джьоти) в трех мирах (тин бхаван) два (дои или "до" в хинди) светила (дипак) создает (рачаи/рачна в хинди).
Исследующий (вичарат) те (тас) три мира раскрывает (суджхаи/суджхана), выявляет (чунильяо/чунна) рубин (маника) и жемчуг (моти)". 

Текст довольно непростой, во-первых, тем, что это не стандартный хинди, и, главное, с использованием скрытого символического стиля изложения (сандха-бхаша). Так, например, разные градации света одного единого – как света Шивы (Пракаша), далее, двух светил "холодного света" (луны) и "горячего" (солнца) – как источники дальнейшего творения трех миров. Драгоценные камни обычно означают сущностные субстанции Шивы и Шакти, что хорошо знают специалисты в высших тантрических садханах. Драгоценные камни, с одной стороны, имеют большую ценность, несмотря на свой маленький размер, а с другой, то, что они очень крепкие, нерушимые (символически указывающие на опыт вневременности или раскрывающегося измерения тишины, красоты и вечности). Рубин красного цвета (флюид Шакти) и жемчуг белого цвета (флюид Шивы). С одной стороны, это сущностная тантрическая символика, а с другой, конечно, натховская - из йоги солнца и луны, а также раджа-йоги. Собственно, эти две йоги предельно связаны.

Здесь ранее я приводил пример из «Хатха-йога-прадипики», говоря о śūnyāśūnyavilakṣaṇaṁ (ориентиры не на то, что является или не является пустотой):

http://matsyendranatha.com/?p=397

Мы не можем верить во что-то одно, ибо, веря в одно, мы должны признать и противоположность, потому вы можете этот натховский ориентир назвать двайта-адвайта виварджита, как это в натховских текстах или в тантрических, смотрите "Куларнава-тантру":

http://matsyendranatha.com/?p=568

Или такое же по сути определение "лакша-алакшана" - "символ вне символизма". Кстати, в определенном смысле синонимом "лакша" может быть и термин "мудра", потому что мудра означает также значимый символ. Если символ отображает запредельное, то вы получаете реализацию трансцендентного в образе, который эту трансцендентность отображает. Собственно, это и является самой главной целью всех тантрических и йогических практик. Зачем вы, например, практикуете мантру, связанную с Божеством или чем-то высшим? Чтобы стать этим. Вы становитесь отображателем этого высшего, можете назвать его богочеловеком, просветленным, сиддхой и т.п. Что, собственно, и отличает истинного адепта йоги от того, кто профан и в себе это не раскрыл. Кто-то это состояние называет сахаджа-авастха (врожденное состояние), ведь если Абсолют вездесущ, то вам не надо его "обретать" или "формировать", а лишь раскрыть или вспомнить в себе.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 611
  • allama.ru
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Алакх виджняна
« Ответ #2 : Февраль 08, 2019, 22:43:10 »

Адеш, Гуру джи!
Спасибо большое за Ваши разъяснения!
Записан