Адеш!
Действительно, Горакшанатха считают как тантриком, так и йогином аскетом, также как и Матсьендранатха. Горакшанатх символизирует собой восходящую силу огня, а Матсьендранатх - нисходящую силу воды. Матсьендранатха - учитель Каула, воды океана символизируют Кулу. Горакшанатх был великим тапасвином. По одной из легенд, силой своего жара он создал засуху в Непале, а Матсьендранатх вызвал там дожди, тем самым, прекратив жар Горакшанатха. Вода и Огонь подобны пране и апане, гравитации и антигравитации, расширению и сжатию. Эти силы существуют во всех природных явлениях. В тантрическом пути и в пути йоги, как тапасвинской системы, присутствует схожесть в том, что и тот и другой направлены на отстранение от стандартного человеческого состояния; они превосходят то, что люди считают нормальным. Тантрики совершают это не ортодоксальным в понимании людей методом. Тапасвины делают то же самое. И каждый идет путем Виры, потому что их практики направлены на преодоление состояния зависимости от мирских объектов. Тантрик, подобно мячу, устремляется вниз и, ударяясь об землю, по инерции взлетает вверх. Тапасвин, поднимаясь над миром, лучше его видит и осознает, тем самым, освобождаясь через это осознавание. Поэтому они оба идут к одной цели. А уж чья система лучше или хуже, так на эти темы спорят только те, кто не достиг высот ни в йоге, ни в тантре. Ведь все зависит не только от системы, но и от конкретного человека. Понимая это, натхи смогли интегрировать знания йоги и тантры. И в своих садханах они используют все виды практик. Тапас, как огонь, означает очищение, процесс дематериализации сознания и направления восприятия в более высокие мерности.