Шри Гуруджи Адеш!
Думаю, следует сразу внести ясность в данную трактовку времени. «Сиддха-сиддханта-паддхати» - текст, который описывает взаимосвязь макрокосма с микрокосмом. В тексте описывается процесс раскрытия Абсолюта через его Шакти, в результате чего появляется трансцендентное тело Шивы Пара-пинда. Изначально Абсолют невозможно определить никакими терминами и обозначениями. Говорится, что он запределен дхарме (религии) и адхарме (отсутствию религиозной системы), это Ниргуна-браман, Ниргуна-шива, Алакх-ниранджан. Пара-пинда - первое его проявление, где у Абсолюта появляется личность, трансцендентная и в высшей степени совершенная, потому что она сформирована Ямалой Бога и Богини. Только будучи вместе, они способны каждый представлять самое трансцендентное запредельное и божественное. Поэтому Пара-пинда - это высшая личность Шивы, с формой и без формы. В нем есть как высшее время, так и все ограниченные проявления времени и пространства. В этом Шиве нет чего-то такого, чего бы ему недоставало, в нем есть все. В нем зарождаются все остальные тела, которые также сохраняют эти трансцендентные качества Шивы.
Особенность Натха-сампрадаи в том, что тело живого существа не рассматривается так однобоко, как во многих религиях, где оно есть ограничение и сущность любого греха. Разделенность двояка: с одной стороны - она есть ограничение, а с другой, она же может придавать большую трансцендентность Шиве. Поэтому различия между Пара-пиндой (телом Шивы) и Пракрити-пиндой (телом дживы) очень условны. То, как Кулу описывают в каулических традициях и в недвойственных тантрах, отличается от кула-панчаки, в которую входит также и понятие времени. В пранакула-панчакe время описывается как индивидуальное состояние, потому что эти пять элементов есть составляющие Пракрити-пинды, микрокосма, т.е. существует наше индивидуальное время, которое проявляется в нас через пять состояний. Все Кула-панчаки зависят друг от друга. Например, джива (воплощенное существо), зависит от трех гун и времени. Одним словом, все проявления Шивы, сверху вниз по нисходящей, можно сравнить с деревом, корень которого переходит в ствол, ствол в ветви и т.д., но в целом это есть одно дерево, так же как и Шива остается Шивой, принимая самые различные состояния.
Теперь разберем пять проявлений «индивидуального времени».
kalanA - понуждение к вычислению отрезков времени, связанных с различными периодами. В жизни человека могут быть т.н. «переломные моменты». Например, я жил в России и настал момент из нее уехать, или я работал на такой-то работе, к которой привык, а меня неожиданно уволили, или же я сам ушел. У каждого человека могут быть несколько таких переломных моментов в судьбе, радикально изменивших его жизнь. И чем больше таких моментов, тем больше оснований говорить, что человек духовно меняется. Это не обязательно внешние изменения, это также могут быть какие-то глубокие переосмысления себя и мира. Человек, который способен на постоянную внутреннюю трансформацию, сам становится временем. Он непонятен для простых обывателей, зато он видит все то, чем живут такие люди, что их жизнь протекает обычным ходом и никак не меняется. Способность внутренне изменяться - необходимое качество для учеников, да и всех людей. Человек, который осознанно работает с кармой, способен видеть скрытые взаимосвязи различных объектов, он предугадывает последовательность событий, действия многих людей, он знает свое будущее. При этом это состояние не является какими-то фантазиями и воображаемыми картинками. Человек видит закономерности во всем, что происходит в мире и его собственной жизни. КalanA - это способность вычисления, видения того, как события или различные объекты сосуществуют между собой, как они взаимосвязаны и как они взаимодействуют во времени.
kalpanA - сотворение, формирование. Это осознание преобразования и происхождения явлений во времени. Процесс трансформации.
bhrAntiH - заблуждение, замешательство. Хаотичное состояние мыслей, которое возникает в определенные промежутки времени. Обычно говорят, что у человека как бы выбило «почву из-под ног», и в этот момент у него нет четкости мышления. У многих людей может быть рефлекторность мысли, и она - следствие кристаллизации сознания, его сужения и сжатия. Тогда мысль не вписывается в общую структуру изменений в мире и в себе самом, и это называют личными заблуждениями.
РramAdaH - опьянение, когда человек теряет ориентацию во времени. Похоже на bhrAntiH, но только здесь происходит более продолжительный провал во времени и теряется способность видеть его многообразие. Время - это Богиня, которая опьяняет дживу, но если ты видишь все Её многообразие и величие, то Она освобождает от всех иллюзий. Бхакти и опьяненность иллюзией на первый взгляд очень похожи, но между ними очень большая разница. Опьяненность Кали, на самом деле, - это высшая трезвость и более чем адекватность, осознанность во всем. Кали убивает демонов, которые хотят наслаждаться ею и подчинить себе.
Аnartha - бессмысленность. Означает неудачу, как следствие своих привязанностей, которая происходит, когда человек надеется найти счастье там, где его нет и быть не может, или же он ждет чего-то, что не может произойти; когда он не способен оставить то, что ему мешает меняться в позитивную сторону освобождения от своих духовных ограничений.
В каждый момент времени мы одновременно воздействуем на все времена, поэтому в каждый момент времени следует стараться видеть себя совершенным. Многие люди боятся видеть себя таким образом, но они же не боятся смириться с тем, что они несовершенные существа, поэтому они и умирают в неполноценном состоянии, за чем следует следующее рождение. Из-за своего неверия в свою изначальную чистоту, они иногда впадают в те состояния, о которых было сказано выше, тем самым они даже забывают значительную часть своего опыта. Это можно и не называть опытом прошлых инкарнаций, для натха не принципиально верить в ту или иную концепцию, но Натх всегда знает, что он не может потерять совершенство. Все явления - это не что иное, как наше собственное сознание, независимо от того, какие это явления. Когда вы в состоянии покоя, то вы все видите и все знаете, нет ни одного состояния счастья, которое не было бы вашим, все заблуждения или страдания мира - это тоже часть вас. В состоянии высшей реализации йоги вы становитесь никем и всем одновременно, все ограничения исчезают.
Стоит добавить, что ССП - не обычный текст, он написан для авадхут. В каком-то смысле его стоило бы изучать не с первой главы, а с последней, т.к. сначала, когда ученик принимает ученичество, то Гуру не отстраняет его от жизни, он дает ему возможность широко взглянуть на духовный путь, и тогда ученик начинает ориентироваться в различных учениях. И уже после этого ученик способен полноценно оценить путь натха и стать авадхутой, только тогда он может принять Гуру, и с абсолютной преданностью следовать его учению. Гуру дает осознание того, что такое настоящие методы йоги, это происходит экзистенциально. Каждая мантра натхов, которую передает Гуру, каждое наставление - священны. Тогда ученик думает, а кто есть Гуру на самом деле? Все мантры натхов уникальны, например, возьмем мантру омовения «алила гаятри», она представлена в виде вопросов ученика:
«Что есть Гуру, где Он? В Омкаре? В воде? Воплощен ли в мужчинах и женщинах? В Брахме? В Вишну? В Шиве и Шакти? В Луне или Солнце? В девяти планетах?»
Ученик задает очень много вопросов. «Кто есть Гуру?» Он получает посвящение у того Гуру, которого он не знает. Гуру ему открывает сиддханту, ученик через Гуру сам познает мир, как воплощение Шивы. Тогда Гуру открывает ученику разные силы, Он открывает ему виденье и способность воспринимать макрокосм. Гуру передает ученику методы йоги, на что нужно направить свои усилия. И Гуру дает возможность увидеть то, как проявляются вселенские миры. Об этом появлении космического тела Шивы кратко описано в первой части ССП. Восприятие всех этих таттв приходит в высших состояниях сознания, все посвящения натхов направлены на формирование способности такого восприятия. Потому что видеть вселенские силы неподготовленный человек не может, какие бы асаны он ни делал. В разделе об авадхутах говорится о многочисленных методах, и также о том, что при отсутствии правильных качеств ученика, все методы могут оказаться бесполезными.
Возможно, я написал много не по теме, но я считаю, что это действительно сказать стоит, потому что только истинный ученик может понять сиддханту натхов. Текст ССП заканчивается словами о том, что это знание секретное и перечислено то, кому его можно передавать, а кому - нет. Но, на самом деле, секретна не информация, связанная с текстом, а мистический опыт, описанный в ССП, вот он действительно представляет ценность. Сиддханту натхов практически никто не освещал, и поэтому, можно сказать, что мы осуществляем это поэтапно, начиная с самых азов. Конечно, не удивительно, что у вас много вопросов, я бы скорее удивился, если бы их не было. Поэтому, будем все детально разбирать.