Особых отличий от того пишет ССС не обнаружил, также как и начальные пранаямы. В любом случае польза то от них может быть хоть на уровне физиологии, и далее праны.
Ну, так ведь ССС и многие другие современные Гуру эти практики взяли у натхов; различия если и есть, то только в подаче самой доктрины, в каком контексте они используются, а так многие практики достаточно просты и одинаковы везде.
Я спрашивал более конкретно - могут ли эти открытые практики очищать чакры и каналы, что в свою очередь отразится и на физиологии, все взаимосвязано. А вы вместо ответа по существу "да" или "нет"
Я могу сказать о хатха-йогиеских практиках на основе своего опыта "доиндийского": некоторые мудры и пранаямы я поначалу использовал в небольших количествах,
и ничего серьезного не было, эффект был значительный только после того, как я на них тратил ежедневно много часов, и, как я позже смог понять, это произошло по причине моего самопожертвования пусть и не основным, но "символам традиции". Могут ли эти практики быть полезны сами по себе, без полноценной своей принадлежности к настоящей Сампрадае, вопрос очень непростой: вероятно, эффект какой-то будет, как сказал Вивекнатх, но может быть очень фрагментарным, а такое многие Учителя не рекомендуют сильно идеализировать.
Если же говорить о болезнях, то они часто имеют причину как физическую, так и духовную: жизнь бывает очень парадоксальна, я видел в Индии много натхов садху – курителей чараса, и большинство из них, как ни странно, меньше болели, чем, к примеру, многие "йога"-практики, тичеры, которые следят за здоровьем, ведут "чистый образ жизни," которых я видел на Западе и в России, в частности.
Повлияет ли та или иная техника йоги на здоровье? Ну, если состояние энергии, сексуальной силы и ума связаны, и вы с помощью практики йоги, например, сможете регулировать дыхание, ум, делать их более сакральными и чистыми, очевидно, повлиять может. Но есть йоги, которые могут через т.н. "йогу" и наоборот себя разрушать как физически, так и психически, я таковых видел много (большинство).