Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Биографии махасиддхов Матсьендранатха и Горакшанатха  (Прочитано 6854 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Айшварья Нандана

  • Гость

Биографии махасиддхов Матсьендранатха и Горакшанатха

Изучаю и почитаю данных святых.

Могли бы мне помочь изучить подробно их биографии.

Заранее благодарен.

Ом шанти.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Адеш!

В Натха-сампрадае Горакшанатх и Матсьендранатх являются великими Гуру, аватарами Шивы. Это не просто Учителя, которые достигли просветления и реализовали сиддхи, но они являются и проявлением Абсолюта, и сам Абсолют и есть. Ученые не могут точно установить даты жизни Горакшанатха и Матсьендранатха. С точки зрения натхов йогинов, это занятие совершенно бессмысленное, потому что и Горакшанатх и Матсьендранатх не являются простыми смертными существами. Натхи считают, что Горакшанатх являлся в каждую Югу, каждый раз принося миру знания натхов, и поэтому нельзя сказать, что система практики натхов появилась в V, VIII или XII веках. Конечно, изменялось время, приходили разные Учителя и каждый из них обучал своей системе, но все они опирались на один единый стержень учения натхов. В каждом штате Индии существуют большое количество самых различных историй про Горакшанатха, Адинатха, Матсьендранатха; считается, что Горакшанатх в одной Юге являлся в Дварке, в другой - в Горакхпуре, Пешваре. Имя Горакшанатха означает: "Го" - "чувства, вселенная или брахманда, так же имеет значение - корова, творящая сила вселенной, Шакти; и "Ракша" - владыка, покровитель, защитник. Поэтому, практически вся вселенная есть Горакша, а так же то, что ее создает, сохраняет и разрушает. Горакшанатх - Высший Учитель Кайя-садханы, Он дает знания всем дживам или, можно сказать, что через себя, как Параматму, он является йога-видьей в самой сущности каждой дживы. Познать Горакшу - это познать сам Атман и наоборот. Горакшанатх - это и Шива и Шакти вместе, силы всего мироздания - это силы Горакши, само Его имя - это уже мантра.
По одной из легенд, он появился еще до Вишну, Шивы и Брахмы. Они пришли к его дхуни, акханда-джьети, и получили благословения от Горакши. По другой легенде, в Бенгалии было изначально пять натхов, которые проявились из тела Адинатха. Адинатх Алакх Ниранджан - запределен, его Ниджа-шакти Кетака проявила Вишну, Шиву и Брахму для творения мира. Тогда, что бы испытать своих сыновей, Адинатх превратился в труп, который плыл по воде. Увидев этот труп, Брахма отодвинул его ногой от себя, Вишну отошел от него подальше, и только Шива Рудра взял и кремировал труп Адинатха. А когда тело стало сгорать, то из разных его частей появились 4 Натха: из пупка - Матсьендранатх, из волос - Горакша, из костей - Хадди или Джаланджарнатх, из всех оставшихся частей тела - Чоурангинатх. Слово хадди означает «кость», по другой версии хадди в Бенгалии называли людей низшего сословия, и считается, что Джаландхарнатх стал таковым, после проклятия Шивы, когда тот возжелал Шакти Шивы. Собственно, все эти натхи подвергались испытаниям со стороны разных проявлений Шакти, и только Горакшанатх их выдержал - когда Деви пыталась подвергнуть его искушениям, он превратился в младенца. Дело в том, что Шива и Деви поспорили, какой путь - грихастхи или отречения - лучше для достижения возврата нивритти. Деви настаивала на духовном пути грихастхи, а Шива - на отстраненности от всего мира форм. Тогда Богиня подвергла испытанию йогинов, с тем условием, что если хоть кто-то из них окажется сильней ее иллюзии Майи, то главным из путей будет провозглашен тот, на котором настаивал Шива. На самом деле, это все лишь лила Шивы, он сам же и был каждым из этих йогинов. Он проиграл Деви в виде формального падения Хадди, Чауранги и Матсьендранатха, да и победа Горакшанатха тоже была лилой обоих - и Деви и Шивы, когда его испытывала Майя, он превратился в младенца, и Богиня увидела в нем своего сына. Горакшанатх стал идеалом пути йогина, и Шива дал благословение всем йоги следовать пути, которому учил Горакшанатх.
Про Матсьендранатха легенд очень много. Основная, собственно, и говорит о его имени. "Матсьендра" означает "владыка рыбы". Считается, что сын Шивы, Сканда, выбросил в океан "Кула-агамы", которые проглотила рыба, рыба же считается аватаром Вишну. Другое значение рыбы и океана - это океан сансары или кула. Матсьендранатха проглотила рыба и Он, находясь в океане сансары, получил знания йоги от Адинатха, предназначавшиеся для Деви, но которая заснула во время речей Шивы. А в это время Матсьендра сидел во чреве рыбы под водой, рыба находилась возле острова Чандра-двипа, и когда Шива Адинатх спросил Деви: "Ты слышишь, чему я тебя учу?", то вместо неё ответил Матсьендранатх: «Конечно слышу». На что Шива заявил, что он знает, кто настоящий ученик и кому он передаст знания йоги, Деви же рассердилась и прокляла Матсьендранатха. Она сказала, что за совершенные апарадхи он уснет в царстве женщин, и там его настигнет погибель. Однако, проклятье отменил его ученик, Горакшанатх. Когда Матсьендранатх был уже одной ногой в Патале, и ему явился Бог Яма, но Горакшанатх победил Яму. Горакшу боялись все Боги, Он был великим йогином и обладал большим могуществом. Одна из легенд говорит о том, что Горакша и Матсьендра на самом деле - одна сущность, что в рыбе был Шива в форме Матсьендранатха, а когда он вышел из рыбы, то превратился в Горакшанатха. Но наиболее распространенная история повествует о том, что Горакшанатх все-таки был сыном Матсьендранатха, и что Горакшанатх был рожден от ума "манаса" Матсьендранатха.
В другой истории говорится о том, что когда Горакшанатх освободил Матсьендранатха из царства женщин, то Матсьендранатх показал ему, что на самом деле он не находился в падении. История такова: однажды к Горакше пришел йогин и стал оскорблять имя его Гуру. Горакшанатх, будучи уверенным в своем могуществе, предложил магический поединок и к его великому удивлению, йогин оказался сильнее. Тогда Горакшанатх стал думать, почему же такое произошло, а йогин сказал: "Твой Гуру потерял все свои силы. Он, больше не Гуру, он полностью потерял самоконтроль находясь во власти женщин, и через несколько дней его ждет смерть. А ты слаб, потому что слаб твой Гуру, так как Гуру и ученик - одно целое". После этих слов Горакшанатх отправился к своему Гуру и убедил Матсьендранатха оставить царство иллюзий. Горакша сказал, что его ждут его ученики аскеты, которых он оставил, что он пал как Гуру, и поэтому обязан последовать за Горакшей к своим преданным. Матсьендранатх ответил, что готов вернутся обратно к ученикам, и когда они оба возвратились к натхам-аскетам, то Горакшанатх был в шоке, увидев двух Матсьендранатхов: один шел рядом с ним, а другой ожидал их с учениками. После чего тот Матсьендранатх, что был с Горакшей, растворился в своем двойнике. Горакшанатх пал к стопам Гуру, говоря что осознал урок, что тот йогин, победивший Горакшанатха, это и был на самом деле сам Матсьендранатх, который хотел показать своему ученику, что тот впал в гордыню, возомнив себя великим непревзойденным мастером и самым совершенным сиддхом. После того как Горакшанатх признал свою ошибку, Матсьендранатх сказал: "Ты смог исправится, и твое имя станет самым известным среди йогинов. Теперь ты действительно можешь считаться самым совершенным Маха Йоги". Так и произошло, Горакшанатх прославился даже больше своего Гуру, так как он одержал победу над самим собой.
Другая легенда гласит, что Матсьендранатх, находясь 12 лет во чреве рыбы и практикуя тапас, достиг большого могущества, а когда вышел из воды, то ему явился Шива и сказал: "Ты можешь просить меня о чем пожелаешь".  Матсьендранатх ответил: "Я хочу, чтобы ты сам явился как мой ученик", Шива дал согласие и явился как Горакшанатх. По другой легенде Матсьендранатх занимался своей практикой во чреве рыбы под водой возле Камакхья-питха, одно из самых известных мест Шакта-тантризма, и после двенадцати лет садханы обрел силу, тога ему открылись знания Шабар-мантр, явился Шива вместе с Шакти, и всеми Богами вселенной, которые дали свои благословения и вложили силу в мантры. Так Матсьендранатх стал основателем одной из новых тантрических систем. Сейчас многие тантрики и, конечно же, сами натхи используют эти мантры. Считается, что Шибар-мантры, могут рецитироваться не только на санскрите, но и на других языках, «садхикари-бхаша». Матсьендранатх, по другой версии, был извлечен из реки Брахмапутра неким рыбаком Канипой, возле Камакхья-питха. Этот рыбак и стал первым учеником Матсьендры и основал один из пантхов в Натха-сампрадайи. Многие последователи Канипы практикуют вмачарскую садхану и агхору.
Добавлю немного и от себя, многие агхори, которые мне встречались в Индии, говорили, что сам Горакшанатха также является агхори, так как он был рожден на шмашане и двенадцать лет практиковал там садхану. Правда, среди натхов эта версия не пользуется особой популярностью. Вообще, историй очень и очень много, практически в каждом крупном штате Индии есть своя легенда про Горакшанатха, многие на первый взгляд очень противоречивы, и даже по смыслу отчасти напоминают дзенские коаны. Но в этом-то, наверное, и смысл - что в процессе познавания и осмысливания этих легенд, от ума йогина, ограниченного временными факторами, ничего не останется, кроме просветленности и знания. Многие ученые пытались собрать и систематизировать все истории, особенно над этим трудились англичане, ведь Индия была их колонией, они пытались как-то на свой лад и со своей точки зрения объяснить Натха-сампрадаю, написали ряд различных научных трудов по этой теме, не говоря уже о самой йоге, которую они, вместе с индусами, привезли на запад, и сами же наизобретали множество ее разновидностей. Но, несмотря на все, Натха-сампрадая осталась закрытой, как для англичан, так и для простых непосвященных. И сейчас я убежден, что знания этой великой традиции не могут быть переданы до тех пор, пока человек сам своими усилиями не придет и не станет последователем этой линии, глубоко проникнувшись этим уникальным учением. Недостаточно даже просто получить посвящение, потому что посвящение означает только начало пути, который на самом деле вечен.
Спасибо за проявленный интерес и за Ваш вопрос. К сожалению, у меня не всегда находится время обо всем рассказать подробно, а может быть и невозможно. Не знаю, не знаю.
« Последнее редактирование: Август 27, 2007, 19:59:57 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Айшварья Нандана

  • Гость

Ом!

Спасибо Вам Гуру Matsyendranatha, за очень интересные истории про святых махасиддхов Матсьендранатха и Горакшанатха и традицию натхов.

Изучая их лилы и духовные подвиги воистину проникаешься уважением не только к ним, но и ко всей традиции натхов.

Благодарю всех, кто предоставил для меня информацию про махасиддхов Матсьендранатха и Горакшанатха


Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму

Махасиддха Джаландхара, Избранный Дакини.
Из книги Кита Доумана «Мастера Махамудры».
http://surajamrita.com/buddhism/Jalandhara.html
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Сапрема намаскара!
Интересно проводить параллели среди великих сиддхов разных традиционных школ. Даже в одной традиции порой бывают совершенно разные истории про того или иного сиддха. Знаменитый Джаландхарнатх из Пав-пантха: на юге Индии его считают одним из девяти великих Натхов, на севере он так же известен как основатель одной из ветвей (пантх) в нашей традиции. Другое его имя Хадипа, одна легенда гласит, что он был брахманом по роду и царем Хастинапура, потом стал Натха Йоги, совершая тапасью. Ему явилась Шакти Шивы, которую он возжелал как женщину и сразу же за это оскорбление был проклят Шивой. Из брахмана и йогина-тапасвина он превратился в обычного чернорабочего «хади» в Бенгалии. Правда, Шива ему дал все-таки шанс исправить свои ошибки. Другая менее известная история Бенгалии о том, как Хадипа появился из кости (хадди) Адинатха. Поэтому считается, что он был прямым учеником Адинатха. Он был слугой царицы Маяномати, которая, кстати, у натхов считается одной из известных женщин йогинь, наряду с такими как: Джвала Маи, Вимала Маи, Хингала Маи и др. Джаландхарипа работал у нее слугой, а позже стал Гуру ее сына Гопичанды. Маянамати, ко всему прочему, была сестрой известного основателя одного из Натха-пантхов - Бхартрихаринатха. У Бхартрихари было два Гуру, один - Горакшанатх, другой никто иной, как сам Джаландхарнатх. Это большая история, о ней можно коротко рассказать. Бхартрихари был королем, после гибели своих жен, он оставил трон и ушел в лес, где встретил Горакшанатха, у которого принял ученичество. Горакшанатх показал ему иллюзорность его скорби и Бхартрихари посвятил себя полностью йогической садхане, он стал одним из самых преданных учеников Горакшанатха. Узнав о падении Джаландхаранатха, Бхартрихари обратился к Горакшанатху с просьбой ввести в натха сампрадае систему «экзаменов», дабы натхи-тантрики были проверены на качество своего отречения. Горакшанатх счел эту идею весьма правильной и тогда они выработали свои критерии тестов. Бхартрихари спросил: «Что будет являться символом, по которому каждый из натхов может сразу определить, к какой категории относится тот или иной садху?» Горакшанатх решил, что эта категория, должна носить один из атрибутов, который есть у него самого и у Матсьендранатха, этим атрибутам стали «кундалы». Так, Бхартрихари распространил традицию прорезания уха и ношения кундал. Иногда многие по ошибке предполагают, что эту традицию придумал сам Бхартрихаринатх, основатель одного самого авторитетного байраг-пантха. Но на самом деле, он лишь распространил этот обычай, а кундалы носили и Матсьендранатх, и Горакшанатх.
Не менее интересная история про Чаурангинатха. Мачеха обвинила его в попытке изнасилования, после чего отец Чауранги приказал ему отрубить руки и ноги и оставить тело в лесу. Думаю, далее эта история многим известна, его спас Минанатх, передав специальные алхимические практики, благодаря которым Чауранги смог вернуть себе свое прежнее тело. В нашей традиции Чаурангинатх относится к девяти великим натхам, каждый из которых связан с определенным Божеством. Чауранги является Чандра-сварупой. Считается, что луна обладает сильным влиянием на воду - источник жизни и на «сому» - лунный нектар, о котором говорят многие натховские тексты. Другим известным раса-сиддхом был ещё один Нава-натх - Сатьянатх (Брахма-сварупа), он тоже соотносится с элементом воды, так как Бхахма является Праджапати (прародителем) всей вселенной. Среди прочих нельзя не упомянуть Матсьендранатха, хотя часто его считают Минанатхом. Некоторые натхи полагают, что Минанатх один из учеников Матсьендранатха и один из 84 сиддхов, другие, что он и есть сам Матсьендранатх. В разных районах Индии существуют разные легенды.
« Последнее редактирование: Октябрь 19, 2007, 23:05:11 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.