Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Вопросы по Сиддха-Сиддханта Паддхати  (Прочитано 466 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Sarvesham Sarvesham

  • *
  • Сообщений: 5

Добрый день, Гуру Матсьендранатх. В данный момент читаю Сиддха-Сиддханта Паддхати. Хотел бы спросить у Вас, почему число пять священно для Горакшанатха? В чём смысл паттерна, которое задаёт число пять при манифестации реальности?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6465
    • Традиция натхов
Re: Вопросы по Сиддха-Сиддханта Паддхати
« Ответ #1 : Январь 28, 2019, 20:14:31 »

Так как пятерки (панчака) - метафизический базис для очень многих традиций: для санкхьи (Йога Патанджали как производная от нее даршана), шиваизма (Шива, Шакти, Иччха, Джняна, Крия), вайшнавизма, потому в них есть некая «абсолютизация». Некоторые пандиты, например Хазари Прасада Двиведи, даже проводили параллели ССП с таттвами шиваизма:

1) Шива и Шакти таттвы - Парапинда.
2) Садашива, Ишвара и Шуддха-видья - Адьяпинда.
3) Майя канчуки, Пуруша и Пракрити - Махасакара пинда.
4) Махан, Ахамкара и Панчатанматры - Пракрити пинда.
5) Экадаша (11) индрий и Панчамахабхута - Гарбха пинда.

Т.е. "пятерка" фундаментальна для многих индуистских традиций, также для буддизма и даже китайских, корейских и т.д., включая и западные.

ССП часто называют даршаной (мировоззренческим текстом), кто-то переводит как философский, но я боюсь, что этот термин могут многие неверно понять, как нечто далекое от практики. Хотя я слышал от тех, кто изучал западную философию, что и она предназначена для т.н. "устранения лишнего в сознании", делания восприятия таким, с которым жизнь становится во всех отношениях совершенней. Однако в индуизме, как мне кажется, совершенное мировоззрение - это то, без чего духовная практика невозможна, да, по сути, совершенствование мировоззрения - это духовная практика и есть.

Конечно, можно сократить пятерку до более сущностных элементов, довести до четверки, или тройки (Шива, Шакти и их творение), или до двойки (Шива и Шакти), или единицы (Шивы). Если вы ограничите единицей, только Шивой, то исчезнет в конечном счете и единица. Что бы мы ни назвали единицей – Шиву, Вишну, Шакти или еще что-то в зависимости от системы веры, – любая такая единица исчезнет по той причине, что ее не с чем будет сравнить. И в таком случае мы можем говорить о том, что вне любых определений, т.е. "Алакша" (или "Алакх" в хинди). Большинство натхов сейчас вообще предпочитают ограничиваться чаще тем, что "вне определений", реже двойками (Шива -Шакти, Солнце-Луна). Я считаю, что это связано с особенностями Индии, она никогда не страдала отсутствием богатства даршан и разных дхарм, потому на фоне всего этого для большинства "простота" будет страховкой от "залипания в лишнем". Сейчас, правда, и мир стал "обильным" в связи наводнением информацией (в том числе и с обилием хлама) через новые информационные технологии. Потому я думаю, может, пришло и время натхизма выйти из своей замкнутости в Индии, он стал, видимо, актуален. 

Есть ряд западных исследователей, таких как Д. Маллинсон и другие, которые думают, что ССП - это текст 18 века, и приводят свои "доводы", дескать, раннему натхизму не свойственна была такая "заумь". Я, честно говоря, с этим не соглашусь, когда бы этот текст ни появился, принцип "панчак" был актуален, как я выше сказал, и для санкхьи, и для текстов йоги, древность которых доказана даже многими западными учеными.

Сегодня у меня время ограниченно для более развернутого описания этих панчак, но если есть какая-то неясность, спрашиваете, разберем попозже, тема важная.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Sarvesham Sarvesham

  • *
  • Сообщений: 5
Re: Вопросы по Сиддха-Сиддханта Паддхати
« Ответ #2 : Январь 28, 2019, 20:41:38 »

Благодарю, Гуру Матсьендранатх, за столь глубокий ответ.
Я его понял так, что принцип панчаки или иной мерности даёт разное "разрешение" (как у изображения) того, как манифестируется абсолютная реальность. То бишь панчака даёт эстетику, ритм произведению, основным концепциям учения и, на мой личный вкус, хорошо балансирует на уровне простоты и присутствия деталей, не ограничивая себя более меньшим разрешением при развитии мысли, сохраняя детализацию в наиболее важных моментах. Такой эстетики и монолитности, пожалуй, не удалось бы достичь при четвёрках и шестёрках.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6465
    • Традиция натхов
Re: Вопросы по Сиддха-Сиддханта Паддхати
« Ответ #3 : Февраль 02, 2019, 03:03:26 »

Sarvesham Sarvesham, Аширвадам!

Да, основная причина пятерок - это их универсальность, ну и плюс специфика самой натховской доктрины. У натхов большое значение придается понятию тела, также пинда-брахманда вада экатва (единству микрокосма и макрокосма). Но там же и пятерки еще особенные: если панча-махабхута общие для всех, то пятерки парапинды особенные, там такие элементы, как спандата, спхотата, спхурата и др., которые есть важные понятия тантризма. То, что там идут пятерки, поделенные каждая на пять, это создает синхронизацию, общность, что важно конкретно для йоги натхов.

Также надо учесть, что мы говорим только о первой части текста, но там много разного еще в других частях. Есть, правда, немало натхов, которым особо нет дела до этого текста, как и до «Горакша-вачана санграхи» или «Горакша-сиддханта санграхи», кто-то любит «Горакх-сабади», много и таких, кому вообще тексты безразличны, они больше ориентируются на отношения конкретно с их Гуру и больше ни на что. Однако мое более-менее глубокое общение с натхами началось много лет назад и конкретно с Гуру Аведьянатхом, который был тогда патриархом всей Натха-сампрадаи, он мне говорил, что это важный текст, что его стоит изучать и на него ориентироваться (ну, это и логично, раз его в их мандире и выпустили).
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.