Адеш, Крипанатх!
Ваши вопросы подразумевают большие ответы, и быть может я не стал бы писать такой «километровый» пост, если бы не некоторые обстоятельства, связанные с моими учениками, которые только стали на путь и для которых требуется подача учения без искажения. Возможно для жителя Индии, понять то, о чем я пишу было бы проще и мне бы пришлось меньше объяснять, но на Западе другая ситуация. Т.н. дхарма часто подвергается профанации, к моему великому сожалению, Индию тоже преследуют материальные интересы, что заставляет ее из йоги делать ее подобие.
Тема дхармы имеет прямое отношение к натхам. Однако эту тему стоит предварительно более широко освятить, тогда станет ясней и связь натхов с концепцией дхармы.
Немного о самом Боге Дхарме. Иногда Дхарму путают с Богом Ямой, но это не одна и та же личность, хотя их обоих часто называют именем Дхарма-раджа. Дхарма - это Божество, олицетворяющее религию, законы мироздания, праведности и нравственности, а Бог Яма - вершитель правосудия, Яма измеряет карму живых существ и выносит вердикт куда душа пойдет после смерти. Дхарму считают Праджапати, прародителем вселенной, он же считается сыном Брахмы. По легенде Дхарма появился из правой груди Брахмы. У Дхармы было множество жен и детей, он женился на дочерях Праджапати Дакши. Самыми известными сыновьями Дхармы были Кришна, Хари, Нара и Нараяна, а так же восемь Васу. Бог Дхарма связан с Натхами, это видно по истории из Махабхараты, и Дхарманатхом, которого в буддизме называли Махасиддхой Дхармапой. Пантх, в котором я получил чоти-дикшу от моего первого Гуруджи Шри Митхлешнатха Махараджа, один из самых авторитетных пантхов, назван в честь Йоги Дхарманатха. Считается, что натхов этого пантха проще всего встретить в Уттар Прадеше, Непале, Химачал Прадеше, самый известный представитель этого пантха в Горакхпуре, мой Упадеши-гуру - Махант Аведьянатх. Не удивительно, что Дхарманатхи имеют и прямое отношение к буддизму Ваджраяны, многие идеи ваджраяны, особенно понятие о шуньяте, дхарма-кайе, натхи приняли как метафизические представления, правда терминология и базовое мировоззрение во многом отличаются от буддийских. Между буддийскими сиддхами и натхами происходил духовный обмен, после чего натхи сместили свои акценты все-таки в сторону индуизма, хотя и ведизм с индуистским тантризмом не стал за все эти века окончательной мировоззренческой основой Натха-сампрадаи. Но веды, упанишады, пураны, тантры и итихасы сыграли большую роль в формировании 12 пантхов сампрадаи. Так, например, Махабхарата нам говорит о том, что известный из Пандавов, Юдхиштхира, был сыном Дхармы и самый праведный из сыновей Панду. Юдхи-штхира в переводе означает «стойкий в битве», так как он был законным наследником престола лунной династии, имя Юдхиштхира иногда трактуют как «стойкий в оппозиции» т.е. полная луна (пурнима), когда она находится напротив солнца. В энергетической структуре человека это активация праны в сахасраре. Поясню несколько важных деталей относительно Богов в Натха-сампрадае, после чего вам сразу станет все понятно, а также объясню те явления, с которыми многим из вас приходится часто сталкиваться в повседневной жизни. Уверяю, это я делаю не по причине какой-то личной злобы или воспринимая кого-то как конкурентов, в прочем, если кто-то мои слова истрактует иначе - это их проблемы, а не мои и не традиции.
Вы наверняка могли слышать о том, что реализованные натхи и сиддхи превосходят даже уровень Богов. Но это крайне сложно понять простому человеку и сложно поверить в это. Многие современные нетрадиционные школы йоги часто ссылаются на те части текстов натхов и сиддхов, где сказано, что йогины и методы йогов превосходят Богов и все ритуалы поклонения, говоря о том, что всё поклонение и ритуалистику нужно отнести к категории архаичных дикарей, не способных понять методы «хатха-йоги». Зачем, спрашивается, выдергивать из контекста йогических текстов то, что потом упрощается до уровня спорта, если спорт и без того имеет место быть? При этом сочинять версии, что остальные части классических текстов следует относить к устаревшим религиозным формальностям, не имеющим отношения к йоге. Вернее к тому, что они назвали йогой, позаимствовав из традиции то, что им нужно, если говорить честно. Часто, не имея ни малейших представлений об аутентичных традициях, они берутся смело осуждать то, в чем они являются профанами. Продолжая продвигать свои утопические идеи о том, что йога - это просто физические упражнения для «адекватных людей, не шизотериков», у них существует немало версий, порожденных искаженной трактовкой йогических текстов, о том, что йоге абсолютно чужды идеи Божеств и дхармы. Я это говорю даже не для тех, кто поступает таким образом, а для того, чтобы внести ясность для учеников или людей действительно ищущих настоящую традицию. Без традиции не может быть полноценного понимания йоги, фраза звучит банально и даже где-то затаскано, но не стоит переоценивать видимость того, что все и всем уже понятно, это далеко не так. Бесспорно, Натха Йоги выше обрядовости и религии, но выше не в том смысле как это видят и трактуют упростители йоги до уровня «штанга-йоги» или работающие с «покалываниями в теле», которые утверждают, что это нечто многозначительное, например, «подъем Кундалини» или того лучше - «просветление с полным освобождением». Это распространенная «шиза» кали-юги и нам к этим вещам нужно относиться с внутренней иронией. Поскольку подобные явления довольно часто можно наблюдать, то, дабы не оказаться в ловушке навязчивых идей, например, таких как: «массовое - значит истинное», придется запастись немалым чувством юмора, которое пригодится при спокойном созерцании всех этих парадоксальных ситуаций. Очевидно, Будда улыбался спокойно, еле заметно для всех и без особого раджаса, по той же самой причине. Я не отстаиваю интересы последователей тантрических ритуалов или йоги для «дам с собачками», все, что считаю необходимым - это «отделить зерна от плевел», настоящую традицию от того, что ей приписывают и от того, что из нее вычленяют. Думаю, всем давно понятно по каким соображениям разными продуманными людьми делаются подобные вещи, и это не требует особых комментариев.
С точки зрения Натхов, то, что называется Алакх Ниранджан - наше чистое сознание и блаженство Шивы, вне ограничений смертного тела, порожденного прошлой кармой, вне всех объектов внешнего мира. Это говорится в Акулавира-тантре, Сиддха-сиддханта-паддхати и других текстах нашей линии. Акула Шива запределен, он вне всего, вне каких-либо человеческих определений, конечно, есть немало тантр, говорящих о природе Шивы, о том, как он творит вселенную, но ни один текст, ни один человек не может описать Безграничную Абсолютную реальность. Натхи всегда это знали, иначе зачем нужно было бы заниматься самоисследованием, если в текстах уже все давно описано, религии созданы, были рождены великие пророки, чтобы явить Истину в этот несовершенный мир. Однако, для натха совершенно безразличны какие-либо учения, пока он не задался вопросами: «Кто я? Что мне надо на самом деле? Что для меня счастье?» Эти и многие другие вопросы, заставляют искать, а не просто пристроиться бездумно к какой-то системе или вере непонятно в какую дхарму, необходимо именно искать, вопрошая. И вот когда у вас появляется искренний поиск (у каждого могут быть разные причины, подвигнувшие на искание), тогда вы приходите к источнику, дающему ответы. Часто эти ответы приходят не только на уровне слов, вы находитесь рядом с этим источником и ответы приходят сами. Вы не знаете почему и каким образом так быстро идет развитие, наверно это и невозможно знать. Незнание - это стимул к поиску ответов. У нас есть какое-то восприятие и какая-то вера, она нам помогает и поэтому мы двигаемся дальше, находя для себя подтверждения правильности своего пути, видя множество закономерностей. Натхи утверждают, что Истину и Божественное мы находим в самом себе. Но как? Что такое наше я? Порой мы осознаем себя только как тело, конечно, иногда с нами происходят более высокие осознавания, в которых мы понимаем, что «Я - не это тело», но и еще нечто. Это нечто, более многомерное, обладающее более совершенными способностями. Мы начинаем задумываемся о том, что есть некая сущность, которая не есть тело и о ее способностях, которые трансцендентны относительно тела, и задаемся вопросом, что же все-таки представляет собой тело? Йоги открыли систему чакр, энергий и то, как они связаны с различными объектами так называемого внешнего мира. Когда-нибудь в процессе развития личного трансцендентного сознания, мы придем к восприятию того, что тело и личное сознание взаимозависимы, находя этому многочисленные подтверждения. Что дальше? Дальше мы увидим взаимосвязь нашего сознательного и физического существа с внешним миром, постепенно освещая светом своего сознания то, с чем соприкасаемся в этом мире и то, что нас развивает. Мы соприкасаемся с разными объектами мира и понимаем, что мир изменчив, он может нас ввести в состояние потерянности, запутанности, мир не всегда логичен. Нам хочется найти нечто действительно настоящие, то, что будет соответствовать нашему внутреннему миру и мы это находим. Каждый находит разные истины во вне, но человек не может объять необъятное, нужно нечто такое, через что можно найти ответы на главные вопросы. Часто главные вопросы включают в себя много второстепенных, и если Вы на главные вопросы найдете исчерпывающие ответы, то все остальное для вас станет решенным. С точки зрения Натха-сампрадаи, а так же учения тантры, мир - это упорядоченный хаос, все объекты этого мира имеют множество взаимосвязей, они родственны друг другу. Боги, асуры, люди, планеты, созвездия, все формы мира имеют бесчисленные взаимосвязи. Они находятся в различных йогах (соединениях). Они - одна семья - Кула. Всеми ими управляет единый совершенный закон. Он есть и в нас и во всех других существах, видя его во вне, мы познаем его и в себе самом. Следовательно, найдя внешний объект через который мы познаем закон и увеличив свой уровень познания через этот объект, мы тем самым сможем увидеть более отчетливо истину в себе. Выявляя истину в себе, мы обретаем силы для более глубокого видения внешних взаимосвязей. Таким образом, мы совмещаем внешнее действие с внутренним познанием, ритуал с йогой. Когда мы видим внутреннюю суть объекта, то мы меняем и представления о себе. Мы понимаем, что внешний объект тоже обладает скрытой совершенной сущностью связанной с другими сущностями. В Натха-сампрадае таким объектом является Гуру, который связан духовно со своим Гуру, а тот со своим пантхом, пантх с его основателем, а основатель - с определенным Божеством. Для человека с ординарными способностями Божество - это нечто не существующее или существующие, но на уровне сказочной абстракции. Когда Вы установили совершенную духовную связь со своим Чоти-гуру, у вас автоматически меняется и уровень осознования в личной йогической садхане. Когда вы понимаете как ваш Гуру связан с его парампарой Учителей, тогда Ваша личная йогическая практика переходит на более высокий уровень. Это работает зеркально. Видя позитив во вне, вы его раскрываете и в себе самом. Если Вы начнете читать ССП, где говориться о космическом теле Шивы, то для вас это будут пустые метафизические термины мало что значащие. Чтобы получить опыт своего тождества с макрокосмом, нужен определённый уровень, подготовка, нужны средства, а вернее Ваш Чоти-гуру, дающий рождение в традиии и обучающий вас в ней «двигаться», подобно тому, как учится ходить ребенок. Вы начинаете чувствовать, что у вас есть опора, что Вы не упадете, потому что Вас поддерживают и именно поэтому, Вы получаете настоящий опыт, опыт который открывают йогины. В процессе вашего общения с миром йогинов, для вас начинают прояснятся очень и очень многие вещи, которые для простых обывателей - пустые теории. Когда Вы каждый день общаетесь с Гуру, Вы понимаете, что для вас открываются новые просторы переживания мира йоги. Но, при этом Вы не становитесь зависимым от Гуру, скорее наоборот, он вас учит как на самом деле быть независимыми, потому что традиция велика, через Гуру Вы раскрываете традицию и самого себя. В этом особенность Натха-сампрадаи. Например, мы познаем Шиву через Гуру в человеческой форме, через Горакшанатха и становясь йогинами, познаем себя как Шиву. Мы познаем Вишну через Гуру Йоги Сантошнатха, практикуя йогу, мы познаем себя как Вишну Нараяна и т.д. Поэтому в нашей традиции Ишвара соотносится со своей Шакти Махамайей, а Гуру - с Шуддха-видьей или Йога-майей. Тексты натхов часто начинаются с таких фраз: «Для тех, кто запутался во множестве противоречивых учений, такой-то Йогин откроет для вас истину и метод, как постичь Абсолютную Реальность». Для Натхов все Боги, все доктрины – бесполезны, и являются не чем иным как Махамайей, если нет Гуру. Вы не можете достичь цели без средства. Шива без Шакти, для нашего восприятия, - подобен трупу. Мы не обретем сильную Шакти без наличия Гуру. В Гуру и Шива и Шакти, потому Гуру считается тот, кто обладает Высшим сознанием и большой силой. Гуру - это традиция, она - Божество, Божество - это макрокосм в котором находится проявленное и непроявленное. Макрокосм в свою очередь -это Вы сами, т.е. микрокосм, когда вы достигаете их полного единства. Вы реализуете т.н. кайя-сиддхи. Конечно я описал это в самой простой, но понятной форме, на самом деле путь йоги включает в себя намного больше всяких тонкостей.
Теперь вернемся к истории Юдхиштхиры, сына Дхармы. Здесь будет не лишним провести сравнение отношений Горакшанатха и Матсьендранатха, который считается отцом и учителем Горакши. Мы знаем, что оба, Матсьендранатх и Горакшанатх, являются Шивой, тоже самое можно сказать и про учеников Горакшанатха, вплоть до Вашего Гуру. Сначало Вы становитесь аугхаром, потом даршани, Вы получаете дикшу и приобретаете йогический опыт, когда Вы утвердились в традиции и опыте, Вы становитесь даршани. Почему будущий даршани должен совершить парикраму и пообщаться со многими садху, прежде чем он получит свою последнюю дикшу? Потому что паломничество означает не всегда обход святых мест, паломничество означает погружение в традицию и обретение глубокого мистического опыта с ней связанного. Горакшанатх прославился больше чем его Гуру, почему? Почему Матсьендранатх известен больше чем Адинатх? Потому что для нас доступно то, что мы воспринимаем и то, что нас может развить, это важно для нашей йога-садханы. В одном пантхе основатель Дхарманатх (Юдхиштхира), в другом - Капила Муни или Капланинатх, основатель Каплани-пантха. Все Гуру и Боги - проявления одной реальности, одной Дхармы, которую мы познаем шаг за шагом, одновременно увеличивая свою духовную силу и обретая опыт в йогических методах, которым учат разные пантхи. Через все эти многочисленные методы, мы приходим к методу «без метода» и становимся сиддхом. Через все эти многочисленные дхармы мы приходим к той Дхарме, которая включает в себя их все. Но, существует очень большая разница между тем, кто в совершенстве освоил и оставил все ритуалы и тем, кто оставляет ритуалы должным образом не изучив их. Пройдя путь, ты возвращаешься к тому, с чего начинал раньше, с себя, только это уже другой ты. Все это время ты практиковал йогу параллельно общаясь с Гуру, в течении этого времени менялись представления о твоей практике йоги, о Гуру и традиции. Когда ты читал дикша-мантру, могли возникать мысли: «А на кого же мне медитировать, на Гуру или на Горакшанатха? На Горакшанатха или на Шиву? На Дхарманатха, Дхарму или Юдхиштхиру?» Но натхи говорят, что эта дикша-мантра, которая - сущность всех Шабар-мантр, предназначена для всех Гуру, всех Богов, в ней есть всё. Когда ты пробуждаешь Кундалини-шакти, ты пробуждаешь в себе силы всех сиддхов и Богов, ведь в тебе знания и сила всех этих существ. Все практики натхов направлены на раскрытие твоего осознания, на его расширение, этим занимается твой Гуру и традиция. Когда-нибудь, обретя в ней высокий уровень, ты поймешь, что она тебя не держит и ничего не навязывает, ты можешь её оставить если она мешает тебе видеть дхарму более широко. Может быть для кого-то это будет именно так, для меня это иначе. То, чему меня учили натхи, не расходится с тем, с чем я сталкиваюсь по всюду, даже за пределами Индии. Причем, это происходит само собой, не могу сказать, что я проецирую что-то на меняющиеся явления, далекие на первый взгляд от жизни натхов, если это было бы так, то они мне не казались бы удивительными. Я не чувствую каких-либо внутренних противоречий с тем, что есть у натхов и с тем, что в Корее или России. Это совершенное учение и оно учит высшей дхарме.
Все практики натхов направлены на расширение сознания адепта, что подразумевает и пробуждение Кундалини-шакти. Человек не может совершить ничего эффективного и тем более сверх обычного, до тех пор пока спит его духовная энергия и суженное сознание. Энергия и сознание инертны, потому что человек доволен тем, какой он, не желает учиться, не желает развиваться. Настоящий йог использует все, что может его развить и трансформировать, и его мировоззрение соответственно становится гибким. Одним словом, каждый садху формирует свою микровселенную, которая при ее формировании все больше и больше обретает тождество с макрокосмом. Согласно сиддха-сиддханте, этот макрокосм был создан из пятерки составляющей Шакти-чакру. С нами происходит тоже самое, но разница в том, что космическое тело Шивы совершенно, а наше тело является таким только в потенциале. В процессе практики мы притягиваем то, что нам нужно и формируем свою личную вселенную. Можно сказать, что у простого человека она отсутствует и суть практики заключается в её обретении. В каждой традиции есть нечто похожее, но со своими отличиями.
Далее, рассмотрим дхарму, артху, каму и мокшу. Для натха наиболее актуальна мокша. Цели человеческой жизни соответствуют трем гуннам, исключая мокшу. Кама или удовольствия - связаны с тамасом, артха - богатство или социальные достижения - связаны с раджасом, а дхарма (религия) - связана с саттвой. Все эти гунны не могут существовать одна без другой, если бы учение натхов отрицало бы мир как полную иллюзию и делало бы упор на полном аскетизме, то для натхов, например, кама была бы полностью неприемлема. В Индии есть и такие учения, которые направлены на крайний аскетизм и отречение, но у натхов путь золотой середины. Нам необходимо реализоваться в каждой из этих четырех пурушартх (достижения). В садхане натхов есть место тамасика-бхаве, раджасика и т.д., что не означает увязание в бизнесе или удовольствиях в ущерб освобождению. Просто мокша становится завершенной через то, от чего освобождаешься. Мы тождественны изначально Шиве, и благодаря Шакти как Махамайе, мы забывая свое тождество с Шивой обретаем индивидуальность в виде себя как ограниченного живого существа. Но посредством той же Шакти мы можем вернуться к этому тождеству, более того, согласно концепции натхов мы не утрачиваем индивидуальность при обретении своего тождества с Шивой, т.к. с позиции натхов, совершенный Шива есть Ямала (Шива-Шакти). Для натха личность не утрачивается, она становится более совершенной. Ведь ССП о том и говорит, что образованная личность запредельного Шивы, в состоянии пурнота, заключает в себе форму и бесформенное, тем самым форма становится трансцендентной, а бесформенное – не лишается расы. Собственно по всем законам логики иначе и быть не может, Абсолют будучи ничем и отделенным от небытия - не является Абсолютом, так как подобное восприятие подразумевает что ему что-то может быть не свойственно. Это само по себе уже ограничение. Но мы так же не можем придерживаться концепций «очеловечивания» Абсолюта. Следовательно, тотальная отстранённость и трансцендентность всегда должны компенсироваться полной вовлеченностью и все принятием.