Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Духовность  (Прочитано 14978 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Духовность
« : Август 27, 2007, 10:37:19 »

 Гуру джи,дайте,пожалуйста, своё определение духовности.
  Адеш.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Духовность
« Ответ #1 : Август 29, 2007, 18:32:28 »

Адеш!
Духовность - это трансцендентность, свобода от всех ограничений. Так как у каждого человека своя карма, в соответствии с его привязанностями, то у каждого на его этапе развития и свои представления о свободе. Они могут поменяться, вернее сказать, они меняются у всех и всегда, и каждый человек воспринимает все в соответствии со своим кармическим виденьем; поэтому он не сможет понять, что такое духовность, в широком смысле слова, до тех пор, пока он сам не начнет стремиться к освобождению от своих ограничений в виденьи, вот с этого момента и начнется его путь к духовности - с готовности полностью измениться. Когда он освободится от всех духовных ограничений, тогда он может считаться духовным человеком. Это то, что в тантре, у натхов и в других учения называют санскритским (и для многих абстрактным) словом мокша. Поэтому, духовный человек - это натх, адепт, достигший освобождения на практике. Когда приходит осознавание того, что ты вечен, и в этом у тебя не остается ни малейшего сомнения, когда такое состояние окончательно реализовано, и этого уже ничто не способно тебя лишить, то это и означает, что ты духовный.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Духовность
« Ответ #2 : Август 29, 2007, 21:15:28 »

 Гуру джи,спасибо за ответы.Но опять скажу,что каждый ответ требует новых пояснений.Посему вопрос:
  "Так как у каждого человека своя карма, в соответствии с его привязанностями, то у каждого на его этапе развития и свои представления о свободе."
 А какое понятие натхи вкладывают в такое понятие,как карма?Или же закон причин и следствий рассматривается одинаково всеми?
  Спасибо.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Духовность
« Ответ #3 : Август 30, 2007, 23:12:09 »

Адеш!
В понимании натхов, карма, как и понятие Шакти - двояка, одна карма позитивная, другая негативная. Это, думаю, вполне понятно, позитивная карма создается когда человек следует дхарме, негативная - когда адхарме. Следуя дхарме, Вы можете достичь необходимой чистоты для того, чтобы обрести мокшу. Для йогина цель - освободиться от обоих карм, йогин тогда перестает жестко разграничивать, хотя он понимает, что двойственность это тоже реальность. Любой человек, когда соприкасается с идеями и религиозным опытом адвайты, где-то в глубине осознает что есть некто, видящий все то, что связано с двойственностью и недвойственностью. Но, как правило, нам сложно дать определение тому, кто это осознает, потому что  видящий не может на самом деле никогда быть ограничен чем-либо. Большая часть индийских и многих других учений говорят о том, что истинное «Я» человека божественно, Оно не может страдать само по себе.  Все эти мировоззренческие религиозные системы смотрят на одну реальность с разных точек зрения, некоторые из них очень сложно описывают то, кем является человек и мир, некоторые просто, а какие-то вообще предпочитают молчать. Они предпочитают не давать Высшему определений, много самых разных учений. Натха-сампрадая в самой своей основе ни одно из таких учений не отрицает, даже признает атеистов, таких как локаяты, натхи утверждают, что можно только посредством настоящей йогической реализации увидеть законы мирoздания, cебя, Бога, все взаимосвязи с этими таттвами. Понять законы кармы - означает освободиться от этих законов, это возможно только тогда, когда вы достигли самого высшего освобождения. Тоже самое  говорит и Махариши Патанджали, «когда прекращаются все беспокойства сознания и вы достигаете умиротворения, тогда Вы являетесь видящим, пребывающим в своей сущности». На самом деле все говорят об одном и том же, свеччхачара «следование своей собственной воле» это практически тоже самое. Натхи рассматривают сутры Патанджали в соттветствии с тантрическим принципом недвойственности. Натхи не говорят, что это учение низшее или высшее, как и многие другие, просто если одна школа отождествление читты и себя с объектами мира трактует как несовершенство, то натхи, наоборот, говорят о том, что объекты мира стоит рассматривать как Атман. В Гхеранда-самхите, например, дается описание пратьяхары, не просто как отстранение от объектов, которые воспринимают чувства, а осознание во всем этом себя, своe высшее «Я». Это не просто отстраненность или вовлеченность в мир, согласитесь, ведь не каждый способен себе такое позволить, вовлечься в мир и не страдать или не страдать, отстраняясь от мира.  Когда человек умирает, он испытывает муки, при этом он тоже «отстраняется от мира», его чувства перестают нормально функционировать, в них пропадает жизненная активность. Во время сна вы тоже отстранены от мира, но вы можете видеть кошмары во сне. Более того то, что эти кошмары в определенной степени реальны доказывают случаи, когда человек впадает в летаргический сон. Интересно, что проспав несколько лет, он проснувшись будет выглядеть моложе,  чем другие люди, но потом за очень короткий отрезок времени его тело начинает быстро стареть. Почему? Потому что даже когда физическое тело спит и отдыхает нервная система, тонкое тело (сукшма-шарира) может продолжать свою активность в тонком плане. После возврата в стхула-шариру оно отражает все свои активности в грубом теле. Мне часто доводилось слышать от многих последователей физкультурной йоги, что мол не нужны все эти изучения различных учений и их воззрений на природу Абсолюта, что об этом и классические тексты по йоги говорят. Да, но тексты много чего говорят или не говорят, они так же утверждают, что йога делает человека счастливым, решает глобальные проблемы человеческих существ, ведет к физическому бессмертию. Но где же реализация именно вот этих частей текстов по йоги последователями йога-фитнеса?  Не умиляют меня отговорки, что эта часть текстов -шизотерика и тем, кто её читает и задается вопросами - место в психической лечебнице или в сектах. Если это так, тогда все эти тексты можно было бы выбросить на свалку, забыть вообще о их существовании, но в том-то и дело, что ими пользуются все. Включая и тех, кому до духовности вроде бы как и нет дела.  Следовательно, что же нам делать? Нам нужно начать эти тексты заново изучать, даже думая, что мы их знаем, оставить в покоe идею о том, что эти тексты уже все знают, следуя подходу Сократа. Я хочу, чтобы мои ученики начали вопрошать, а не подражать разным стериотипам, даже в самой традиции они должны искать, для этого она и дана им была Гуру. Гуру открывает дверь в этот мир традиции, где вам есть поле для развития и изучения, конечно авторитет Гуру играет большую роль, но эта роль неограничивает никого, а наоборот, помогает вашему поиску. Поэтому я пришел к вам не просто как авторитет на подобии Пеначета или Сталина, а как друг, многие мои ученики для меня так же друзья и кое в чем даже Учителя. Мое обучение не закончится никогда, этому же я хочу научить и вас. Когда счастлив мой ученик - счастлив и я, потому что моe мировоззрение заставляет именно таким образом все видить, по другому у меня редко получается.
  И так, вернемся к карме, от которой мы и не уходили. Все проявленное - это карма, везде, где есть изменения, там есть и карма. У не йогина - карма хорошая-плохая, так как не йогин, обладает ограниченной личностью. Но йогин пребывает в соединении со всей вселенной. Обычный человек со своим низшим эго и кармой, подобен раковой опухоли на теле вселенной, при этом не обязательно такой человек должен быть атеистом, он может даже быть вполне «религиозным». Но вся его религиозность это ни что иное, как мелкое эго, он может создавать свои религии, может больше ориентироваться на политику какой-то религии, нo нe искреннее жертвовать своим эго. Это очень большая проблема всех  духовных систем, когда последователи забывают о главном предназначении их традиции. Поэтому, даже будучи «религиозным, йогичным», человек обрастает кармой и вселенная начинает его разрушать. Она включает свой иммунитет, даже если человек свято верит в методы, в аскезы, но продолжает бороться за свое низшее «Я», вселенная его рушит. Вот почему многие натхи говорили о сахаджии, о методах без методов, вот почему они могли говорить о бесполезности всех учений, потому что Вы уже совершенны. Ваше тело - это изначально тело вселенной, ваша душа - это Параматма. Мы можем бегать от Гуру к Гуру, гадать какие методы лучше, а какие -хуже, но Горакшанатх говорит в ССП, что все есть Гуру, ваш Гуру только вас учит учиться у всего, не фрагментарно, а всегда учиться. Уметь слышать всe, уметь восприниамать все. Когда мы делаем Нади-пуджу мы не просто видим образ Гуру, мы видим за ним все мироздание, вот что мы видим через этот образ. У нас есть шанс воспринять то, благодаря чему мы сможем даже соприкасаясь с объектами и всеми явлениями мира видеть в них Бога. Кода мы видим бесчисленное множество микромиров в Боге, то мы понимает, что карма не бела, не черна. Бог играет в разные кармы, воплощаясь в ограниченных формах жизни, Он в любой такой формe может разыграть драму страданий, но сам он свободен всегда, его свобода неописуема. Даже те дживы, которые страдают, сами выбирают свои страдания, они не знают почему они воплотились, потому что разделяют волю Бога «Адеша» и свою. Но каждая джива в этом мире бессознательно делая выбор, на самом деле следуeт не своему выбору. Если вы очень внимательно посмотрите на все то, что вы делаете всегда, очень очень хорошо, то увидите, что вы никогда ничего не делаете для самих себя. Для дживы это нормальное состояние жить не для себя и когда она понимает это, тогда она приходит к спокойствию, потому что живeт для Бога. Делая карму, этой кармы просто напросто нет. Это не методика, не практика, не традиция, не анти-традиция, это ваше настоящее состояние. Его не надо достигать, добиваться, потому что оно уж есть, все чего мы добиваемся, только порождает заблуждение. Мы обрастаем понятием "это мое", "это не мое", "это у меня есть", "этого нет", так люди становятся злыми и алчными, они совершают много скверных постуков, пребывая в материальных, религиозных, йогических и прочих помрачениях. Но они не понимают йогу, они ненавидят Яму-Нияму, спорят, какие асаны правильные, а какие -нет, мочат конкурентов. Хотя Яма-Нияма, это не есть нечто искусственное, для нас нормальное состояние не жить во имя конфронтации, для нас нормальное состояние быть вне двойственности, быть брахмачари. Нам не надо ненавидеть или питать ложные идеи относительно женщин, они такие, какие есть. В этом мире нет ничего, что для йогина  может не стать садханой, поэтому йогин манипулирует всеми вибрациями мира, он не уязвим. Он видит все противоречия мира и в его руках они эффективное оружие, таково мировоззрение натхов. Натхи - это не секта, потому что секты и разные мировоззрения  учат вас характеру, а натхи не учат вас ничему.  Когда они вас учат кайя-садхане, они не говорят о теле не таком как у простых людей. Я знал одного проффесионального кик-боксера, который был очень крепким физически, он просто упал с высотного здания и умер. Йоги которые развивают тело, делают тоже самое, они думают, что посредством асан они сформируют такое тело, в котором они смогут жить очень долго. В Йога-биджe Горакшанатх говорит о том, что тело йогина тоньше тонкого, грубее самого грубого, это речь идет о космическом теле Шивы (Пара-пинда), с которым ваше тело изначально одно целое, такое состояние и есть кайя-сиддхи. В Пара-пинде все бесчисленные тела, все кармы. Когда Вы соприкасаетесь с человеком, у которого тяжелая карма, вы перенимаете его кармические реакции, когда общаетесь с чистым человеком, то чувствуете себя значительно лучше. Но как вы себя чувствуете когда общаетесь с обоими одновременно, у вас появляется смешенное состояние, не дающее возможности отождествиться, потому что оба эти объекта сильно отличаются. Кому-то определeнные вещи кажутся крайне не совместимыми, но не для йогина, он всe осознает и от всего отстранeн. Так натхи и воспринимают любую карму.

« Последнее редактирование: Сентябрь 01, 2007, 11:36:50 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Духовность
« Ответ #4 : Август 31, 2007, 22:15:20 »

  Адеш,гуру джи!
 Спасибо за ответ.В книгах Бихарской школы карма человека рассматривается,как ментальные впечатления.Насколько соотносится эта трактовка с опытом натхов?
     Спасибо.
Записан

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Духовность
« Ответ #5 : Сентябрь 01, 2007, 14:14:12 »

 ...и ещё.Гуру джи,собственно,каковы на Ваш взгляд критерии правильности следования своей дхарме?Да,критерий един, - это то,что идёт во благо и поддерживает,но это не всегда правильно можно понимать.Взгляд на самого себя часто может оказаться не правильным,а учитывая,что мы не действуем в одиночку, всегда находясь с кем-то "в упряжке",мы можем прямо или косвенно оказывать деструктивное воздействие на того,кто рядом?Как правильно подойти к вопросу следования собственной дхарме?
   Благодарю за ответы,Адеш.   
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Духовность
« Ответ #6 : Сентябрь 02, 2007, 22:29:03 »

Адеш!
У натхов карма рассматривается не просто как ментальные впечатления, конечно, если это обусловленное существо, то это так, но если Вы одно целое со всем миром, то все ментальные впечатления являются вашими. В тоже время, вы от них свободны и способны распоряжаться по-своему, не отождествляясь с ними.  То, от чего вы отрешены, то Вы моментально берете под свой контроль, если Вы отреклись от определенных ваших впечатлений, то еще остается место на ваше и не ваше, появляется некий конфликт. Но натх принимает все и отрешен от всего, он не просто говорит, что - вот это истина, а это - нет, все есть истина, и не может быть чего-то, что не было бы истиной. Поэтому натх все осознает, не только то, что хочется, но то, что существует, благодаря такому осознованию он прибывает в реальности, он преодолевает все иллюзорные ограничения. На самом деле дхарма одна, она включает в себя все дхармы, поэтому мы постепенно свою дхарму превращаем в Высшую дхарму, в которой исчезают все противоречия, ваши действия становятся в Высшей степени справедливыми. Вы даже не обдумываете заранее то, как правильно действовать, но все ваши действия естественным образом совершаются именно так, как это могло бы произойти в самом совершенном виде.
« Последнее редактирование: Сентябрь 02, 2007, 23:21:15 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Духовность
« Ответ #7 : Сентябрь 05, 2007, 18:12:07 »

  Адеш,Гуру джи!
Спасибо за ответы и прошу прощения,что не удалось ответить сразу.Не могли бы Вы дать более развёрнутое  определение понятия дхармы?И ещё:в индийской традиции различалось четыре цели в жизни человека - дхарма,артха,кама и мокша.Рассматривают ли натхи эти понятия,если да,то каким образом?
  Спасибо. 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Духовность
« Ответ #8 : Сентябрь 09, 2007, 18:57:15 »

Адеш, Крипанатх!
   Ваши вопросы подразумевают большие ответы, и быть может я не стал бы писать такой «километровый» пост, если бы не некоторые обстоятельства, связанные с моими учениками, которые только стали на путь и для которых требуется подача учения без искажения. Возможно для жителя Индии, понять то, о чем я пишу было бы проще и мне бы пришлось меньше объяснять, но на Западе другая ситуация. Т.н. дхарма часто подвергается профанации, к моему великому сожалению, Индию тоже преследуют материальные интересы, что заставляет ее из йоги делать ее подобие.
Тема дхармы имеет прямое отношение к натхам. Однако эту тему стоит предварительно более широко освятить, тогда станет ясней и связь натхов с концепцией дхармы.
   Немного о самом Боге Дхарме. Иногда Дхарму путают с Богом Ямой, но это не одна и та же личность, хотя их обоих часто называют именем Дхарма-раджа. Дхарма - это Божество, олицетворяющее религию, законы мироздания, праведности и нравственности, а Бог Яма -  вершитель правосудия, Яма измеряет карму живых существ и выносит вердикт куда душа пойдет после смерти. Дхарму считают Праджапати, прародителем вселенной, он же считается сыном Брахмы. По легенде Дхарма появился из правой груди Брахмы. У Дхармы было множество жен и детей, он женился на дочерях Праджапати Дакши. Самыми известными сыновьями Дхармы были Кришна, Хари, Нара и Нараяна, а так же восемь Васу. Бог Дхарма связан с Натхами, это видно по истории из Махабхараты, и Дхарманатхом, которого в буддизме называли Махасиддхой Дхармапой. Пантх, в котором я получил чоти-дикшу от моего первого Гуруджи Шри Митхлешнатха Махараджа, один из самых авторитетных пантхов, назван в честь Йоги Дхарманатха. Считается, что натхов этого пантха проще всего встретить в Уттар Прадеше, Непале, Химачал Прадеше, самый известный представитель этого пантха в Горакхпуре, мой Упадеши-гуру - Махант Аведьянатх. Не удивительно, что Дхарманатхи имеют и прямое отношение к буддизму Ваджраяны, многие идеи ваджраяны, особенно понятие о шуньяте, дхарма-кайе, натхи приняли как метафизические представления, правда терминология и базовое мировоззрение во многом отличаются от буддийских. Между буддийскими сиддхами и натхами происходил духовный обмен, после чего натхи сместили свои акценты все-таки в сторону индуизма, хотя и ведизм с индуистским тантризмом не стал за все эти века окончательной мировоззренческой основой Натха-сампрадаи. Но веды, упанишады, пураны, тантры и итихасы сыграли большую роль в формировании 12 пантхов сампрадаи. Так, например, Махабхарата нам говорит о том, что известный из Пандавов, Юдхиштхира, был сыном Дхармы и самый праведный из сыновей Панду. Юдхи-штхира в переводе означает «стойкий в битве», так как он был законным наследником престола лунной династии, имя Юдхиштхира иногда трактуют как «стойкий в оппозиции» т.е. полная луна (пурнима), когда она находится напротив солнца. В энергетической структуре человека это активация праны в сахасраре. Поясню несколько важных деталей относительно Богов в Натха-сампрадае, после чего вам сразу станет все понятно, а также объясню те явления, с которыми многим из вас приходится часто сталкиваться в повседневной жизни. Уверяю, это я делаю не по причине какой-то личной злобы или воспринимая  кого-то как конкурентов, в прочем, если кто-то мои слова истрактует иначе - это их проблемы, а не мои и не традиции.
   Вы наверняка могли слышать о том, что реализованные натхи и сиддхи превосходят даже уровень Богов. Но это крайне сложно понять простому человеку и сложно поверить в это. Многие современные нетрадиционные школы йоги часто ссылаются на те части текстов натхов и сиддхов, где сказано, что йогины и методы йогов превосходят Богов и все ритуалы поклонения, говоря о том, что всё поклонение и ритуалистику нужно отнести к категории архаичных дикарей, не способных понять методы «хатха-йоги». Зачем, спрашивается,  выдергивать из контекста йогических текстов то, что потом упрощается до уровня спорта, если спорт и без того имеет место быть? При этом сочинять версии, что остальные части классических текстов следует относить к устаревшим религиозным формальностям, не имеющим отношения к йоге. Вернее к тому, что они назвали йогой, позаимствовав из традиции то, что им нужно, если говорить честно. Часто, не имея ни малейших представлений об аутентичных традициях, они берутся смело осуждать то, в чем они являются профанами. Продолжая продвигать свои утопические идеи о том, что йога - это просто физические упражнения для «адекватных людей, не шизотериков», у них существует немало версий, порожденных искаженной трактовкой йогических текстов, о том, что йоге абсолютно чужды идеи Божеств и дхармы. Я это говорю даже не для тех, кто поступает таким образом, а для того, чтобы внести ясность для учеников или людей действительно ищущих настоящую традицию. Без традиции не может быть полноценного понимания йоги, фраза звучит банально и даже где-то затаскано, но не стоит переоценивать видимость того, что все и всем уже понятно, это далеко не так. Бесспорно, Натха Йоги выше обрядовости и религии, но выше не в том смысле как это видят и трактуют упростители йоги до уровня «штанга-йоги» или работающие с «покалываниями в теле», которые утверждают, что это нечто многозначительное, например, «подъем Кундалини» или того лучше - «просветление с полным освобождением». Это распространенная «шиза» кали-юги и нам к этим вещам нужно относиться с внутренней иронией. Поскольку подобные явления довольно часто можно наблюдать, то, дабы не оказаться  в ловушке навязчивых идей, например, таких как: «массовое - значит истинное», придется запастись немалым чувством юмора, которое пригодится при спокойном созерцании всех этих парадоксальных ситуаций. Очевидно, Будда улыбался спокойно, еле заметно для всех и без особого раджаса, по той же самой причине. Я не отстаиваю интересы последователей тантрических ритуалов или йоги для «дам с собачками», все, что считаю необходимым - это «отделить зерна от плевел», настоящую традицию от  того, что ей приписывают и от того, что из нее вычленяют. Думаю, всем давно понятно по каким соображениям разными продуманными людьми делаются подобные вещи, и это не требует особых комментариев.
   С точки зрения Натхов, то, что называется Алакх Ниранджан - наше чистое сознание и блаженство Шивы, вне ограничений смертного тела, порожденного прошлой кармой, вне всех объектов внешнего мира. Это говорится в Акулавира-тантре, Сиддха-сиддханта-паддхати и других текстах нашей линии. Акула Шива запределен, он вне всего, вне каких-либо человеческих определений, конечно, есть немало тантр, говорящих о природе Шивы, о том, как он творит вселенную, но ни один текст, ни один человек не может описать Безграничную Абсолютную реальность. Натхи всегда это знали, иначе зачем нужно было бы заниматься самоисследованием, если в текстах уже все давно описано, религии созданы, были рождены великие пророки, чтобы явить Истину в этот несовершенный мир.  Однако, для натха совершенно безразличны какие-либо учения, пока он не задался вопросами: «Кто я? Что мне надо на самом деле? Что для меня счастье?» Эти и многие другие вопросы, заставляют искать, а не просто пристроиться бездумно к какой-то системе или вере непонятно в какую дхарму, необходимо именно искать, вопрошая. И вот когда у вас появляется искренний поиск (у каждого могут быть разные причины, подвигнувшие на искание), тогда вы приходите к источнику, дающему ответы. Часто эти ответы приходят не только на уровне слов, вы находитесь рядом с этим источником и ответы приходят сами. Вы не знаете почему и каким образом так быстро идет развитие, наверно это и невозможно знать. Незнание - это стимул к поиску ответов. У нас есть какое-то восприятие и какая-то вера, она нам помогает и поэтому мы двигаемся дальше, находя для себя подтверждения правильности своего пути, видя множество закономерностей. Натхи утверждают, что Истину и Божественное мы находим в самом себе. Но как? Что такое наше я? Порой мы осознаем себя только как тело, конечно, иногда с нами происходят более высокие осознавания, в которых мы понимаем, что «Я - не это тело», но и еще нечто. Это нечто, более многомерное, обладающее более совершенными способностями. Мы начинаем задумываемся о том, что есть некая сущность, которая не есть тело и о ее способностях, которые трансцендентны относительно тела, и задаемся вопросом, что же все-таки представляет собой тело? Йоги открыли систему чакр, энергий и то, как они связаны с различными объектами так называемого внешнего мира. Когда-нибудь в процессе развития личного трансцендентного сознания, мы придем к восприятию того, что тело и личное сознание взаимозависимы, находя этому многочисленные подтверждения. Что дальше? Дальше мы увидим взаимосвязь нашего сознательного и физического существа с внешним миром, постепенно освещая светом своего сознания то, с чем соприкасаемся в этом мире и то, что нас развивает. Мы соприкасаемся с разными объектами мира и понимаем, что мир изменчив, он может нас ввести в состояние потерянности, запутанности, мир не всегда логичен. Нам хочется найти нечто действительно настоящие, то, что будет соответствовать нашему внутреннему миру и мы это находим. Каждый находит разные истины во вне, но человек не может объять необъятное, нужно нечто такое, через что можно найти ответы на главные вопросы. Часто главные вопросы включают в себя много второстепенных, и если Вы на главные вопросы найдете исчерпывающие ответы, то все остальное для вас станет решенным. С точки зрения Натха-сампрадаи, а так же учения тантры, мир - это упорядоченный хаос, все объекты этого мира имеют множество взаимосвязей, они родственны друг другу. Боги, асуры, люди, планеты, созвездия, все формы мира имеют бесчисленные взаимосвязи. Они находятся в различных йогах (соединениях). Они - одна семья - Кула. Всеми ими управляет единый совершенный закон. Он есть и в нас и во всех других существах, видя его во вне, мы познаем его и в себе самом. Следовательно, найдя внешний объект через который мы познаем закон и увеличив свой уровень познания через этот объект, мы тем самым сможем увидеть более отчетливо истину в себе. Выявляя истину в себе, мы обретаем силы для более глубокого видения внешних взаимосвязей. Таким образом, мы совмещаем внешнее действие с внутренним познанием, ритуал с йогой. Когда мы видим внутреннюю суть объекта, то мы меняем и представления о себе. Мы понимаем, что внешний объект тоже обладает  скрытой совершенной сущностью связанной с другими сущностями. В Натха-сампрадае таким объектом является Гуру, который связан духовно со своим Гуру, а тот со своим пантхом, пантх с его основателем, а основатель - с определенным Божеством. Для человека с ординарными способностями Божество - это нечто не существующее или существующие, но на уровне сказочной абстракции. Когда Вы установили совершенную духовную связь со своим Чоти-гуру, у вас автоматически меняется и уровень осознования в личной йогической садхане. Когда вы понимаете как ваш Гуру связан с его парампарой Учителей, тогда Ваша личная йогическая практика переходит на более высокий уровень. Это работает зеркально. Видя позитив во вне, вы его раскрываете и в себе самом. Если Вы начнете читать ССП, где говориться о космическом теле Шивы, то для вас это будут пустые метафизические термины мало что значащие. Чтобы получить опыт своего тождества с макрокосмом, нужен определённый уровень, подготовка, нужны средства, а вернее Ваш Чоти-гуру, дающий рождение в традиии и обучающий вас в ней «двигаться», подобно тому, как учится ходить ребенок. Вы начинаете чувствовать, что у вас есть опора, что Вы не упадете, потому что Вас поддерживают и именно поэтому, Вы получаете настоящий опыт, опыт который открывают йогины. В процессе вашего общения с миром йогинов, для вас начинают прояснятся очень и очень многие вещи, которые для простых обывателей - пустые теории. Когда Вы каждый день общаетесь с Гуру, Вы понимаете, что для вас открываются новые просторы переживания мира йоги. Но, при этом Вы не становитесь зависимым от Гуру, скорее наоборот, он вас учит как на самом деле быть независимыми, потому что традиция велика, через Гуру Вы раскрываете традицию и самого себя. В этом особенность Натха-сампрадаи. Например, мы познаем Шиву через Гуру в человеческой форме, через Горакшанатха и становясь йогинами, познаем себя как Шиву. Мы познаем Вишну через Гуру Йоги Сантошнатха, практикуя йогу, мы познаем себя как Вишну Нараяна и т.д. Поэтому в нашей традиции Ишвара соотносится со своей Шакти Махамайей, а Гуру - с Шуддха-видьей или Йога-майей. Тексты натхов часто начинаются с таких фраз: «Для тех, кто запутался во множестве противоречивых учений, такой-то Йогин откроет для вас истину и метод, как постичь Абсолютную Реальность». Для Натхов все Боги, все доктрины – бесполезны, и являются не чем иным как Махамайей, если нет Гуру. Вы не можете достичь цели без средства. Шива без Шакти, для нашего восприятия, - подобен трупу. Мы не обретем сильную Шакти без наличия Гуру.  В Гуру и Шива и Шакти, потому Гуру считается тот, кто обладает Высшим сознанием и большой силой. Гуру - это традиция, она - Божество, Божество - это макрокосм в котором находится проявленное и непроявленное. Макрокосм в свою очередь -это Вы сами, т.е. микрокосм, когда вы достигаете их полного единства. Вы реализуете т.н. кайя-сиддхи.  Конечно я описал это в самой простой, но понятной форме, на самом деле путь йоги включает в себя намного больше всяких тонкостей.
   Теперь вернемся к истории Юдхиштхиры, сына Дхармы. Здесь будет не лишним провести сравнение отношений Горакшанатха и Матсьендранатха, который считается отцом и учителем Горакши. Мы знаем, что оба, Матсьендранатх и Горакшанатх, являются Шивой, тоже самое можно сказать и про учеников Горакшанатха, вплоть до Вашего Гуру. Сначало Вы становитесь аугхаром, потом даршани, Вы получаете дикшу и приобретаете йогический опыт, когда Вы утвердились в традиции и опыте, Вы становитесь даршани. Почему будущий даршани должен совершить парикраму и пообщаться со многими садху, прежде чем он получит свою последнюю дикшу? Потому что паломничество означает не всегда обход святых мест, паломничество означает погружение в традицию и обретение глубокого мистического опыта с ней связанного. Горакшанатх прославился больше чем его Гуру, почему? Почему Матсьендранатх известен больше чем Адинатх? Потому что для нас доступно то, что мы воспринимаем и то, что нас может развить, это важно для нашей йога-садханы. В одном пантхе основатель Дхарманатх (Юдхиштхира), в другом - Капила Муни или Капланинатх, основатель Каплани-пантха. Все Гуру и Боги - проявления одной реальности, одной Дхармы, которую мы познаем шаг за шагом, одновременно увеличивая свою духовную силу и обретая опыт в йогических методах, которым учат разные пантхи. Через все эти многочисленные методы, мы приходим к методу «без метода» и становимся сиддхом. Через все эти многочисленные дхармы мы приходим к той Дхарме, которая включает в себя их все. Но, существует очень большая разница между тем, кто в совершенстве освоил и оставил все ритуалы и тем, кто оставляет ритуалы должным образом не изучив их. Пройдя путь, ты возвращаешься к тому, с чего начинал раньше, с себя, только это уже другой ты.  Все это время ты практиковал йогу параллельно общаясь с Гуру, в течении этого времени менялись представления о твоей практике йоги, о Гуру и традиции. Когда ты читал дикша-мантру, могли возникать мысли: «А на кого же мне медитировать, на Гуру или на Горакшанатха? На Горакшанатха или на Шиву? На Дхарманатха, Дхарму или Юдхиштхиру?» Но натхи говорят, что эта дикша-мантра, которая - сущность всех Шабар-мантр, предназначена для всех Гуру, всех Богов, в ней есть всё. Когда ты пробуждаешь Кундалини-шакти, ты пробуждаешь в себе силы всех сиддхов и Богов, ведь в тебе знания и сила всех этих существ. Все практики натхов направлены на раскрытие твоего осознания, на его расширение, этим занимается твой Гуру и традиция. Когда-нибудь, обретя в ней высокий уровень, ты поймешь, что она тебя не держит и ничего не навязывает, ты можешь её оставить если она мешает тебе видеть дхарму более широко. Может быть для кого-то это будет именно так, для меня это иначе. То, чему меня учили натхи, не расходится с тем, с чем я сталкиваюсь по всюду, даже за пределами Индии. Причем, это происходит само собой, не могу сказать, что я проецирую что-то на меняющиеся явления, далекие на первый взгляд от жизни натхов, если это было бы так, то они мне не казались бы удивительными. Я не чувствую каких-либо внутренних противоречий с тем, что есть  у натхов и с тем, что в Корее или России. Это совершенное учение и оно учит высшей дхарме.
   Все практики натхов направлены на расширение сознания адепта, что подразумевает и пробуждение Кундалини-шакти. Человек не может совершить ничего эффективного и тем более сверх обычного, до тех пор пока спит его духовная энергия и суженное сознание. Энергия и сознание инертны, потому что человек доволен тем, какой он, не желает учиться, не желает развиваться.  Настоящий йог использует все, что может его развить и трансформировать, и его мировоззрение соответственно становится гибким. Одним словом, каждый садху формирует свою микровселенную, которая при ее формировании все больше и больше обретает тождество с макрокосмом. Согласно сиддха-сиддханте, этот макрокосм был создан из пятерки составляющей Шакти-чакру. С нами происходит тоже самое, но разница в том, что космическое тело Шивы совершенно, а наше тело является таким только в потенциале. В процессе практики мы притягиваем то, что нам нужно и формируем свою личную вселенную. Можно сказать, что у простого человека она отсутствует и суть практики заключается в её обретении. В каждой традиции есть нечто похожее, но со своими отличиями.
   Далее, рассмотрим дхарму, артху, каму и мокшу. Для натха наиболее актуальна мокша. Цели человеческой жизни соответствуют трем гуннам, исключая мокшу.  Кама или удовольствия - связаны с тамасом, артха - богатство или социальные достижения - связаны с раджасом, а дхарма (религия) - связана с саттвой. Все эти гунны не могут существовать одна без другой, если бы учение натхов отрицало бы мир как полную иллюзию и делало бы упор на полном аскетизме, то для натхов, например, кама была бы полностью неприемлема. В Индии есть и такие учения, которые направлены на крайний аскетизм и отречение, но у натхов путь золотой середины. Нам необходимо реализоваться в каждой из этих четырех пурушартх (достижения). В садхане натхов есть место тамасика-бхаве, раджасика и т.д., что не означает увязание в бизнесе или удовольствиях в ущерб освобождению. Просто мокша становится завершенной через то, от чего освобождаешься. Мы тождественны изначально Шиве, и благодаря Шакти как Махамайе, мы забывая свое тождество с Шивой обретаем индивидуальность в виде себя как ограниченного живого существа. Но посредством той же Шакти мы можем вернуться к этому тождеству, более того, согласно концепции натхов мы не утрачиваем индивидуальность при обретении своего тождества с Шивой, т.к. с позиции натхов, совершенный Шива есть Ямала (Шива-Шакти). Для натха личность не утрачивается, она становится более совершенной. Ведь ССП о том и говорит, что образованная  личность запредельного Шивы, в состоянии пурнота, заключает в себе форму и бесформенное, тем самым форма становится трансцендентной, а бесформенное – не лишается расы. Собственно по всем законам логики иначе и быть не может, Абсолют будучи ничем и отделенным от небытия - не является Абсолютом, так как подобное восприятие подразумевает что ему что-то может быть не свойственно. Это само по себе уже ограничение. Но мы так же не можем придерживаться концепций «очеловечивания» Абсолюта. Следовательно, тотальная отстранённость и трансцендентность всегда должны компенсироваться полной вовлеченностью и все принятием.     


« Последнее редактирование: Сентябрь 09, 2007, 23:14:38 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Духовность
« Ответ #9 : Сентябрь 12, 2007, 21:53:54 »

   Адеш!
 Гуру джи,можно ли дать более полное определение мокши с точки зрения натхов?И конечно же спасибо за ответ.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Духовность
« Ответ #10 : Сентябрь 14, 2007, 22:32:03 »

Адеш!
Мокша у натхов означает избавление от всех ограничений, порожденных неправильным знанием. Правильное знание и есть учение о самарасье, обретенной в собственном теле. Мокша, в представлении натха, - это видение себя всей вселенной, когда нет различия между вами и брахмандой, нет различия между элементами вашего тела и элементами вселенной (маха-бхутами), нет различия между Атманом и Параматмой, душой проявленной во всех телах. Единство Атмы, Дживатмы и Параматмы.  Натхи не отрицают мир и их мокша связана с принятием мира как одновременно истинного, так и иллюзорного. Настоящая мокша может быть достигнута только при следовании правильному учению, это учение изложено в Сидддха-сиддханта-паддхати. Освобождение у натхов не подразумевает крайности в виде отрицания мира и умерщвления плоти, но оно и не поощряет чрезмерные привязанности к физическому миру. Проявленный мир это тоже Шакти, включая грубые элементы. Простой человек не может этого понять, потому что привязан к ограниченным представлениям, мокша - это освобождение от них. 
« Последнее редактирование: Сентябрь 16, 2007, 09:14:29 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Духовность
« Ответ #11 : Ноябрь 10, 2007, 14:36:04 »

      Адеш!
 "...мокша становится завершенной через то, от чего освобождаешься."
   Гуру джи,а можно подробнее?
       Спасибо.
Записан

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 198
Re: Духовность
« Ответ #12 : Февраль 16, 2008, 16:26:22 »

...  "Натхи рассматривают сутры Патанджали в соттветствии с тантрическим принципом недвойственности. Натхи не говорят, что это учение низшее или высшее, как и многие другие, просто если одна школа отождествление читты и себя с объектами мира трактует как несовершенство, то натхи, наоборот, говорят о том, что объекты мира стоит рассматривать как Атман."
  Гуру джи,а в принципе существует ли какой-либо натховский комментарий к сутрам Патанджали или  в этом никогда не было необходимости?
    Адеш.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Духовность
« Ответ #13 : Февраль 18, 2008, 22:26:15 »

Адеш!
Комментарии на сами Йога-сутры у Натхов я не встречал, но есть немало текстов которые ссылаются на те или иные сутры Патанджали. Это для Натхов нормальное явление, брать материалы из таких текстов как куларнава-тантра, тексты КШ, различные пураны, агамы и т.д. считается нормальным явлением. Просто трактовка может быть не такой как например в других cампрадаях, конечно если этот автор хорошо разбирается в контексте той традиции из текстов которой он взял те или иные цитаты. Есть много точек соприкосновения в разных традициях, например, девять чакр описаны в шактийских упанишадах, если в них есть какое-то ценное дополнение  в описании чакр, то почему бы не взять на рассмотрение? Так, например, весьма авторитетный текст Горакша-сиддханта-санграха не что иное как сборник с ссылками из разных текстов, которые имеют отношение не только к Натха-сампрадае. Патанджали - это определенная философская доктрина, он написал труд о том как разрешить проблемы тела по аюрведе, труд как очистить речь и труд о том, как достичь чистоты сознания, именно с позиции сознания, Патанджали и описал йогу. Следовательно идей тантры, кайя-садханы у него там не прослеживается, это йога сознания, потому её даже многие соотносят с раджа-йогой и то, Горакшанатх, раджа-йогу рассматривает иначе, у него туда входят такие тантрические понятия как нада, бинду, чакры и т.д. У Патанджали нет такого понятия как Кундалини-шакти, пинда-брахманда и т.д.
« Последнее редактирование: Февраль 19, 2008, 07:58:12 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Духовность
« Ответ #14 : Февраль 18, 2008, 23:12:24 »

      Адеш!
 "...мокша становится завершенной через то, от чего освобождаешься."
   Гуру джи,а можно подробнее?
       Спасибо.

Адеш!

Наиболее распространенное представление об освобождении "мокша", это, в первую очередь, избавление от невежества, которое является причиной ошибочных представлений о чем-либо. Т.е. принятие не вечного, ограниченного за вечное, безграничное, и наоборот, это такой вид мировоззрения, которое порождает иллюзорное виденье. Оно порождает цепляние за различные иллюзии, в результате возникают привязанности, желания; далее, их не возможность реализации и, как следствие, страдание. Таким образом люди становятся рабами собственных заблуждений, из-за которых они попадают в различные неприятности, ходя по кругу перевоплощаясь в различных формах жизни. В мире было создано много учений, объясняющих, что такое мокша, а также много разных методов для её достижения. Одни утверждали, что мир непостоянен, что в нем нет ничего истинного, а все попытки найти это истинное - бессмысленны, и, в лучшем случае, в нём можно найти то, что указывает на высшее. Но идеализировать что-либо нельзя, по причине непостоянства всего в этом мире, ибо можно обрести фиксированные представления, которые в будущем не будут соответствовать новой реальности и, следовательно, такие представления могут стать для нас страданием. Так появилось множество самых разных учений, отрицающих мир, окрестивших его как Майю. Параллельно создавались учения, считающие, что Мир - не иллюзия, что Он - творение Бога и сам Бог, а иллюзия только для душ, находящихся в обусловленном состоянии сознания. Есть Бог и есть Его проявления, которые так же являются Богом. И вот эта идея всегда была источником самого различного мистического опыта, одни делали акценты на проявленном Боге, другие - на непроявленном, каждый свою категорию считал наиболее эффективной и строил на ее основе соответствующие методы. Одни утверждали, что мы тождественны Богу изначально, просто наше Божественное сознание уснуло и впало в самозабвение, утратив самоосознание, и чтобы вернуть себе это изначальное осознание, нужно его распознать. Но вот как? Абсолют для людей, которые пребывают в сне, так же подобен сну, и для них все представления - это бесконечно пустые, ни к чему не приводящие теории. Нужна практика, нужны методики, нужно действовать через то, что нам понятно и привычно. Вот так люди и насоздавали множество Богов, подобных себе: добрых и коварных, хитрых и любящих и т.д. Люди придали им различные формы и окраски, а кто-то даже решил, что незачем что-либо придумывать, ибо теоретически мы и сами являемся богами, независимо от того, какие у нас качества характера. Если Абсолют вездесущ, то Он пребывает не только в тех, кто добрые, чистоплотные, законопослушные, но и в тех, кто гневен, кому присущ революционный дух и т.д. Абсолют везде во всем, во всех, Он и в райской обители и в адах остается тем же самым. Соответственно, мы его можем осознать когда-угодно и где-угодно, кто-то специально открыто ищет это осознание, а кто-то также ищет его, но не называет никакими философскими и религиозными терминами. Иногда случается казалось бы чудо - человек мог быть бандитом или же всю жизнь пить водку, но вдруг что-то произошло, и он резко поменялся, отказался от мяса, перестал употреблять алкоголь. Кстати, мне известно немало людей, которые пришли в йогу, употребляя наркотики или алкоголь, но которые потом, обнаружив для себя другой путь, резко отказались от прошлого. Получается, что каждый мог прийти в йогу через что-угодно, через различные сферы социума, человек отталкивается от этих сфер и воспринимает нечто иное, после чего начинается уже следующий уровень поиска. Так было во все времена, история знает много примеров, возьмем Раджу Бхартрихари, он стал Йогом, когда оплакивал смерть своей жены, на шмашане ему явился Горакша с кувшином в руках. Горакша уронил кувшин и стал оплакивать эту свою потерю. Бхартрихари спросил: "Что ты делаешь, почему ты плачешь? Ведь это же обычный кувшин. Я же потерял жену, которую очень любил." И он стал описывать то, какая у него была редкая жена. На что Горакшанатх тоже стал говорить, о том какой у него был редкий и красивый кувшин. Раджа сказал, что он может ему таких кувшинов тысячу сделать, стоит ему только дать указание и все будет готово. На что Горакшанатх ответил, что он тоже ему может материализовать множество таких жен. Тогда Бхартрихари попросил это сделать, и Горакшанатх действительно их материализовал. Увидев это, Бхартрихари попросил Великого Йогина научить его делать подобного рода вещи. Горакшанатх принял его в ученики и сказал, что он будет его особым учеником, потому что тот и так царь, у которого все в этом мире есть, и он может купить что-угодно, кроме сиддх и отречения. Так Бхартрихари стал вайраги, который отрекся от царского трона, по сути, он стал основоположником нового направления канпхатов, которые прорезали центр ушной раковины. Когда Бхартрихари обрел сиддхи материализации, Горакшанатх ему сказал: "Теперь ты получил то, что хотел, и ты можешь материализовать себе множество жен и жить дальше как царь". Но Бхартрихари ответил: "Да, могу конечно, но зачем? Этот путь уже исчерпан." И он стал учить других и основал целый пантх, проповедуя, что вайрагья - это прямой путь и высший метод. Но что послужило методом, Горакшанатх или смерть его жены? Так часто бывало во многих пантхах - появлялась структура и политика, которые не всегда учитывали то, кем являлись сами основатели этих пантхов: Гуру говорил одно и хотел одного от ученика, но ученик понимал совсем по-другому, а с годами все обрастало опытами уже других йогов. Так вот, из всей биографии известных личностей, кто внес некий вклад в развитие сампрадаи, всегда находится то, что, с точки зрения традиции, наиболее выгодно, а какие-то детали могут навсегда остаться неосвященными. Так, например, и с Шанкарачарьей: линия Шри Видьи делает акцент на одном из всей его биографии, а адвайта-веданта - на чем-то другом, да и то, веданта ведь тоже многолика.  Но есть какие-то основные архетипы путей, например, путь тьяги, вайрагьи, тапаса, оставления и путь погружения в мир, путь принятие мира. В реальной жизни, как правило, настоящие мистики используют оба метода, но, как правило, каждый со своими предпочтениями в ту или иную область, выделяя свои приоритеты. Одни движутся через оставление и тем самым покоряют сферу оставленного, обретая над ней трансцендентность, другие же идут путем принятия того, что другие оставляют, находя в этом особые мистические переживания. Последняя категория работает со скрытыми, неизвестными сторонами жизни человеческого существа, с тем, что другими отвергается и на что все "нормальные люди" стремятся закрыть глаза. Другая категория мистиков выбирает путь отречения от всего суетного, мирского, ибо не видят смысла искать высшую истину в этом двойственном мире, где все настолько противоречиво. И этому есть множество причин, например, можно увязнуть в тонких иллюзиях, нет гарантии, что вы не переоцениваете способности собственного осознания и различения. Поэтому те, кто следует радикальному отречению от мира, видят этот путь более надежным и понятным, для них материя - это источник зла, источник невежества, и только через вайрагью можно преодолеть её влияние. Они утверждают, что пока человек не совершенен и не стал сиддхом, методы погружения в мир довольно опасны. Другие же считают, что методы отречения не свойственны человеческому существу, они  ограниченны и часто ведут к самообману, такой человек может так же впасть в самые различные иллюзии. Например, что он отделен от мира и является особенным, отрешенным святым существом, но, на самом деле, у него могут быть скрытые мирские желания, которые он, после нынешнего монашества, будет реализовывать в своих последующих жизнях. Таким образом, существует два разных подхода, каждый со своими плюсами и минусами, в Индии одна категория выбирает путь "саньясы" оставления, другая - путь тантры, осознанного глобального все-принятия. Нельзя сказать, что что-то лучше или хуже, как бы там политики разных школ не спорили, ведь многое зависит ещё и от конкретного практикующего. В любой сампрадае всегда были те, кто полностью следовал формальным правилам, но ничего не достигал, а были и те, для того писанные законы сампрадаи не были чем-то одним-единственным, они исходили из здравого рассудка. Санньяса в Индии стала частью их социума, социум всегда поддерживал людей в шафране, по крайней мере, так в Индии. Может быть Натха-сампрадая и выбрала такую систему посвящений, которая, в основном, может быть результативно использована только в условиях Индии, а иначе англичане смогли бы вывести все их национальное достояние. Не то чтобы натхи специально усложняли получение посвящений для людей запада, просто вот что, например, западный человек, ориентированный в основном на деньги, будет делать с такими передачами как "лангот" или "бхабхут"? Что ему светит на западе, если он будет ходить в одной каупине или посыпанный пеплом? Мягко говоря, его не примет местный социум, но зато в Индии все будут видеть, что это святой человек, и там для него жизнь будет простой, беззаботной, в его адрес будут направлены мысли, которые, по крайней мере, не будут как-то мешать садхане. Никто его не отправит в психушку, никто не назовет сектантом и не будет на вести травлю, наоборот, полный "респект". Ведь наш внешний вид - это, в каком-то смысле, наш магический образ, и не стоит недооценивать казалось бы такой индийской атрибутики в Индии. Эта "атрибутика" работает не только на йогическом уровне, как, например, пепел "вибхути" помогает в тонком теле выработать определенную чистоту праны, но и на более широком взаимодействии с миром, включая конкретно и социум. Такой йогин действительно купается в чистых состояниях, и внешне и внутренне, а разве это не близко к тем задачам, которые перед собой ставит йог? Но йог должен идти дальше, видимая близость ещё не означает достижение, санньяса стала чем-то таким, что вписывается в индийский социум, однако задачи другие - выйти из социума. И в каком-то смысле многие последователи тантры здесь правы, что санньяса - это путь ханжеский, и если такой подход не помогает разобраться с миром, а больше напоминает бегство с поля боя, то это путь для пашу.
« Последнее редактирование: Февраль 18, 2008, 23:39:50 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.