Что касается Горакшанатха и Его доктрины, то она уникальна, несмотря на внешне кажущуюся простоту, ибо, как и со всеми великими сиддхами, его доктрину постарались значительно упростить. Пытаясь загнать ее в рамки сурового само-истязательного тапаса, гимнастики или народного колдовства. Внешняя система передач в Натха-сампрадае, будучи невостребованной на западе, заставила многих исследователей традиционной йоги принять только то, что они посчитали для себя более-менее приемлемым. Возможно, на западе и были люди, которые как-то разбирались в доктрине, но тех же, кто учил йоге, в первую очередь, интересовала практическая сторона в той среде, где они преподают. Что касается философов, они как всегда не могли ничего объяснить доступным для большинства людей языком, поэтому их книги представляют интерес далеко не для широкого круга людей. Таким образом, о Традиции Натхов очень мало литературы, а то, что есть - это натховский контекст, упрощенный до уровня полного примитива. Но если мы возьмем классические тексты Йоги Натхов, не Хатха-йога прадипику и т.п. (хотя и она, при правильном рассмотрении, содержит не мало тантрического материала), а другие труды, которые были проигнорированы, то мы откроем для себя истинное учение Горакши. Я говорил о двух на вид разных путях, были уникальные личности, такие как Шри Абхинава Гупта, он затронул элементы многих духовных воззрений, собрав их в системе Трика, составил фундаментальный труд "Тантралока". Шри Абхинава Гупта рассмотрел все подходы, такие как двайта, адвайта, вишиштадвайта. Он систематизировал многие тантрические методы, Кашмирский Шиваизм подразумевает четыре метода упайи, которые заключаются в разных уровнях погружения "самавеша" индивидуального сознания Божественным. Все это также есть в доктрине Горакшанатха, но с небольшим отличием, погружение - это в высшей степени тантрический подход, йогический подход ближе к отстраненности. Как в доктрине Кашмирского Шиваизма, т.е. погружение соответствует разным уровням от двайты, так и до адвайты, то Махайоги Горакшанатх взял экстракт этого подхода. У Гуру Горакшанатха присутствует некая отстраненность не только от дуалистического восприятия, но и монистического, или же, иными словами, нечто, что является промежуточным звеном между ними. Несмотря на то, что Махайоги Матсьендранатха принято считать в большей степени каулом, тем не менее, мы имеем не только такие его труды как "Кауладжняна-нирная", "Кулананда-тантра", но и такие, как "Акулавира-тантра", где вообще отрицается польза чакр, и каких-либо вспомогательных средств. Гуру Матсьендранатх скорее дал большой практический и идеологический инструментарий, не только для Шри Абхинава Гупты, но и своего лучшего ученика Махайоги Горакшанатха. Но если доктрина первого своей детальной трактовкой и изысканными объяснениями каждого метода более впечатляет наше сознание, то Горакшанатх менее себя утруждает в подобном описании. В своих трудах он сразу переходит к обсуждению высших уровней, на которые постепенно выводит тантра. Горакшанатх рассматривает психофизическую структуру человека как вместилище всех таттв. В ней вы можете найти все: и то, с чем работают начальные уровни тантры, и то, что имеет отношение к высшим. Алакх Ниранджан, Высшая Пустота не где-то за пределами вселенной, нашего тела и души, все - в теле. Даже космическое трансцендентное тело Шивы есть нечто более совершенное, чем феноменальное и запредельное, ибо и то и другое присутствуют в этом космическом теле Шивы. Истина тех, кто не является натхом, заключается в том, что они - пребывают во вселенной. Но Горакшанатх утверждает, что натх способен видеть всю вселенную в себе, при условии, что он не воспринимает себя, как часть этого мира, поэтому тексты и говорят, что Йоги обретает самарасью в теле. С точки зрения Горакшанатха, нет ничего во вселенной и за её пределами, что бы вы не охватывали. Это изначально, и не существует необходимости даже деления на физическое и не физическое, ваше существо "психофизическое". Если расширяется сфера вашего осознания, то одновременно и меняются все представления о материальной сфере. Поэтому методы Хатха и Раджа-йоги рассматриваются как нечто нераздельное. Обычный человек мыслит, что он есть или только тело, или душа, или душа и тело, но раздельны. Думает, что его тело отлично от материи как таковой, или его душа от сверхдуши, он может считать, что сверхдуша отлична от мироздания - все эти концепции Горакшанатх считал неполными и несовершенными. Он не говорил о том, что какая-то из них не нужна вообще, скорее, утверждал, то что они полноценны только будучи вместе, один недостаток в том, что об этом уровне невозможно ничего сказать в рамках той или иной доктрины. Все, что мы можем сделать, это взять все тексты и вывести общие представления, потому что каждый текст описывает так же только то, что он способен описать в рамках своего предназначения. Какие-то тексты говорят про определенный набор йогических методов, другие - про другой, описывая разные последовательности в садхане, и это может ввести в заблуждение, что существуют, якобы, некие особые изысканные методы в виде особых мудр, асан, пранаям и т.д. Но, на самом деле, способов может быть сколько угодно, хотябы потому, что в нас изначально есть все. Собственно, с такого виденья и начинается садхана, конечно, для многих это просто теория, но если теория изначально правильная, то, значит, и вся дальнейшая практика будет строиться правильным образом. Не случайно обычно тантрические садханы начинаются с санкальпы, от мотивации зависит то, к чему мы придем. Говоря, что "...мокша становится завершенной через то, от чего освобождаешься...", я опираюсь именно на то, чему учил сам Горакшанатх. Завершенность мокши - это не некая ступень, можно много придумать ступеней, а в конце поставить ту мокшу, которая "завершенная", но тем самым мы формируем у себя виденье того, что мы являемся чем-то, что удалено от совершенства, а это скрытое препятствие и преграда на пути. Может быть, даже в той сказанной фразе промелькнула ограниченная идея, потому что то, от чего ты освобождаешься не есть средство, которое потом можно выбросить, получив нечто большее. Если это средство было в нас, а мы есть всё, то куда нам его выбрасывать?