Адеш!
По поводу «Маханирвана-тантры», кажется, один из западных индологов выдвинул версию о возможности того, что это более поздний текст и неизвестно кем составленный. После чего кто-то начал защищать идею, что это текст все-таки аутентичный, потому что во многом он цитирует другие каулические тексты, а также многие современные Гуру из Каула-сампрадай на него ссылаются. Я не хочу ничего доказывать, ни что он аутентичный, ни что не аутентичный, уже потому, что по моему опыту у индусов все, что лично их живой Гуру приемлет и использует, уже аутентично. Но вот относительно того, насколько он древний, вопросов много, потому что "уважение современных Гуру" - это одна ситуация, а, допустим, цитирование этого текста другими Тантрами, что в Тантрах часто бывает, это уже иная ситуация. Я думаю, второй метод все же более аргументированный.
Но я все же практик, и моя практика строится на том, как это классически и принято в Индии: на личной передаче от Гуру с личными пояснениями, а вместе с этими пояснениями и передачей от Гуру Шактипата (на что способен только тот мастер, кто сам реализовал как следует эту садхану). Поэтому стоит ли использовать текст? Я выскажу не новый для всех постулат: стоит, но все же лучше за основу брать традиционного Гуру, который вам в первую очередь даст устные и практические наставления и пояснения.
Что касается «Брахмопасаны», это явно ведантический элемент, который был интегрирован в тантру, я считаю, что вполне хороший принцип, разумный, а вот тонкости того, как вместе с этим почитать множество Деват, об этом надо говорить лично с Гуру. Ну, например, если речь идет о вездесущем Брахмане, то он же точно не завязан на Адьякали, а он во всех Божествах, но «Маханирвана-тантра» не содержит почитание всех Божеств. Да и ни один текст в себя это все не вместит, более того, у разных упасан есть свои особенности, потому звучит просто «один единый принцип», но в случае тантры именно самое простое есть самое непростое.
Я учу и объясняю так, как учил меня мой Гуру, а он говорил, что из садхан почитания Кали лучше всего начинать с Дакшина Кали, а остальные уже после того, как проделаны ее садханы. Вообще культ Кали менее ритуалистический, чем Шрикула, в этом, на мой взгляд, могут быть как сильные, так и слабые стороны, но это зависит от уровня практикующего. Сильные стороны Шрикулы в том, что, как я успел убедиться, там в текстах больше объяснений технических сторон пуджи. У них крупные матхи Шанкарачарьев над этим хорошо поработали, они вообще Шрикулу довольно рано «брахманизировали», потому там обилие информации. Ну а Кали-кула меньше завязана на «ведическое» (карма-кандовское) или ведантическое влияние, хотя это тоже есть. Потому я лично шел через Шривидью, потом Кубджику и дальше уже имел полноценную связь с Кали-кулой. Сейчас в основном по такого рода последовательности и учу очень небольшой процент учеников, потому что тантра – слишком глубокий путь, нужно серьезное отношение ученика к Гуру и пути, а таких учеников крайне мало. Приходится тестировать людей, фильтровать, кто готов, а кто нет.
По поводу технической части, есть общие элементы фактически для всех садхан: призыв священных рек, павитрикарана (очищение водой места и себя), асана-пуджа, ачаманья, пранаяма, бхута-шуддхи, ньяса, патра-садана, антар-яга, бахир-яга (упачары, мурти-пуджа, янтра-пуджа и т.д.). Их можно урезать, потому что каждый день все это делать нет необходимости, но в определенные дни можно делать развернутый вариант. Но это все невозможно во всех деталях одним постингом объяснить. Даже одного ученика всему учить - титанический труд и для Гуру, и для ученика, но этого, увы, те, кто не в теме, кто не практики, не понимают.
По поводу лакхов, надо или не надо. Есть распространенное мнение многих тантриков, что хотя бы для какой-то работы мантры надо начитать минимум один лакх. Мой Гуру говорит, что лучше сава-лакх (125 тыс.), особенно если нет возможности провести хому (но все равно она желательна). Другой вариант: не придерживаться правил пурашчараны и делать нитья-садхану, просто каждый день повторять мантру, независимо от количества. Но свои правила есть и в том и в другом случае, без их знания гарантии сиддх невелики. В Шривидья-самае могут вообще пурашчараны не делать, но и там есть свои принципы.
Разница чтения на санскрите и в переводе, конечно, есть, потому что там стихи (шлоки), а это определенный ритм с массой фонетических тонкостей. При всем том, что немало тех, кто, допустим, знает грамматику, но даже если послушать, как рецитируют они и индийцы, ощущается разница. Потому (то, что я уже неоднократно говорил) это надо серьезно практиковать, не играть на публику, а выполнять именно с верой и для своей души, иначе это убийство времени. Потому игры в Гуру и учеников тут – несусветная глупость: или быть полноценным учеником, или лучше не лезть пока вообще, изучать как идет, пока не встретите мастера, с которым все чисто и в ком не сомневаетесь (и это также или обоюдно, или никак).
Килака, шапавимочана важны, это ключи к открытию силы мантры. Использование книг во время ритуала допускается, более того, есть даже пуджа для самих книг (пустака-пуджа). Насчет телефонов, ноутбуков, я видел, что в Индии уже используют, хорошо это или плохо – опять же, в текстах, конечно, об этом (сейчас, по крайней мере) ничего быть не может
. Однако тут принцип, как я раньше говорил: если ваш Гуру говорит "ок" и в самом Гуру нет сомнений, что он сиддха, то почему бы и нет? Мне, в общем-то, будет наплевать, что об этом на Западе кто скажет, я там никому не верю, я доверяю только своим индийским Гуру. Западные гаврики могут смеяться, рвать себе волосы на интимных местах или еще как-то проявляться, они мне никто, а индийские Гуру авторитетны. Это не к тому, что на Западе нет авторитетных Гуру, но, если говорить в общем, большинство все же неавторитетны, и много выскочек. Если в Индии используют авторитеты, а я таких видел, значит можно. Насчет прана-пратиштхи, если вы не меняете место пуджи, некоторые Гуру не рекомендуют ее делать в объект почитания, но если меняете место, то надо. И потом, там есть нюансы, такие как сва-пранапратиштха и т.п., я не хочу открыто этим делиться со всеми, мне это Гуру передавал, а разбазаривая его энергию, ему и себе, естественно, я причиняю вред. Потому есть вещи, которые я не хочу открыто говорить. На оставшиеся вопросы я отвечу позже.