Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Маханирвана тантра  (Прочитано 965 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 90
Re: Маханирвана тантра
« Ответ #15 : Май 01, 2019, 13:25:37 »

Адеш Гуруджи!

А вот там в «Маханирвана-тантре» есть интересная классификация относительно ашрамов, там говорится, что в Кали-югу существует только два ашрама, а не четыре. Говорится, что есть только грихастхи и есть авадхуты. Но как-то все выглядит очень буквально, ведь, если человек рождается ребенком и потом лет с трех как он может быть грихастхой? Он же все равно проходит изучение алфавита, его ведут в Гуру-кулу и т.п. Что вы думаете об этом высказывании в данном тексте?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6427
    • Традиция натхов
Re: Маханирвана тантра
« Ответ #16 : Май 01, 2019, 14:00:46 »

Адеш!

Конечно, это не буквальные слова, а метафорические. Никуда все четыре ашрама деться не могут, и если уж на то пошло, то граница там менее очерчена между ванапрастха и санньяси ашрамами. Но вот что касается ашрамов брахмачари и грихастха, ну естественно, активности взрослого человека и ребенка - это совсем не одно и то же. Я считаю, что мало кто понимает сам смысл слова «ашрам», что он изначально означал в Индии и что по сей день. У индусов очень особое отношение к рождению, жизни и смерти, и если вы это поймете, то вам станет понятна и этимология этого слова. Мы приходим в этот мир, для того чтобы в нем учиться, развиваться, и когда приходит последний момент, нас ждет сдача экзамена. Этот экзамен называется смерть. Многие думают, что смерть - это то, что противоположно жизни, но для индийца она противоположна не ей. Смерть противоположна рождению, а жизнь вечна, она продолжается и после смерти, хотя в каком-то смысле и смерть вечна тоже. В нас постоянно образуются и умирают те или иные клетки, когда человек рождается и живет, что с ним происходит? С одной точки зрения, вы можете сказать, что движение к жизни, жизнь, но с другой, происходит движение к смерти тоже, каждую долю секунды, и сама смерть тоже. То, что говорится в «Маханирвана-тантре», имеется в виду, что люди делятся на две категории: те, кто понимают важность максимального развития, и те, кто этого не понимают. Этот текст специально так все радикализирует и не оставляет за нами никакого выбора, кроме одного - стать авадхутой. Ну а кто не готов, тому такие тексты читать не надо, и даже такой человек прочтет и будет думать, что он что-то понял, как, например, многие "индологи" на самом деле не поймут ничего при всем их знании санскрита. Потому что для индуса жить, делать что-то, уметь и знать часто рассматривается как одно целое. Как только вы реально поняли, о чем идет речь, у вас не останется выбора, кроме одного. И настоящий Гуру не оставит вам выбора, или же можно говорить о том, что этого Гуру не было никогда в вашей жизни. Разные есть формы санньясы, есть основное и распространенное виденье, что это такое, это оставление всего мирского и всех его ценностей. Когда вы живете в изолированном месте или как пилигрим и вы больше не часть этой мирской сферы. Однако есть и другие ее формы, менее известные и популярные, например, тантрическая санньяса, которую тантрический адепт получает после пурнабхишеки, махапурнабхишеки, т.н. медха-дикша, или если ему дают право быть Гуру, то самраджья-дикша. Но эти две, которые часто называют одним словом «медха-самраджья», подразумевают не внешнее оставление грихастха-ашрама, а там санньяса переносится на уровень сознания человека. «Медха» означает пробужденное сознание и мудрость, сознание, не залипающее ни на одном из объектов Вселенной. Это сознание связано с пробужденной Кундалини также, и она находится в сахасраре. Учительство же следует на стадии "самраджья", когда такой человек, в связи со своей мудростью и практической реализацией, имеет чакру из последователей. Он руководит ими, ведет их по пути духовного развития.  Возможно, этот опыт тантриков был заимствован и натхами или отчасти атимаргиками (компромисс между миром бхоги и отречения). Потому часть натхов (в основном в Непале, но есть и в Индии, особенно в Раджастхане) получают чира-дикшу или, например, бхабхут, лангот, но они в целом внешне живут как грихастхи. Внутренне они йогины, но внешне грихастхи. К ним очень неоднозначное отношение со стороны натхов, который все-таки несемейные, как, собственно, и со стороны большинства индусов. Однако дикши этих садху сама Сампрадая не отменяет, максимум, что может быть, это не пускать на один из ритуалов на Кумбхамеле, Патра-девату (но для них это не велика трагедия). Так вот, чтобы это все как следует уложить в уме, вернемся к этимологии и тому, о чем я написал в самом начале (я никогда ничего не говорю просто так)). Слово "ашрам", происходит от корня "шрам", что означает "работа", "напряжение", что-то очень интенсивное.

Как я выше сказал, от рождения и до самой смерти идет интенсивная работа, подготовка к главному экзамену. Когда вы проходите период брахмачарьи, вы изучаете Веды, самые разные базовые науки, с которыми вам и дальше всю жизнь придется иметь дело. Уже с самого раннего детства вы прикладываете усилия в самосовершенствовании. Когда вы становитесь грихастхами, вы постигаете помимо дхармы также артху и каму и т.д. Вся жизнь - это интенсивная работа в усовершенствовании себя, и мы делаем все, чтобы больше не рождаться и не умирать. Ибо для духовного человека настоящая смерть не физическая, а смерть внутреннего невежества, и когда оно умирает, тогда для йогина наступает настоящая, полноценная смерть и полноценная жизнь, кстати, тоже. Но чтобы это произошло, нужно очень много над собой трудиться, чем интенсивней это будет происходить, тем быстрее произойдет главная реализация, о которой речь и идет. Потому под словом «ашрам» подразумевается намного большее, чем многие предполагают, это общая тенденция к серьезному саморазвитию. Некоторые считают, что ашрам - это какое-то место, куда можно уехать на ритрит, а дальше начинается просто "хорошая и нормальная жизнь". Но если бы это было так, то никто не создавал бы раньше все четыре системы ашрамов, в которых проходит вся наша жизнь. Думать, что это придумали какие-то сказочные чудаки, недалекие умом, значит самому быть таким. Нет, в основе этой системы лежит идея о том, что вся наша жизнь от первого вдоха и до последнего выдоха - это серьезная работа над собой, вот так к ней надо относиться.

Есть люди, которые часто ноют, жалуются на жизнь, какая она плохая, посылает им тяжелые испытания, и даже что Бог такой негодяй, злодей и т.д. Они не хотят преодолевать наиболее трудные вещи. Но это невежественные люди. Мудрые люди благодарят Бога за то, что он дает такие крутые повороты в их жизни, крутые испытания надо обязательно преодолеть, и если Бог тебе их дал, то, возможно, ты дорог ему, как никто другой. Я вот живу сейчас в Австралии, и знаете, кто тут самые мудрые люди? Не австралы, а иммигранты, а среди них те, кто из наиболее тяжелых стран. Австралы в основном не видели очень многих проблем мира, многие из них даже не знают, какие проблемы на самом деле в мире существуют. Потому самые интересные собеседники - люди, которые прошли огромную социальную войну, вот они вам расскажут очень много интересного. Я говорил про "медху" (интеллект, мудрость), вот в ней истинная санньяса, а не в жирных и тупых "свами" на кормушке у богатых матхов.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 90
Re: Маханирвана тантра
« Ответ #17 : Май 01, 2019, 14:44:24 »

Спасибо Гуруджи, за глубокий и развернутый ответ. По поводу "экзамена", вот какие мысли посетили меня: а ведь никто же не знает, когда этот экзамен у них нагрянет, и, в связи с этим, получается, что, нет времени "сиськи мять" (если это, конечно, не вамачарская майтхуна))) и думать, что времени на эту подготовку к экзамену у нас слишком много, и оно (время) именно нас непременно пожалеет.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6427
    • Традиция натхов
Re: Маханирвана тантра
« Ответ #18 : Май 01, 2019, 20:35:42 »

Еще по поводу термина. Само понятие впервые появляется в смрити (конкретно, в Дхарма-шастрах), в более ранней ведической (шраутовской) традиции акцент был на семейной жизни. Риши в основном были грихастхи, хотя известны исключительные случаи становления риши ванапрастхой, например Яджнавалькьи, но это Брихадараньака-упанашад. Дхарма-шастры - это примерно 5-6 века до нашей эры, в то время уже существовал джайнизм и сама шраманская традиция точно была. Один мой коллега, Бхагваннатх, придерживается даже мнения, что прообраз натхов идет именно оттуда, хотя тут, конечно, есть о чем поговорить. Очевидно корни шраманов прослеживаются еще со времен написания Ригведы, там есть гимны, где идет описание "диких йогинов", живущих в лесу. И скорее всего последние два ашрама (ванапрастха и саньяса) "приращивались" постепенно к семейной традиции как ее продолжение. Сначала ванапрастха, после чего это стало формой подготовки к полному отречению (саньяса). Ванапрастха, например, не обязательно должен оставить свою жену, они могут вместе удалиться в лес и практиковать, и там в целом помягче подход, чем для саньясинов. А на каком-то этапе, с появлением атьяшрами или атимаргики (пашупаты, каламукхи, капалики и др.), постепенно стали появляться уже и другие заимствования, когда саньяса могла обрастать тантрическими элементами. Но в какой степени и кто на чем делал акцент, это, конечно, отдельная беседа. Например, тантрические шривидьевские элементы в Дашанами Шанкарачарьи - это одна история. Но, допустим, говорить, что это схоже с теми тантрическими элементами, которые у агхориков, думаю, тоже слишком грубое отождествление. Хотя агхора появилась на несколько веков позже, но в целом это продолжатели капаликизма, который ныне исчез, несмотря на нынешние попытки в Индии его реставрировать. Как бы там ни было, несмотря на то что с ведизмом больше ассоциируются грихастхи риши, сам термин имеет отчасти схожее значение. Кто-то переводит термин как "видение", риши - "провидец", но есть и другая интерпретация - "тот, что движется" (т.е. подвижник, кто развивается). Кроме того, в предыдущем посте я написал то, что слышал от своего Гуру. Пусть даже это были смрити, все равно это больше двух тысячелетий, даже это реально много. Я вот иногда слышу от некоторых западных любителей "тантры", что, дескать, в самих ведических самхитах упоминалось о мясоедении, потому вегетарианство чуть ли ни лжеконцепция. Лучше бы честно сказали, что просто имеют личную слабость, привязанность - и все было бы честно и понятно. Если вегетарианство было для большинства индийцев нормой и довольно долгое время, то это уже традиция. Потому что это уже на долгий период закрепившийся устой, и, соответственно, то, что наработано системой долгий период, там есть уже определенная сила.

И, кстати, немного отойду от темы, для меня это, наверное, основная причина, почему я принял вегетарианство и придерживаюсь его давно. Не потому что оставил мясоедение, еще когда учился в школе, и это привычка, или по каким-то формальным моральным принципам (хотя и они есть тоже). Но на данный момент я бы сказал, что для меня это одна из форм "удержания духовной и энергетической связи с Индией". Надо быть честными: западные люди формально принимают культуру, в которой они не родились, чтобы они там ни говорили, что они "каулы" и прочее. Видел я всех этих "каулов" - смесь западной светскости, чуть реже осознанные или бессознательные санскары в  менталитете авраамической среды. Изучать что-то, следовать традиции, получать от нее силу невозможно, просто в ней "ковыряясь", оставаясь с сухим интеллектом. Надо ее внутренне в целом принимать, любить, жертвовать собой и т.д. Индусу в этом плане меньше нужны усилия, он в этом родился, пропитан этим и сам является этой средой. А вот европеец, если будет тешить себя иллюзией, что он так просто станет хотя бы отчасти чем-то подобным, по-моему, это самообман, наивность. Потому нам необходимы большие усилия.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.