Практика хатха-йоги фундаментальная в нашей традиции и асаны с пранаямами очень важны для раджа-йоги. Ведь через практики работы с телом вы достигаете сбалансированности в работе с ментальным планом и духовным. Многие люди, которые игнорируют тело и сразу начинают работать с внутренними техниками антаранга-йоги, увязают в своих запутанных ментальных процессах. Часто их интровертность выходит за все рамки и они превращаются в социально неадекватных людей в первую очередь для самих же себя. У некоторых иногда бывает истерия, нервное перенапряжение, они склонны к стрессам. Классические тексты натхов часто говорят о солнечной энергии, которая в большей степени связана с нижней частью тела и лунной - связанной с верхней. Что солнечная имеет тенденцию поглощать лунную. Говоря более конкретно, луна - это энергия нашего ума, а солнце - жизненная сила. Обе эти силы когда не отрегулированы, неполноценно развиты - мешают друг другу функционировать. Человек у которого солнце поглощает луну, у него заблокирована жизненная энергия из-за разных фиксированных ментальных состояний. Его энергетическая структура смотрится зажатой, человек по сравнению с йогом является истощенным. Первый шаг для того, чтобы эти две силы разъединить или, скажем иначе, приведение их в состояние естества, может быть сделан посредством практики асан. Но не просто мучая тело, как это делают спортсмены или некоторые модернизированные системы йоги, асана должна выполняться на фоне спокойного дыхания. Йоги считают, что у простого человека продолжительность жизни зависит от количества вдохов и выдохов, поэтому упражнения которые сильно ускоряют дыхание, если и допустимы, то только как подготовительные. Они со своими "разовыми" эффектами не могут ещё считаться практикой асан. Практика йогических асан всегда была статической и для настоящих йогинов никогда не стояла задача принять такое положение тела, чтобы внешне сильно отличаться от стандартных людей. Если йогин в процессе своей практики становится более красивым и здоровым чем обычный человек, то это происходит само собой. Мы начинаем с самых простых асан, сосредотачиваясь на самом положении тела и дыхании, пока ум, прана и тело, посредством асаны не достигнут равновесия. В правильной асане все беспокойства сами по себе исчезают. Дыхание становится плавным и даже несколько замедленным, что происходит как бы само по себе при стабильной ежедневной практике. Асаны очищают энергетические каналы и вы чувствуете, что ваше тело как бы оживает, в нем исчезают спазмы, настутает естественное раскрепощение. Практически асаны дают и понимание того, что есть прана. Прана - это далеко не процесс вдоха и выдоха, работу праны мы можем уже прочувствовать даже при практике асаны. Просто пранаяма это более существенный метод для работы с праной, так как дыхание - один из главных жизненных инстинктов, через дыхательные техники мы также работаем с телом и сознанием, только уже на другом уровне. Для практики в нашей школе я отобрал несколько десятков асан, начиная с пяти медитативных, далее переходя из них в более сложные. В первом комплексе их 25, так как каждая асана опирается на состояние первых пяти. Как это связано с таттвами и элементами, это можно показать только на примере таблицы. Если сказать в общих чертах, то все построено по теории панчака, которая есть не только у натхов но и во многих индуистских системах. Асаны по сложности делятся на три уровня, я их отобрал, опираясь на основные тексты, которые всем известны: "Хатха-йога прадипика", "Гхеранда-самхита" из книги, которая издана горакхпурским мандиром. В его музее есть изображения примерно 210-215 асан, которые наиболее эффективны. Одним словом, я просто учу тому, чему меня самого натхи и научили. Выдумывать мне особо нечего в традиции, всё есть в самом лучшем виде. То же самое с пранаямами и мудрами. Мы начинаем выполнение асан с сиддхасаны, бхадрасаны, ваджрасаны и т.д. Если кому-то сложно делать даже такие асаны, то есть сукшма-вьяяма, она неплохо подготавливает тело и может быть очень полезной. С дыханием мы работаем так же: сначала наблюдение за процессом дыхания, потом мы работаем с дыханием животом и т.д. Обязательно все сахиты должны начинатся с живота, потому что при интенсивной практике пранаямы, неправильное дыхание может привести к болезненным ощущениям и прерыванию садханы. Многие игнорируют правильные вдох и выдох, но это очень важная вещь в пранаяме. Особенно это важно для сахита-кумбхак. Среди мудр - важнейшая кхечари, я учу ей так, как мне объясняли натхи, конечно есть некоторые сходства с той практикой что в традиции Лахири Махасайи. Я просто начинающим рекомендую заворачивать язык назад так, как это получается. В дальнейшем, если человек практикует йогу регулярно, я поясняю ещё некоторые детали. Такие техники как сиддхасана, кевали-кумбхака, кхечари-мудра, могут практиковаться на разном уровне. Это если очень коротко.