Для занятий физикой есть такое понятие, как вьяяма. Вьяямы упомянуты и описаны в наиболее ранних текстах аюрведы. Но все эти вьяямы или деха-абхьясы
...Стоп-стоп-стоп...с этого места - очень интересно.
В "Аштанга-хридае", "Чарака-самхите" и др. говорится о вьяямах, это достаточно древние источники. Там говорится, что это могут быть, в общем, любые двигательные процессы, включая даже БИ. В современной Индии этот термин на хинди часто понимают как спорт, гимнастика. Я бы это все интерпретировал как то, что для мирских людей в Индии нужна аюрведа, вьяяма, а для тех кто принял саньясу, для садху – асаны. В общем-то, так оно у меня всегда и было, та йога, которую я практиковал с конца 80-х и почти все 90-е, на таком принципе и строилась. И хотя то были преподаватели, которые не ездили в Индию, поэтому не использовали термин вьяяма, а суставная гимнастика. Я думаю, что народ тот брал это из того, чему учил Дхирендра Брахмачари (он приезжал в СССР), и те, кто на тот момент работал в правительстве, судя по всему, от него что-то и взяли. Потом, когда я уже попал в Индию, я часто наблюдал, что большинство индийцев занимаются именно вьяямами. Это было и в Варанаси, и на Юге Индии в ашраме Ведатри Махараджа, то же самое и в Горакхпуре. Но если в Варанаси, Пондичери (Гитананда-ашрам), ашраме Ведатри и др. я видел в основном индусов мирян, то в Горакхпуре было иначе. В чем разделенность и связь йоги для садху и для мирян, стало больше очевидно именно в Горакхпуре. Вьяямы, в соединении с какими-то асанами, делали в местной йога-шале, садху не делали и не делают этого всего. Давайте просто возьмем обычное значение термина "асана": корень "ас" с долгой "а" – означает "сидеть". Зачем сидеть? По-моему, вопрос риторический, чтобы практиковать дхьяну, а из того о чем говорят Патанджали и Горакхнатх, фактически, термин "самапати" близок по смыслу к самадхи. Горакхнатх в ССП, и не только, то же самое говорит, что это статическое положение для осознавания сварупы (Атмана), короче, считай то же самое, о чем говорил Патанджали. Садху гимнастика не нужна, как чрезмерная забота о здоровье, у них все мирские успехи решаются уже не манипуляциями с физическим планом, а "по воле свыше". Конечно, жизнь, особенно индийская, намного сложнее, до какой степени и для кого, на каком этапе переплетены эти две реалии (мирская и духовная), никто никогда вам однозначно не сможет сказать. Никто вам тут не указ, особенно какие-то, ничего реально не соображающие в своем большинстве "йога"-инструктора. Потому что фактически все, кого я в России видел, включая тех, кто учит санскрит, хинди – люди беспокойные и с отсутствием мудрости. Большинство или материалисты, или шизы, очень небрежны в общении, с наплевательским отношением к людям. Я вот не могу сказать, что в данной сфере есть какая-то определенность, вот так – правильно, а вот так – нет, у них же все как в анекдоте: "Врач сказал в морг – значит в морг." Индологи – то же самое, даже еще хуже, чем нью-эйдж, потому что со вторыми все понятно, они себя позиционируют такими, какие есть. А на Западе, достаточно взять как пример жулика Маллинсона и становящихся раком русских перед ним, причем, некоторые русские даже "патриоты России". Так вот, в Индии все переплетено, и хотя вьяямы и не для садху, это чаще всего так, но там ничего строго-фиксированно нет. В общем-то и верно, потому что такова сама жизнь, ее не загонишь в рамки университетов, йога-центров или чего-то другого. И у меня такое отношение было всегда, в общем-то, таким и осталось.