Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Практика асан в традиции натхов  (Прочитано 9199 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Шишок

  • *
  • Сообщений: 75
Re: Практика асан в традиции натхов
« Ответ #15 : Ноябрь 19, 2020, 13:02:36 »

действительно, откуда он взял...нигде пока не удается найти точного ответа :130:...или натура медика-профессионала взяла над ним верх?
Несмотря даже на вероятные подстройки под Запад, Шивананда, все-таки, больше уделял внимания Веданте.

Наверное, беда книжного образования - еще и в том, что мы не видим перед собой живых людей с их реальной эволюцией. Видны лишь отдельные "вехи" - книги - причем в них лишь то, что человек нашел нужным нам сообщить, а нето, о чем он умолчал (или умолчали о нем другие).
Более того, эти вехи мы часто рассматриваем совсем не в том порядке, в каком они реально были поставлены. Сказать честно, эволюция взглядов и учений Гуру Свами Шивананды по его книгам мне мало известна, т.к. написал он и издал немалую груду томов. Полагаю лишь, что человек, новый в каком-то деле (в данном случае, йоге) волей-неволей накладывает на него "координатную сетку" предыдущего опыта (медицины) - иначе для него просто все "в тумане", нет даже начальной точки, от которой можно будет " плясать" к неизведанному.
Со временем он, конечно, корректирует свой даршан; вернее, он сам корректируется опытом.
Проще это проследить по работам Гуруджи Свами Сатьянанды Сарасвати, который, при всей многогранности,  был все же не настолько плодовит, как его Учитель: ранние книжки, в каком-то чуть ли не упанишадском стиле, явно навеянные ведантизмом еще живого Гуру (видимо, в последний период жизни Свами Шивананда - все-таки больше ведантист, чем "технарь" - в период раз'ездов "по европам" сменяются "технарством", временами доходя до опасной грани чуть ли не " нью эйджа".
В последний же период, отраженный в шеститомнике сатсангов в Рикхья, мы видим "устаканивание" Гуруджи в сторону самой что ни на есть традиционной, "духовно-нравственно-мистической"  йоги, садханы и санньясы...

Верные же ученики и последователи, - тем паче отдаленные, - для которых любоеслово, слетевшее с уст и пера Наставника, - неважно, в какой там "период" - священно (а это видно всякому, имеющему глаза)...как им-то прикажете быть?  :46:
Записан
"Правами обладает только тот, кто владеет собой."
Мераб Мамардашвили.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6891
    • Традиция натхов
Re: Практика асан в традиции натхов
« Ответ #16 : Ноябрь 19, 2020, 13:21:19 »

मन्त्रमूलं गुरुर्वाक्यं

«Корень мантры есть слово Гуру».

Из своего опыта могу сказать, достаточно того, что ученик связан с тем Гуру, который тверд в отречении. Таких на земле очень мало, но если встречаются, то наибольшая трансформация, которую они дают, связана с молчанием.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Шишок

  • *
  • Сообщений: 75
Re: Практика асан в традиции натхов
« Ответ #17 : Ноябрь 19, 2020, 13:42:54 »

Для занятий физикой есть такое понятие, как вьяяма. Вьяямы упомянуты и описаны в наиболее ранних текстах аюрведы. Но все эти вьяямы или деха-абхьясы
...Стоп-стоп-стоп...с этого места  - очень интересно.

Давно есть подозрения, что подавляющее большинство т.наз. асан, которыми переполнена соврем. литература - суть как раз эти самые вьямы/абхьясы. Сильно подозреваю: если по самому смыслу слова асана строго говоря - поза для т. наз. медитации и пранаямы, -  вполне может быть (я, как всегда, "сгущаю"), что к их числу стоит относить в основном позы сидячие, устойчивые типа сукхасаны, свастикасаны, сиддхасаны и т.п. Наверное, и некоторые производные от сидячих, вроде шашанкасаны (частенько в ней " работаю"). Возможно, и некоторые более сложные, скадем, гомукхасана, матсьендрасана...

У меня так и лежит непрочитанной книга Гудрун Бюннеман об асанах, + еще кой-какие: пока нет времени читать еще и западных индологов. Но и без книги понятно, что йогины старых времен применяли очень небольшое число асан. Ныне же по всяким научпопам ходит расхожая фраза: мол "Господь Шива давал 1008 асан"....

Давал-то Он, наверное., и давал - но: асаны ли это?
Не суть ли все это разноцветье и  разнотравье - те самые аюрвединские вьяямы?...Господь Шива - он ведь и Целитель ого-го какой!

Стоп....а теперь вопрос: в таком качестве не могут ли быть эти " асаны" реально "терапией", - хотя и не
 "йога-"....пусть и аюрвединской....и что бы им реально не балансировать доши, устранять болячки?

В таком случае, не мог ли Гуру Свами Шивананда Сарасвати получиьь от своего Гуру такого рода аюрведические знания - какого уровня, вопрос другой- и, притянув к ним за уши западную медицину...

Тут во весь рост встает и еще вопрос - едва ли не главный: не требует ли тогда применение всей этой т.наз. його-, на деле же аюрведической терапии, на данный момент практически " самостийное" - наблюдения и руководства опытного врача аюрведы?
 :07:
Записан
"Правами обладает только тот, кто владеет собой."
Мераб Мамардашвили.

Шишок

  • *
  • Сообщений: 75
Re: Практика асан в традиции натхов
« Ответ #18 : Ноябрь 19, 2020, 13:47:09 »

मन्त्रमूलं गुरुर्वाक्यं

«Корень мантры есть слово Гуру».

Из своего опыта могу сказать, достаточно того, что ученик связан с тем Гуру, который тверд в отречении. Таких на земле очень мало, но если встречаются, то наибольшая трансформация, которую они дают, связана с молчанием.
Намасте, дорогой Гуру Йоги Матсьендранатх!

Глубоко верно!!!

Правда, "мы - люди маленькие", и до наибольшей трансформации нам покамест, как до Луны пешком.
Записан
"Правами обладает только тот, кто владеет собой."
Мераб Мамардашвили.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6891
    • Традиция натхов
Re: Практика асан в традиции натхов
« Ответ #19 : Ноябрь 21, 2020, 08:15:48 »

Для занятий физикой есть такое понятие, как вьяяма. Вьяямы упомянуты и описаны в наиболее ранних текстах аюрведы. Но все эти вьяямы или деха-абхьясы
...Стоп-стоп-стоп...с этого места  - очень интересно.

В "Аштанга-хридае", "Чарака-самхите" и др. говорится о вьяямах, это достаточно древние источники. Там говорится, что это могут быть, в общем, любые двигательные процессы, включая даже БИ. В современной Индии этот термин на хинди часто понимают как спорт, гимнастика. Я бы это все интерпретировал как то, что для мирских людей в Индии нужна аюрведа, вьяяма, а для тех кто принял саньясу, для садху – асаны. В общем-то, так оно у меня всегда и было, та йога, которую я практиковал с конца 80-х и почти все 90-е, на таком принципе и строилась. И хотя то были преподаватели, которые не ездили в Индию, поэтому не использовали термин вьяяма, а суставная гимнастика. Я думаю, что народ тот брал это из того, чему учил Дхирендра Брахмачари (он приезжал в СССР), и те, кто на тот момент работал в правительстве, судя по всему, от него что-то и взяли. Потом, когда я уже попал в Индию, я часто наблюдал, что большинство индийцев занимаются именно вьяямами. Это было и в Варанаси, и на Юге Индии в ашраме Ведатри Махараджа, то же самое и в Горакхпуре. Но если в Варанаси, Пондичери (Гитананда-ашрам), ашраме Ведатри и др. я видел в основном индусов мирян, то в Горакхпуре было иначе. В чем разделенность и связь йоги для садху и для мирян, стало больше очевидно именно в Горакхпуре. Вьяямы, в соединении с какими-то асанами, делали в местной йога-шале, садху не делали и не делают этого всего. Давайте просто возьмем обычное значение термина "асана": корень "ас" с долгой "а" – означает "сидеть". Зачем сидеть? По-моему, вопрос риторический, чтобы практиковать дхьяну, а из того о чем говорят Патанджали и Горакхнатх, фактически, термин "самапати" близок по смыслу к самадхи. Горакхнатх в ССП, и не только, то же самое говорит, что это статическое положение для осознавания сварупы (Атмана), короче, считай то же самое, о чем говорил Патанджали. Садху гимнастика не нужна, как чрезмерная забота о здоровье, у них все мирские успехи решаются уже не манипуляциями с физическим планом, а "по воле свыше". Конечно, жизнь, особенно индийская, намного сложнее, до какой степени и для кого, на каком этапе переплетены эти две реалии (мирская и духовная), никто никогда вам однозначно не сможет сказать. Никто вам тут не указ, особенно какие-то, ничего реально не соображающие в своем большинстве "йога"-инструктора. Потому что фактически все, кого я в России видел, включая тех, кто учит санскрит, хинди – люди беспокойные и с отсутствием мудрости. Большинство или материалисты, или шизы, очень небрежны в общении, с наплевательским отношением к людям. Я вот не могу сказать, что в данной сфере есть какая-то определенность, вот так – правильно, а вот так – нет, у них же все как в анекдоте: "Врач сказал в морг – значит в морг." Индологи – то же самое, даже еще хуже, чем нью-эйдж, потому что со вторыми все понятно, они себя позиционируют такими, какие есть. А на Западе, достаточно взять как пример жулика Маллинсона и становящихся раком русских перед ним, причем, некоторые русские даже "патриоты России". Так вот, в Индии все переплетено, и хотя вьяямы и не для садху, это чаще всего так, но там ничего строго-фиксированно нет. В общем-то и верно, потому что такова сама жизнь, ее не загонишь в рамки университетов, йога-центров или чего-то другого. И у меня такое отношение было всегда, в общем-то, таким и осталось.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

des

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 29
Re: Практика асан в традиции натхов
« Ответ #20 : Январь 26, 2021, 16:04:13 »

Уважаемый Гуруджи Матсьендранатх! Разрешите задать вам вопросы? Вы можете рассказать подробнее о значении асан, при которых можно сидеть на стуле, одна нога остаётся на полу, а вторая ложится внешней частью стопы на ее коленку. В сети встречаются фото садху в таких асанах. Интересно также, в каких случаях ставится на пол правая нога, а каких левая при практике мантр? Заранее спасибо!
Записан
Om!

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6891
    • Традиция натхов
Re: Практика асан в традиции натхов
« Ответ #21 : Январь 27, 2021, 12:26:40 »

Аширвадам!

Эта поза называется ललितासन lalitāsana, можно перевести как "играющее положение", что указывает на состояние легкости. Кто-то переводит как "королевская поза", так как подразумевается, что Божество, Гуру или Сиддха сидит на троне, левая нога на троне (вама-лалитасана), а правая на земле. Это символ Божества в "расслабленном состоянии", над мирским, однако, тут одна стопа верху, а другая внизу, Божество удерживает свой сакральный уровень над миром, но при этом проявляет себя для мира простых смертных. Сам образ Божества, своего рода, точка где соединяются два мира – обыденный (лаукика) и запредельный (паралаукика), это образ объединения йоги и бхоги. От своего Гуру я слышал кое-что относительно переплетенных или скрещенных ног Деват, мы также этот принцип можем видеть в спиралевидных каналах иды и пингалы, что означает общую сбалансированность. Когда-то давно, когда я еще практиковал тайчи, мне объясняли, что принцип вращения набирает энергию, аккумулирует ее, сохраняет. А ломанные, рваные движения, с "выпадением", "заносом в крайности" приводят к потере самоконтроля, осознанности, происходит утрата принципа порядка и формы, наступает погружение в хаос. Мы это можем пронаблюдать в самых разных сферах жизни, например, одна организация, альянс, страна сохраняет принцип оберегания себя, но ввергает другие в "революции", внутренний раздрай, что ведет к распаду одной и последующему "паразитированию" (может грубый немного термин, но думаю, так будет понятней) побежденной стороны. Поэтому круговой, плавный принципы – это гармония, рита, дхарма, миропорядок, следование божественному замыслу, а прямой и ломанный – путь в хаос, смерть. Потому, например, сплетенные ноги Кришны, разных Богинь – это именно принцип гармонии, слаженности, красоты. Мы даже в нашем русском языке говорим "образ", в противоположность "безобразию", что есть деформация формы и процесс распада. Но конечно, это только базовое изложение, жизнь устроена куда сложнее, например, иногда частичный беспорядок может играть роль "украшения" или усиления порядка и придавать особый вид красоты порядку. Или наоборот, какая-то упорядоченность может быть видом "застоя", неадекватным пониманием и использованием порядка, что тоже может вести к разрушению. Поэтому здесь важно умелое сочетания одного с другим.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.