Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Разные мудры при медитации  (Прочитано 1656 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Михаил Давыдов

  • *
  • Сообщений: 17
Разные мудры при медитации
« : Ноябрь 09, 2015, 16:36:30 »

Адеш, Гуру джи!
Хотел Вас спросить по поводу мудр.

 Я заметил, что мурти Горакшанатха изображают с бхайрава-мудрой в падмасане. Да и вы сами используете ее частенько  :05: Объясните почему?

О ней я нашел следующее: Эта мудра предназначена для мужчин. Применяется она, когда практикующий стремится войти в состояние глубокой медитации, это когда все внимание человеческого существа длительное время сконцентрировано только на одной мыслеформе, при полном исключении всех остальных. Мудра способствуют сосредоточению во время медитации, способствуя возникновению однонаправленности мышления. Учителя йоги указывают, что в этом состоянии человеческое существо способно познать свою истинную суть. Это состояние, в котором есть созерцающий, но нет объекта созерцания. Аналог мудры для женщин называется Бхайрави Мудра. Также рекомендуется использовать данные мудры при выполнении пранаямы.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Разные мудры при медитации
« Ответ #1 : Ноябрь 10, 2015, 08:16:28 »

Цитировать
Адеш, Гуру джи!
Хотел Вас спросить по поводу мудр.

 Я заметил, что мурти Горакшанатха изображают с бхайрава-мудрой в падмасане. Да и вы сами используете ее частенько  :05: Объясните почему?

О ней я нашел следующее: Эта мудра предназначена для мужчин. Применяется она, когда практикующий стремится войти в состояние глубокой медитации, это когда все внимание человеческого существа длительное время сконцентрировано только на одной мыслеформе, при полном исключении всех остальных. Мудра способствуют сосредоточению во время медитации, способствуя возникновению однонаправленности мышления. Учителя йоги указывают, что в этом состоянии человеческое существо способно познать свою истинную суть. Это состояние, в котором есть созерцающий, но нет объекта созерцания. Аналог мудры для женщин называется Бхайрави Мудра. Также рекомендуется использовать данные мудры при выполнении пранаямы.

Мне, наверное, будет проще сразу на все ответить. Относительно Бхайрава-мудры я выскажу свое понимание, почему такое положение рук. Прилагаю изображение, подобие которого вы могли часто видеть.



Обычно Бхайрава всегда ассоциируется со своей Бхайрави, и часто в соитии с ней. Отсюда и такое положение рук. Это моя трактовка такого положения рук в этой мудре, вероятно, мудра могла прийти из тантры в хатха-йогическую технику, как и многие другие техники. Многие мои Учителя в Индии говорили, что для разных созерцательных (дхьянатмака) асан желательны разные положения рук. Например, для падмасаны руки разведены и обращены ладонями в верх, для ваджрасаны - ладонями вниз, а для сиддхасаны хороша Бхайрави-мудра. Также тексты говорят, что сиддхасана помогает в брахмачарье, и она направляет прану в сушумну. Собственно, все логично, именно Бхайрави-мудра сублимирует сексуальную энергия, пробуждает в новом качестве, как восходящую Кундалини. Именно через Бхайрави возможно стать урдхварета, тексты говорят, что если происходит падение бинду, то она обратно поднимается вверх через "йони-мудру". Мудра - это не обязательно только положение рук, называемое иногда "шанмукхи", но мудрой называют и саму Шакти, саму Кундалини. Если она почитаема, то она (Бхайрави) сама по себе возвышает сознание практикующего, и он становится через это урдхварета.

Я не знаю, кто написал такие комменты, что мудра только для мужчин, но если исходить из сказанного мною, то да, так и получается. Обычно же мужчина в таком положении обнимает женщину, а не наоборот. :05: 
 
Далее, если кратко. Мое мнение очень простое: традиционная йога никогда не была настолько технико-ориентированной, йогой в Индии изначально считали, скорее, путь. Т.е. человек живет, взаимодействует с миром по-йогически, а техники - это упаи, вспомогательные элементы для образа жизни, мировоззрения. Я даже от некоторых Гуру слышал такую версию, что натхи вообще не были именно "хатха-йогами – и все тут", они были просто йогами. Если посмотреть ранние тексты натхов, связанные с Горакшанатхом, Матсьендранатхом и др., вы увидите, что нет там раздутости на хатха-йоге. Наверное, это звучит несколько революционно и рушит многие представления, порождает массу вопросов. Мое мнение таково, что представление о натхах как "хатхиках" сформировалось под влиянием Запада. Как, это уже другой вопрос, много надо объяснять и писать. Хотя, конечно, методы хатха-йоги использовались натхами, и кто-то сейчас их также использует, но это совсем не то, что думает и хочет Запад. Я полагаю, что для натхов важна была йога сама по себе, как воззрение, как путь и состояние, а практиковать можно самые разные виды йоги. Этим, кстати, объясняется очень многое, и многие названия мудр, например, которые (ну просто нет никаких сомнений) связаны с тантрой. Возможно, в древности, когда еще йога не была направлена на конкуренцию (у кого сами по себе техники навороченней), все было намного гибче. Одна практика могла легко перейти в другою. Сейчас, например, чтобы подольше продавать свой товар, йога-тичер старается сделать какие-то сеты, уровни и т.д. Один сет ты людям продаешь в течение одного года, второй - в течение другого, потом третий и т.п. Для бизнеса это, конечно, идеально, но проблема в том, что это может увести от понимания йоги вообще. Да, собственно, это уже и произошло давно и повсеместно. Я сомневаюсь, что в средневековой Индии, да и сейчас в самой Традиции это кому-то нужно было, когда адепты думали, скорее, о том, что скажет Гуру, о садхане как своей личной практике, а не массовой. Им не нужны были никакие уровни; они если и были, то все равно не в таком виде, как сейчас для всех. Потому и части йоги назывались "ангами". Сама по себе жизнь йогина в Индии - уже нехилая практика, ты становишься абсолютно отвязанным от стандартной социальной системы. А если это так, то скорость процессов в твоем сознании, которое ни к чему не приковано, совсем иная. Алакх Ниранджан – и все, и никаких "сетов" и прочих комплексов.... Ты не ишачишь на социум, живешь на подаяние и т.д. А сейчас быть йога-тичером - это стать наемником, взятым на работу, это такая же работа, как, например, если бы ты работал в обычной социальной профессии. Я не осуждаю никого, тем более, мне и самому иногда приходится притворяться "йога-тичером". Ну какой из меня "йога-тичер"? Никакой. :05: Все я понимаю, что на Западе нет индийских условий в классической форме, потому я не осуждаю никого, я просто хочу хотя бы немного пробудить понимание в тех, в ком оно хоть немного осталось.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180
Re: Разные мудры при медитации
« Ответ #2 : Февраль 18, 2020, 12:11:16 »

Адеш Гуруджи!

А мне вот еще подумалось, что йони-мудра, которая в йоге, вероятно, берет свои корни тоже из тантризма, могли бы вы рассказать об этой связи?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Разные мудры при медитации
« Ответ #3 : Февраль 18, 2020, 12:57:44 »

Адеш!

В йоге есть практика, в которой перекрываются джнянендрии пальцами обеих рук, она называется "йони-мудра", через нее йогин входит в пратьяхару и погружается в себя. Термин योनि происходит от корня यु, который может указывать на несколько качеств. Первое – от класса अदादिः – означает मिश्रण (соединять вместе), и другое, класса क्र्यादिः, со значением बन्धन (связывание). Т.е. нечто соединяет мужские и женские флюиды, то, что удерживает и вынашивает плод. Термин "мудра" – тоже имеет похожее значение, от корня मुद्, который бывает двух классов: первый класса चुरादिः मुद् – смешивание, объединение / saṃsarga संसर्ग, и второй класса भ्वादिः मुद् – радость / harṣa हर्ष. Это то, что соединяет две полярности: сознание (смысл) и объект, который отображает эго, а также нечто, что дарует радость. Таким образом, мудрой может считаться любая практика, которая соединяет вас с сутью, а также которая приносит радость, это может быть и мантра, и дхьяна, даже асана и пранаяма, будучи направленными на свои сущностные предназначения.

В Индии есть такое известное место Богини, как Камакхья-питх, там Богиня почитается в виде женского детородного органа (йони). Все ее формы в виде десяти Махавидий, включая и центральное место – храм Камакхьи, имеют святилища, которые находятся на поверхности земли, а под ними, в виде пещер, находятся подземные. Подземные – это лоно Богини Матери, лоно рассматривается как суть любой Богини, во многих янтрах она представлена в виде бинду и треугольника в центре. Если вы зайдете в главный храм Камакхьи, спускаясь вниз по ступенькам, вы погрузитесь в темноту, где будет только тусклый свет светильников. Погружаясь в темноту, вы как бы проходите опыт смерти, а выходя обратно из святилища, вы как бы возвращаетесь к жизни, уже обновленными. Все сущностные элементы этих тантрических символов, в виде почитания йони (йони-пуджа), отражены и в йогической практике. В ней вы погружаетесь внутрь себя, познаете природу Богини Матери в своем теле, в виде Кундалини-шакти, и также, обновляясь, вы познаете истинного себя как Атман. В «Матрикабхеда-тантре» сказано "जन्मस्थानं महायन्त्रं", что женский детородный орган является Великой Янтрой, хотя термин जन्मस्थान можно связать и с фаллическим символом тоже. По сути, йони и линга оба есть проявление бинду, также одного треугольника, но только они меняются на мужской или женский символы при переворачивании. Вот что сказано в Бхагавадгите о йони:

सर्वयोनिषु कौन्तेय मूर्तयः सम्भवन्ति याः।
तासां ब्रह्म महद्योनिरहं बीजप्रदः पिता।।14.4।।

"О Каунтея (कौन्तेय), в каких бы (याः) йони  (सर्वयोनिषु) не появлялись (सम्भवन्ति) сущности (मूर्तयः), их йони – Великий Брахман (तासां ब्रह्म महत् योनिः), Я – Отец (पिता), дающий (प्रदः) семя (बीज)".

Эта шлока из Гиты отождествляет йони с Высшим Брахманом. Из всего вышесказанного можно подытожить, что йогическая мудра – символ тантрический, что он дарует знания рождения и смерти (освобождает от перерождений, т.е. дарует мукти), ведет к слиянию души с Богом (Брахманом).
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.