Адеш!
Виджняна-бхайрава тантра весьма уникальный и полезный текст, он тоже натховский. По крайней мере, мне так говорил мой Гурудев. Соответственно, такого рода тексты стоит изучать. Судя по тому, что Вы описали, это относится к нескольким дхаранам Виджняна-бхайрава тантры. Я особенно советую приобрести перевод и комментарии Джаядева Сингха. В комментариях он все практики разбивает на конкретные упайи или же соединения двух упай. Та практика, которую Вы описали относится к 63-й дхаране.
[Дхарана 40]
СТИХ 63
sarvaM dehaM cinmayaM hi jagad vA paribhAvayet |
yugapan nirvikalpena manasA paramodayaH ||63
Перевод:
Когда (йогин) размышляет с умом, устойчивым и свободным от всех альтернатив, на все свое тело или всю вселенную одновременно как на природу сознания, он испытывает Высшее Пробуждение.
В данном случае Джаядева Сингх относит эту упайю к шакта. Потому что в тексте говорится о «yugapat» - то, что не отдельно от целого, не разбито на частности и то, что не ограничивается частностями, но когда сознание целиком охватывает тело. С моей точки зрения, это уровень осознаваемой взаимосвязи шамбхава и шакта. Тело может быть осознанно целиком только при наличии чистого и спокойного сознания, в котором смолкли все колебания вритти. Этот уровень может быть достигнут при качественной практике пранаямы. Смолкает колебание энергии и ума, поэтому и сознание и энергия охватывают все тело. Хотя такое состояние на уровне теории понять практически невозможно, это уровень опытных практиков в хатха или раджа-йоге. Собственно, кашмирский шиваизм уникален тем, что его философия была сложна для профанации, поэтому многие методы описаны для людей, наделенных утонченными чувствами и интеллектом. Не все работы различных Гуру КШ были востребованы, да и далеко не всеми, кто интересуется темой йоги, и в этом особая привлекательность этих трудов. У натхов тоже много подобных текстов, но, очевидно, и они также остались невостребованными общественностью, и поэтому их никто не публиковал. Возможно, этому причина в том, что та йога, которой учат сторонники нетрадиционной йоги, не сходится с теми текстами, которые объясняют глубины йоги натхов. Есть такая категория текстов по йоге, которые можно понять только будучи человеком духовно ориентированным, так вот эти тексты всегда оставались закрыты для обычной публики. Но если провести тщательное рассмотрение такого рода малоизвестных текстов натхов и трудов Кашмирского шиваизма, то можно обнаружить их родство. Для людей, которые полностью себя посвятили йогической садхане, такая ситуация неизбежна.
Здесь говорится о том, что на определенном этапе практики тело, как проявление пурнаты, полностью охватывается нашем чистым трансцендентным сознанием, которое пребывает в состоянии nirvikalpena manasA за пределами манаса. Природа манаса есть колебание, наш ум прыгает от одного чувства к другому, от одного объекта чувств или чувственного ума к другому. Манас - это вритти, но читта - это то, что не обеспокоено фрагментарными колебаниями. В йоге большую роль играет равновесие в телесной энергии и сознании, они взаимосвязаны, асана может стать устойчивой даже если вы не делаете сложных упражнений, а, например, когда ваше сознание достигает спокойствия и чистоты. Однако динамика свойственна как жизненной энергии, так и сознанию, когда между ними установлен баланс, то это союз Ха и Тха, Хатха и Раджа-йоги. В тантре есть такая категория теоретиков, которые с пренебрежением относятся к хатха-йоге и утверждают, что Кашмирский Шиваизм якобы утверждает о том, что хатха-йога - это низший метод. Но вряд ли у них есть опыт и реализация в кашмирском шиваизме, ведь при действительной реализации они не делили бы с такой радикальной категоричностью методы на низшие и высшие. Ибо для людей, искоренивших все ограничения в сознании, не существует ничего такого что они бы не смогли использовать в высших целях, но так как у них это на практике не получается, то это лишь свидетельство, что они далеки и от того, о чем говорится в КШ. Эта практика, которую комментирует Джаядева Сингх, утверждая, что она относится к шакта-упайи, по сути, является практикой натхов, где реализуется тождество индивидуального тела Деха и «jagad vA» (даже вселенной). Многие тантрики все то, что связано с телом, часто относят к анава-упае, но Джаядева Сингх эту технику относит к шакта. Однако, Горакшанатх нам говорит о том, что это осознание тождества достигается не только через методы раджа-йоги Патанджали Чита-вритти-нироддхах, но и посредством прана-нироддхах. Ибо по Горакшанатху остановка колебаний сознания и остановка бесконтрольного колебания праны - это одно и тоже состояние. Для натха в равной степени приемлемы оба метода. Для натха все формы обладают трансцендентным потенциалом и возможностями, и пустота так же не является мертвой и безжизненной, в ней так же присутствует Ниджа-шакти. Натхи утверждают, что и Шива и Шакти трансцендентны.