Можно ли стать натхом, но одновременно с этим не становиться индуистом в полном смысле этого слова, сохранить свою русскую идентификацию, культуру и менталитет (возможно от части)?
Даже такая тема, как "что считать русской идентификацией или индуистской", очень многомерна. Это не мешало бы, конечно, больше обсудить, но пока я затрону сами источники ориентиров натхов. У натхов, как многие уже понимают, в Индии есть разные носители традиции: кому-то приемлема "общая" религиозность, кому-то – гибкое восприятие пустотности, которая им помогает эффективно выживать в общей индуистской среде, кто-то верит в одни тексты, кто-то в другие, а кто-то ни во что, только в своего Гуру и себя. Я думаю, что все подходы по-своему полезны и надо использовать, например, «Горакх-сабади», они вполне хороши для ориентира натховской практики, а вот ССП, по-моему, хороша для философии натховской метафизики, которая тоже дополняет хорошо практику. Но это все надо дальше развивать и изучать, нельзя ограничиваться тем подходом, который применяют индусы.
Еще. Все же я считаю русскую идентичность больше западной, чем восточной, кто бы что ни говорил. Я жил на Востоке достаточно, и уже достаточно на Западе, было более чем достаточно возможностей сравнить одно с другим. Россия - это западная страна с какими-то элементами Востока, потому я бы вопрос ставил иначе: "Как натхов продвигать не в России, а на Западе?" Об этом можно было бы высказать много соображений, но основное решение я вижу в опыте, связанном с "золотой серединой" и теми реформами, которые в области тантры и йоги сделал Горакшанатх. Правда, я слышал немало, на мой взгляд, очень примитивных и детских рассуждений, как в России, так и в других западных странах, что, дескать, есть тантра, а Горакшанатх - это упрощение и т.д., что тантра сильнее и только вот она – решение в Кали-югу. По-моему, так говорят или мошенники, кто на тантре манипулирует стадами баранов, или же те, кому таковые уже успели промыть мозг. Все эти товарищи или не говорят вообще, или же говорят вяло на тему того, как тантра сложна, причем даже для самих индусов. Если это упрощение или явное шарлатанство, то да, это "путь всеобщего спасения"; а вот если это полное погружение в тантризм как путь (а по-другому нельзя), то эти идеи о всеобщности уже, мягко говоря, абсурдны. Есть, правда, тантрический буддизм, с его идеями "дарования всем спасения и пути", но давайте уж скажем честно, это не дарование спасения, а дарование "возможности", цену которой большинство может не понимать. Хотя тантра ОЧЕНЬ мощна, но ее нормальный вид я встречал только в Индии, может, сейчас уже и есть единичные случаи на Западе, но то, что они единичные, – поверьте, это не преувеличение. Потому реформы Горакшанатха с сохранением сути и попытки совместить ориентиры отречения с духовной сущностью бхукти, я вижу как раз тем, что и поможет выжить Традиции на Западе, так же как она когда-то выжила в Индии.
Да, я думаю, можно быть натхом, не теряя адеквата с западной средой, и даже не проблема, во что вы будете верить – в христианство, ислам, иудаизм, какие-то формы индуизма или ни во что, а только в натхизм, живя в западной среде. Но надо изучать натхизм, его историю, его элементы, его ориентиры. Надо переосмысливать и все то, что сейчас подается как йога. Я не против всех современных стилей, разработок, не против, что многие из них – в основном коммерция. Главное, чтобы это нас не лишало здравого смысла и йогического ориентира, иначе наши ученики не вылезут из дебрей многочисленных предрассудков, коими полна нынешняя транснациональная йога.