"Господь Кришна продолжал: "Посредством развития гуны благости человек должен одолеть злые и греховные наклонности, поддерживаемые раджасом и тамасом. Затем с помощью одной саттвы он должен победить ее саму..." (Бхагавата-Пурана)
Преодоление с помощью саттвы раджаса и тамаса - это понятно. Но вот преодоление саттвы с помощью саттвы не совсем. Расъясните, будьте добры, что под этим подразумевается.
Очень просто. Примерно то же самое, о чем и говорил Патанджали, что йога есть успокоение колебаний сознания, хотя цель не читта, а пуруша. Если сознание успокоено, это есть средство для отделения сознания как Пуруши от сознания как порождения Пракрити. Спокойное сознание - это условие, при котором истинное Я не отождествляется ни с чем, а пребывает само в себе, т.е. это условие для самоосознания. Могу привести пример инструмента "спокойное сознание": когда вам заноза попадает в палец, вы берете другую, которой вы вытаскиваете ту, что в пальце, а потом когда в пальце занозы нет (он освобожден), вы обе выбрасываете.
3. "Если йог совершит по небрежности какой-то грех, он должен искупить его только выполнением йоги..." (Бхагавата-Пурана).
Гуруджи, расскажите о понятии искупительных практик (аскез) и может ли сам садхака накладывать на себя такого рода аскезы (ограничения в чем-то) или только с разрешения Гуру. И что, как Вы думаете, подразумевается под "только выполнением йоги..."
Есть разные аскезы в зависимости от того, что человек совершил. Приведу один уродливый пример: во Франции есть один
дебил "знаток тантры", преподаватель "йоги", который, начитавшись книг Алана Даниэлу (думаю, напишу о нем позднее, в другой теме), решил сделать "абхишеку" на каменный Шивалингам, но не просто, а помастурбировав. Он параллельно пытался общаться с местными авторитетами в индуизме, когда они узнали, сказали ему, что это грех ("папа") и ему надо срочно делать праяcчиту для очищения себя от греха, и рекомендовали из "Сома-шамбху паддхати" читать определенное число мантры Агхоры.
Но если мы говорим о йоге, которая очищает, то речь, очевидно, идет о йоге как форме тапасьи, зачастую для индусов тапас и йога если не синонимы, то нечто сильно связанное. Именно тапасья очищает от несовершенной кармы.