Намасте Гуру джи Матсьендранатх!
Про асаны много где в интернете сейчас говорят только как о внешнем устойчивом положении тела, о терапевтических эффектах и пр. Хотелось бы знать какой смысл закладывают йогины в понятие асана? Как она достигается и как поддерживается?
Почему йоги практикуют именно асаны а не гимнастику к примеру.
Я лично сейчас убежден, что многие Гуру и сампрадаи сильно запутали людей своими вычурностями и небрежностями. Кто-то потому, что "так просто получилось", а кто-то умышленно, по причине конкуренции школ.
Не думаю, что есть отдельная, и сама по себе, практика как асана. Более того, даже йога - это все очень условные дробления. Например, как вы определите, где йога, а где что-то иное, если я приведу пару примеров? Вот в пуджах есть тоже рекомендации: вначале принять определенную асану, выполнить нади-шодхана пранаяму. Но там это всего лишь техника подготовки. А есть вот еще целая Традиция Натхов, где йога и ее техники - это целый путь, но в нем, например, полно тантрических элементов в виде Кундалини, чакр и прочего.
В одном случае - это подготовка для главного, а в другом – главное и есть. Как быть, если получается путаница? Как к таким вещам относиться?
Или вот еще, в Тантрах есть целые разделы, где описана йога, с асанами, пранаямами и прочим. Но в то же время в этих писаниях это могут быть всего лишь глава или две, остальное – какие-нибудь ньясы, стхапаны, янтры, стотры, сахасранамы, чакра-пуджи и т.д. Причем есть такие тантрические тексты, где асан, например, описано больше, чем в «Гхеранда-самхите» и др. известных текстах. Почему их не перевели до сих пор? Не потому ли, что на самом деле нет тех, кто может и хочет учить по-настоящему кого-либо? Учат, конечно, но эти истории мало кому известны.
Одним словом, все деления – это очень условная вещь. А как практиковать, вам может сказать только тот Гуру, который хорошо разбирается в этом, в связи с тем, что он сам учился и реализовал это на практике и, конечно, если он вам доверяет как человеку и ученику.
Какой смысл настоящие йогины вкладывают в понятие асан? Очень простой. Если мы имеем несколько тел: физическое, тонкое, причинное и они взаимосвязаны, взаимозависимы, то и практика асан тоже может влиять на все эти уровни, она постепенно может очищать сознание и подводить к дхьяне. Или, могу сказать иначе, углублять дхьяну.
Сначала мы больше используем движений в асане, а по мере очищения и умиротворения, более мастерского управления праной мы можем естественным образом, без напряжения сидеть в одной асане, все больше и больше практикуя дхьяну.
К сожалению, уже и в самой Индии, традиции "захламлены" тенденциями, мало им свойственными, Индия озападнена, потому и там найти чистых йогинов крайне тяжело.
Может, я сейчас скажу для многих "кощунственную" вещь: как, например, не поверить, что йога - это именно гимнастика, если ей учит распиаренный Рамдев, и учит миллионы? Разве могут Рамдев и миллионы практиковать ненастоящую йогу? Запросто.
Увы, большинство людей - это стадо, они не понимают йогу, даже если это индусы, индус индусу рознь. Заблуждаться могут даже миллионы и в самой Индии.
Асаны существуют для того, чтобы привести себя в такое состояние, когда вы сможете все дольше и дольше медитировать в асане, все очень просто. Сложно из-за того, что люди много навыдумывали лишнего, обрубив при этом главные йогические цели, такие как самьяма и т.п.