Основная дискуссия > Натхизм и другие традиции
Мантры, описывающие Абсолютную Реальность
isckatel Иван:
Адеш, уважаемый Гуру Матсьендранатх!
Скажите, пожалуйста, существуют ли у натхов мантры описывающие Абсолютную Реальность как бы непосредственно? К примеру как сат-чит-ананда, не раскрывая личностный образ божества. К примеру, как мантра ОМ, но все таки немного в более развернутой форме, описывающая определенные базовые, благостные атрибуты Бога. Читал в книге «Введение в Натха-Йогу» о мантре Со-Хам, как и в «Философия Горакхнатха» (её я еще читаю) было упоминание о мантре Хам Са, что её нужно повторять в уме постоянно (там очень кратно описано). Существуют ли еще подобные мантры и можно ли обычным людям повторять их как утреннею джапу на четках не целые сутки?
Yogi Matsyendranatha:
--- Цитировать ---Скажите, пожалуйста, существуют ли у натхов мантры описывающие Абсолютную Реальность как бы непосредственно? К примеру как сат-чит-ананда, не раскрывая личностный образ божества. К примеру, как мантра ОМ, но все таки немного в более развернутой форме, описывающая определенные базовые, благостные атрибуты Бога. Читал в книге «Введение в Натха-Йогу» о мантре Со-Хам, как и в «Философия Горакхнатха» (её я еще читаю) было упоминание о мантре Хам Са, что её нужно повторять в уме постоянно (там очень кратно описано). Существуют ли еще подобные мантры и можно ли обычным людям повторять их как утреннею джапу на четках не целые сутки?
--- Конец цитаты ---
Саччидананда - ведантическое понятие, связанное с описанием качеств Брахмана. Оно имеет место быть у натхов. Правда, некоторые Гуру это отрицают, так как были же натхи, которые так или иначе были связаны с исламом, или буддисты, где нет понятия Атмана. Потому они просто были ориентированы на таинство, познаваемое через безопорность: нираламба, алакх-виджняна и т.п.
Это был какой-то компромисс и середина, приемлемая для всех. Мантра "СО-ХАМ" - это аджапа-джапа, которую вы повторяете постоянно, естественным образом. Потому в ней нет необходимости использовать четки, но можно совершать более углубленную дхьяну на эту мантру. Я скопирую сюда, что я писал в соцсети по поводу мантры "СОХАМ", возможно, вам это будет полезно:
"Хам-кара - это Шива, самхара-биджа (растворение), и Са-кара - это Шакти и сришти-биджа (сотворение). Также они еще прана и апана, говоря более понятным языком - вдохи и выдохи. Через естественное дыхание "СОХАМ" происходит естественный союз Шивы и Шакти, из которого выявляется анахата-нада (естественный звук и пульсация).
Т.е. это взаимодействие производит прану и сознание (чидакашака спандана). Некоторые тексты эту анахату увязывают с пранавой "ОМ". В одном интересном труде Джагад Гуру Шанкарачрьи Сварупананды, "Шривидья-рахасье", он говорит, что когда исчезает из "СОХАМ" СА и ХА, то остается только "ОМ" – как анахата и изначальный звук Шабда-брахмана."
Хотя, конечно, есть садханы на СО-ХАМ в виде Гаятри, развернутой в 24 слога, или такая же Гаятри для мантры ОМ, есть ньясы для них и т.д. В таких случаях могут быть четки и начитки, но это уже тантрические садханы. С другой стороны, любые мантры могут быть сведены к дхьяне на энергию этих мантр, постепенно к медитации на анахату или пустоту.
isckatel Иван:
--- Цитировать ---С другой стороны любые мантры, могут быть сведены, к дхьяне на энергию этих мантр, постепенно к медитации на анахату или пустоту.
--- Конец цитаты ---
Спасибо большое за ответ!
Всеволод:
Адеш Гуруджи!
--- Цитата: Yogi Matsyendranatha от Апрель 13, 2016, 14:10:11 ---Т.е. это взаимодействие производит прану и сознание (чидакашака спандана). Некоторые тексты эту анахату увязывают с пранавой "ОМ". В одном интересном труде Джагад Гуру Шанкарачрьи Сварупананды, "Шривидья-рахасье", он говорит, что когда исчезает из "СОХАМ" СА и ХА, то остается только "ОМ" – как анахата и изначальный звук Шабда-брахмана."
--- Конец цитаты ---
Скажите, если у вас найдется время, Сварупананда это взял из каких-то древних текстов? Я имею ввиду получение Ома путем убирания "Са" и "Ха". Насколько вообще это представление древнее?
Yogi Matsyendranatha:
Адеш!
Один из ранних текстов, которые мне встречались, это «Прапанчасара-тантра» (4.21):
सकारं च हकारं च लोपयित्वा प्रयोजयेत्।
संधिं वै पूर्वरूपाख्यं ततोऽसौ प्रणवो भवेत् ।।४.२१।।
«Согласно образу пурва-рупа сандхи, убирая "са" и также "ха", надлежит получить оттуда определенно ту пранаву (ОМ)».
Пояснение: пурва-сандхи связана с окончанием ओ, которое стоит перед अ следующего слова, переходящей в знак, известный как аваграха ऽ. Таким образом, в тексте подразумевается, что из ओ мы получаем мантру пранаву.
Навигация
Перейти к полной версии