Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Мантры, описывающие Абсолютную Реальность  (Прочитано 3667 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

isckatel Иван

  • *
  • Сообщений: 107

Адеш, уважаемый Гуру Матсьендранатх!

Скажите, пожалуйста, существуют ли у натхов мантры описывающие Абсолютную Реальность как бы непосредственно?  К примеру как  сат-чит-ананда, не раскрывая личностный образ божества. К примеру, как мантра ОМ, но все таки  немного в более развернутой форме, описывающая определенные базовые, благостные атрибуты Бога. Читал в книге «Введение в Натха-Йогу» о мантре Со-Хам, как и в «Философия Горакхнатха» (её я еще читаю) было упоминание о мантре Хам Са, что её нужно повторять в уме постоянно (там очень кратно описано). Существуют ли еще подобные мантры и можно ли обычным людям повторять их как утреннею джапу на четках не целые сутки?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Мантры, описывающие Абсолютную Реальность
« Ответ #1 : Апрель 13, 2016, 14:10:11 »

Цитировать
Скажите, пожалуйста, существуют ли у натхов мантры описывающие Абсолютную Реальность как бы непосредственно?  К примеру как  сат-чит-ананда, не раскрывая личностный образ божества. К примеру, как мантра ОМ, но все таки  немного в более развернутой форме, описывающая определенные базовые, благостные атрибуты Бога. Читал в книге «Введение в Натха-Йогу» о мантре Со-Хам, как и в «Философия Горакхнатха» (её я еще читаю) было упоминание о мантре Хам Са, что её нужно повторять в уме постоянно (там очень кратно описано). Существуют ли еще подобные мантры и можно ли обычным людям повторять их как утреннею джапу на четках не целые сутки?

  Саччидананда - ведантическое понятие, связанное с описанием качеств Брахмана. Оно имеет место быть у натхов. Правда, некоторые Гуру это отрицают, так как были же натхи, которые так или иначе были связаны с исламом, или буддисты, где нет понятия Атмана. Потому они просто были ориентированы на таинство, познаваемое через безопорность: нираламба, алакх-виджняна и т.п.

  Это был какой-то компромисс и середина, приемлемая для всех. Мантра "СО-ХАМ" - это аджапа-джапа, которую вы повторяете постоянно, естественным образом. Потому в ней нет необходимости использовать четки, но можно совершать более углубленную дхьяну на эту мантру. Я скопирую сюда, что я писал в соцсети по поводу мантры "СОХАМ", возможно, вам это будет полезно:

  "Хам-кара - это Шива, самхара-биджа (растворение), и Са-кара - это Шакти и сришти-биджа (сотворение). Также они еще прана и апана, говоря более понятным языком - вдохи и выдохи. Через естественное дыхание "СОХАМ" происходит естественный союз Шивы и Шакти, из которого выявляется анахата-нада (естественный звук и пульсация).
  Т.е. это взаимодействие производит прану и сознание (чидакашака спандана). Некоторые тексты эту анахату увязывают с пранавой "ОМ". В одном интересном труде Джагад Гуру Шанкарачрьи Сварупананды, "Шривидья-рахасье", он говорит, что когда исчезает из "СОХАМ" СА и ХА, то остается только "ОМ" – как анахата и изначальный звук Шабда-брахмана."

  Хотя, конечно, есть садханы на СО-ХАМ в виде Гаятри, развернутой в 24 слога, или такая же Гаятри для мантры ОМ, есть ньясы для них и т.д. В таких случаях могут быть четки и начитки, но это уже тантрические садханы. С другой стороны, любые мантры могут быть сведены к дхьяне на энергию этих мантр, постепенно к медитации на анахату или пустоту.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

isckatel Иван

  • *
  • Сообщений: 107
Re: Мантры, описывающие Абсолютную Реальность
« Ответ #2 : Апрель 13, 2016, 14:19:21 »

Цитировать
С другой стороны любые мантры, могут быть сведены, к дхьяне на энергию этих мантр, постепенно к медитации на анахату или пустоту.

Спасибо большое за ответ!
Записан

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180
Re: Мантры, описывающие Абсолютную Реальность
« Ответ #3 : Январь 20, 2020, 18:26:26 »

Адеш Гуруджи!

Т.е. это взаимодействие производит прану и сознание (чидакашака спандана). Некоторые тексты эту анахату увязывают с пранавой "ОМ". В одном интересном труде Джагад Гуру Шанкарачрьи Сварупананды, "Шривидья-рахасье", он говорит, что когда исчезает из "СОХАМ" СА и ХА, то остается только "ОМ" – как анахата и изначальный звук Шабда-брахмана."

Скажите, если у вас найдется время, Сварупананда это взял из каких-то древних текстов? Я имею ввиду получение Ома путем убирания "Са" и "Ха". Насколько вообще это представление древнее?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Мантры, описывающие Абсолютную Реальность
« Ответ #4 : Январь 20, 2020, 18:43:07 »

Адеш!

Один из ранних текстов, которые мне встречались, это «Прапанчасара-тантра» (4.21):

सकारं च हकारं च लोपयित्वा प्रयोजयेत्।
संधिं वै पूर्वरूपाख्यं ततोऽसौ प्रणवो भवेत् ।।४.२१।।

«Согласно образу пурва-рупа сандхи, убирая "са" и также "ха", надлежит получить оттуда определенно ту пранаву (ОМ)».

Пояснение: пурва-сандхи связана с окончанием ओ, которое стоит перед अ следующего слова, переходящей в знак, известный как аваграха ऽ. Таким образом, в тексте подразумевается, что из ओ мы получаем мантру пранаву.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

ищущий

  • *
  • Сообщений: 2
Re: Мантры, описывающие Абсолютную Реальность
« Ответ #5 : Январь 27, 2020, 13:17:59 »

Адеш!

Один из ранних текстов, которые мне встречались, это «Прапанчасара-тантра» (4.21):

सकारं च हकारं च लोपयित्वा प्रयोजयेत्।
संधिं वै पूर्वरूपाख्यं ततोऽसौ प्रणवो भवेत् ।।४.२१।।

«Согласно образу пурва-рупа сандхи, убирая "са" и также "ха", надлежит получить оттуда определенно ту пранаву (ОМ)».

Пояснение: пурва-сандхи связана с окончанием ओ, которое стоит перед अ следующего слова, переходящей в знак, известный как аваграха ऽ. Таким образом, в тексте подразумевается, что из ओ мы получаем мантру пранаву.

У меня несколько странная ситуация,я имею дикшу в мантру, но не имею упадеши по практике мантры,гуру который давал мне мантру уже умер,вы даёте дикшу в мантру Горакшнатха,в принципе мантра похожая,вы не могли бы мне пояснить как практиковать джапу мантры т.е. на чём удерживать внимание при чтении мантры?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Мантры, описывающие Абсолютную Реальность
« Ответ #6 : Февраль 10, 2020, 20:18:53 »

на чём удерживать внимание при чтении мантры?

Вы знаете, мой Гурудев – реализованный Сиддха-Пуруша, он всегда говорит так коротко, но это порой переворачивает осознание садханы на 180 градусов. И я вспомнил, как однажды я ему задал похожий вопрос: «На чем мысль удерживать при джапе?» Он мне ответил коротко, но как будто разверзлись навсегда небеса, и я с вами этим поделюсь. Ответ был таким:

«При джапе много думать не надо!!!»

 :41: :41: :41: :41: :41: :41: :41:
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180
Re: Мантры, описывающие Абсолютную Реальность
« Ответ #7 : Февраль 14, 2020, 13:29:12 »

Адеш, Гуруджи!

А можно поподробнее узнать, каким образом из омкары или сохам происходят все акшары санскрита?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Мантры, описывающие Абсолютную Реальность
« Ответ #8 : Февраль 14, 2020, 16:04:52 »

Адеш!

Каким образом из Пранавы проявляется весь алфавит санскрита?

Один из примеров – текст āgamarahasyam (aṣṭamaḥ paṭalaḥ, 449 - 462), согласно которому пранава делится на пять матр: अ – उ – म् и еще две – бинду (которая являет собой концентрацию звуковой вибрации) и нада (распространение этой тонкой концентрации). Далее, каждая из этих матр расщепляется на определенное количество лучей энергии (kalā), каждый из этих лучей связан с теми или иными варнами санскрита, также эта пятерка проявляется в виде Панчакаранешваров – пяти проявлений Шивы (Брахма, Вишну, Рудра, Ишвара и Садашива). Согласно "Чандраджняна-агаме" и некоторым другим текстам, из этих пяти матр проявляются пять слогов мантры "Намах Шивая" и пять каранешваров, с ними связанных.

Давайте разберем детально.

Первая матра अ / a связана с Брахмой, слогом панчакшара-мантры न / na, следующими 10 kalā и акшарами:

कं kaṃ sṛṣṭi – сила творения, खं khaṃ ṛddhi – сила развития, गं gaṃ smṛti – сила памяти, घं ghaṃ medhā – мудрость, ङं ṅaṃ kānti – блеск, चं caṃ lakṣmī – успех в достижении цели, छं chaṃ dyuti – свечение, जं jaṃ sthirā – стабильность, झं jhaṃ sthiti – существование, ञं ñaṃ siddhi – совершенство.

Вторая матра उ / u связана с Вишну, слогом панчакшара-мантры म: / maḥ, следующими 10 kalā и акшарами:

टं  ṭaṃ jarā – сила долгожительства, ठं ṭhaṃ naṃpālinī – сила защиты, डं ḍaṃ śānti – покой, ढं ḍhaṃ aiśvari – контроль, णं ṇaṃ  rati – удовольствие, तं  taṃ kāmikā – страсть, थं thaṃ varadā – сила даровать благо, दं daṃ hlādinī – счастье, धं dhaṃ prīti – привлекательность, नं naṃ dīrghā – распространенность.

Третья матра म् / m связана с Рудрой, слогом панчакшары शि / śi, следующими 10 kalā и акшарами:

पं paṃ tīkṣā – резкость, फं phaṃ  raudrī – дикость экспрессии, बं baṃ bhayā – сила вселять страх, भं bhaṃ nidrā – отдых во сне, मं maṃ tandrā – состояние комы, यं yaṃ kṣut – голод, रं raṃ krodhinī – сила гнева, लं laṃ kriyā – движение, वं vaṃ utkārī – подьем, शं śaṃ mṛtyu – смерть.

Четвертая матра связана с бинду и с Ишварой, слогом панчакшары वा / vā, а также четырьмя kalā, которые проявляются в цвете энергий, и акшарами:

षं ṣaṃ pītā – желтый, सं saṃ śvetā – белый, हं haṃ kṣaṃaruṇā – красный, क्षं kṣaṃ asitā – темный.

Пятая матра связана с надой и с Садашивой, слогом панчакшары य / ya, следующими 16 kalā и акшарами:

अं aṃ nivṛtti – прекращение активности, आं āṃ pratiṣṭhā – установленность, इं iṃ vidyā – знание, ईं īṃ śānti – покой, उं uṃ indhikā – субстанция для жертвоприношения, ऊं ūṃ dīpikā – свет, ऋं ṛṃ recikā – опустошение, ऋृं  ṛṛṃ mocikā – освобождение, लृं  lṛṃ parā – трансцендентность, लॄं  lṝṃ sūkṣmā – утонченность, एं eṃ sūkṣmāmṛtā – тонкое не подверженное смерти, ऐं aiṃ jñānāmṛtā – познание бессмертия, ओं oṃ āpyāyanī – наполненность, औं auṃ vyāpinī – всепроникновение, अं aṃ vyomarūpā – пустота, अः aḥ anantā – отсутствие предела (бесконечность).

Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180
Re: Мантры, описывающие Абсолютную Реальность
« Ответ #9 : Февраль 18, 2020, 12:07:02 »

Адеш Гуруджи!

Спасибо огромное, просто шикарно.
Записан

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180

Адеш, Гуруджи!
А есть ли как с "пранавой", подобная связь матрики с мантрой "сохам"?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Адеш!

Ранее я приводил цитату из «Прапанчасара-тантра» (4.21). Там говорилось что пранава «Ом» возникает из мантры «со-хам», если в ней отсутствует «са» и «ха», то остается «о», вместе с бинду мы получаем «Ом».

सकारं च हकारं च लोपयित्वा प्रयोजयेत्।
संधिं वै पूर्वरूपाख्यं ततोऽसौ प्रणवो भवेत् ।।४.२१।।

«Согласно образу пурва-рупа сандхи, убирая «са» и также «ха», определенно, оттуда надлежит получить ту пранаву (Ом)».

Мантра «Ом» называется «пара-пранавой», т.е. она изначальная, ее отождествляют со спонтанно возникающей вибрацией (анахата). Есть масса интерпретаций этой мантры, одна из них, что написание ॐ есть комбинация трех матр अ – उ – म्. Иногда вы можете встретить и другие написания, например ओँ, что можно объяснить и грамматическими правилами, согласно которым ओ – это комбинация слогов अ – उ. Мы можем условно сказать, что из अ до म् ,  которая может также переходить в анусвару, входят все гласные. Согласно «Паратримшика-виваране», все гласные связаны с Шива-таттвой, а все согласные связаны с Шакти и всеми проявлениями, которые возникают благодаря ей (остальные 35 таттв). Со всеми остальными таттвами связаны согласные санскрита, они заканчиваются на ह. Вместе, через союз Шивы и Шакти, посредством кама-калы, представляют из себя апара-пранаву, известную как अहं «ахам», которая и есть символ кама-калы. Таким образом, अहं есть аббревиатура, в которой сжаты все акшары санскритского алфавита и все 36 таттв. Т.е. «ахам» есть сам Шива со своей Шакти и «вишва» – все возникшие из них проявления, всегда пребывающие в них на любой стадии своего раскрытия. Говоря «ахам» (Я), мы как бы раскрываем в себе опыт себя, как всей вселенной, то что и у натхов, и у тантриков называется пинда-брахманда-вада (связь микрокосмоса и макрокосмоса). В нашем теле, в основном в чакрах, представлены разные миры внешнего космоса.

Итак, мы имеем две пранавы, пара – это непосредственно "Ом", происходящий из сохам, это сам Шива и гласные санскрита. А далее, из пара-пранавы, проявляется апара-пранава, в которой разворачиваются согласные санскрита и остальные 35 таттв. Когда мы повторяем «сохам», вернее, проживаем тотально этот опыт, то мы испытываем тождество себя अहं  «ахам» с सः «сах» (он). Это может быть связано с любым божеством и мантрой с ним связанной. И, в конечном счете, любая мантра должна привести к этому опыту, известному как «аджападжапа».

Есть также перевернутый вариант этой мантры, известный как हंसः «хамсах», если перевести буквально, то означает «лебедь». Шанкара отождествляет лебедя с принципом солнца, так как оно источник праны, а также солнце, подобно лебедю, движется в небе. Солнце может касаться поверхности земли, его лучи скользят по ней. Солнце восходит и исчезает с заходом, так и лебедь может погружаться под воду и находиться там, быть на воде и над ней. Если «сохам» – это Параматма, то Хамса – тоже символ вездесущности, но скорее, как Атман (от корня «ат» – двигаться и распространяться, т.е. Атман пребывает во всем). Есть одна известная мантра, которая используется иногда в тантризме, она цитируется в наиболее ранней «Катха-упанишад». Но изначально она встречается в «Ригведе», в гимне Дадхикару (солнцу). 

Ригведа (Мандала 4. 40.5):

हं॒सः शु॑चि॒षद्वसु॑रंतरिक्ष॒सद्धोता॑ वेदि॒षदति॑थिर्दुरोण॒सत् ।
नृ॒षद्व॑र॒सदृ॑त॒सद्व्यो॑म॒सद॒ब्जा गो॒जा ऋ॑त॒जा अ॑द्रि॒जा ऋ॒तं ॥ 

Лебедь [солнце], который пребывает (षद्) в чистом небе (शुचि), пребывает в водухе (वसु), в средней атмосфере (अन्तरिक्ष), в огне (होता), пребывающий в центре ведического алтаря для агнихотры (वेदिषद्), в госте* अतिथि, находящемся в доме दुरोणसत्.
Пребывающий в людях (नृषद्), находящийся в благих существах (богах, сиддхах) (वरसत्), находящийся в гармонии мира (миропорядке) (ऋतसत्), кто пребывает в пространстве (व्योमसत्), рожденный под водой अब्जा (वडवानल – огонь внутри океана), из солнца (गो) рожденный (जा – солнечный свет). Тот, кто рожден совершенным миропорядком (ऋतजा), рожденный на горах** (अद्रिजा), основа миропорядка (ऋतं), тот великий, из которого произрастает все мироздание (बृ्हत्).

 
Пояснение терминов:

* Гости в Индии отождествляются с богами и наоборот, боги призываются во время пуджи в пространство обряда, поэтому они тоже «гости».
** «Кто рожден на горах» – может иметь много значений; adri может означать облако, солнце, гору, облака обволакивающие гору, нечто, связанное с числом семь. Я полагаю, что речь идет о семи священных реках, почитание которых присутствует во всех пуджах, они все нисходят с неба, это небесные реки, символы нектара (амриты).

На основе этого гимна мы можем глубже понять значимость символа «хамса».
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.