Шубхаширвадам!
Расскажите, пожалуйста, о взаимном влиянии Джняны, Иччхи и Крии. Может ли в одном человеке что-то преобладать или же проявление одного автоматически ведёт к проявлению остального?
Это, конечно, идеально, чтобы все три стыковались. Я считаю, что они, вероятнее всего, берут свое начало от Вед: от кармаканды (самхит, брахман) - крия-шакти, от джняна-канды (араньяк, упанишад) - джняна-шакти и от упасаны - иччха. С первыми двумя все очевидно, что касается упасаны, это категория, которая распределена по всем сферам и означает общую тенденция к почтению. Само понятие таково, что может подразумевать как физический ритуал, так и созерцательную практику. Позже, в эпосе, эти три, судя по всему, превратились в три йоги Бхагавадгиты (карма, джняна и бхакти-йога), а в агамической традиции – природа Бога в виде Крия, Джняна и Иччха.
Ведут ли эти три пути к одной цели?
Опять же, если вернуться к Ведам, например, к карма-канде (Пурва-мимамса) и Веданте, т.е. джняне (Уттара-мимамса), то на начальном этапе в Пурве не было заявлений о мокше, но позже появились. Я думаю, просто какие-то традиции что-то декларируют формально, но не откровенно, из того, что в них на самом деле может быть. Так, например, есть тантрики, которые говорят, что путь кармы – низший и он не ведет к высшей реализации, однако смотря что под ней подразумевать. Так же ведь можно сказать и про йогу, например, смешав традиционную йогу с йогой для офисного планктона, йогой с пивом и т.д., с той йогой, которую практикуют или садху, или настоящие тантрические адепты – эти вещи надо жестко разделять. Если это не отделить, то это породит путаницу в умах всех. Невежество (т.е. низкое знание) порождает искажение традиций и практик, что, конечно, есть плохая карма для тех, кто это порождает, и для тех, кто от них перенимает учение, тоже не очень хорошая самскара.
Таким же образом мы можем говорить о ритуале: тантрический ритуал недвойственного учения – с одной стороны, крия-упая, но с другой, если выполнение ритуала рассматривать как часть себя (вернее, себя в целом), то это будет шамбхава (иччхопая т.е.). Можно ли делать ритуал без понимания его сути (джняна-шакти) или без чистой мотивации (иччха)? Очевидно, можно, и на Западе часто многие занимаются такими ролевыми играми, чтобы создать внешнюю видимость причастности к индуизму. Но это встречается и в самой Индии, хоть и в меньшей степени: когда пуджари очень плохо знает предмет своей работы, тогда и результат пуджи будет соответствующий. Потому все три элемента должны быть приведены в равновесие, а чистота намерения, связанная с иччхой, важна в первую очередь, если речь идет о духовном действии.