Если Солнце и Луна - это мужское и женское, тогда Йесод - это скорее то, что разделяет верхние воды (с Тиферет в соединении с каждым из сосудов) от нижних (Малхут). Малхут переводится как "царство" и означает землю, т.е. то, что находится по эту сторону Луны (т.к. планетарное соответствие Йесод - это Луна). Тогда Йесод в данном случае нечто вроде зеркала, а не самостоятельный элемент системы. Поэтому во многих системах лунные фазы используют как работу с отражениями верхних вод в нижних.
Я исхожу скорее из того, как Зоар описывает Библейский Генезис. Дело в том, что в Библии чаще всего встречается перевод, что Бог создал воды и землю, но на самом деле там термин Mayim Tachtonim מים תחתונים означает "нижняя вода" (женская вода), там описаны верхние воды и нижние (т.е. не земля, как это перевели). В Зоар эти нижние воды и верхние при творении описаны как мужские и женские воды (эссенции). Также в Зоар их иногда соотносят с верхней Шхиной (Бина) и нижней Шхиной. Т.е. берутся еще даже не сефироты, типа Йесод и Малхут, а изначальные принципы, из которых все возникло, хотя то, что вы написали, может иметь с этим связь. Опять же, это я описываю то, что успел открыть из личного общения со спецами в Зоар и других каббалистических системах. Правда, наш диалог начался с того, что "все традиции разные", но по мере того, как они узнавали от меня, а я от них, что есть у нас у обоих в традициях, их лица менялись, и они не переставали удивляться тому, как все схоже, оказывается.
При всем том, что я не спец в их традиции, но мне, конечно, интересны аналоги наших практик, которые есть у них. Конечно, общение у нас было долгим и до сих пор продолжается. Я пока немного поделюсь тем, что им предоставил я. Обратимся к текстам Горакшанатха, ниже я привожу их перевод.
"Горакша-паддхати", изданное в Горакхпуре (санскрит-хинди):
चलितोऽपि यदा बिन्दुः सम्प्राप्तश्च हुताशनम् । व्रजत्यूर्ध्वं हृतः शक्त्या निरुद्धो योनिमुद्रया ॥ ६९ ॥
calito'pi yadā binduḥ samprāptaśca hutāśanam |
vrajatyūrdhvaṁ hṛtaḥ śaktyā niruddho yonimudrayā ||69||
Даже если бинду упадет вниз (в место огненного жертвоприношения हुताशन / hutāśana), оно может быть удержано (निरुद्ध / niruddha) и возвращено обратно посредством силы йони-мудры.
स पुनर्द्विविधो बिन्दुः पण्डुरो लोहितस्तथा । पाण्डुरं शुक्रमित्याहुर्लोहितं तु महाराजः ॥ ७० ॥
sa punardvividho binduḥ paṇḍuro lohitastathā |
pāṇḍuraṁ śukramityāhurlohitaṁ tu mahārājaḥ || 70 ||
Эти два бинду бывают двух видов - белое (पाण्डुर / pāṇḍura) и красное (लोहित / lohita), белое есть мужская семенная жидкость, а красное - женская менструальная кровь.
सिन्दूरद्रवसंकाशं रविस्थाने स्थितं रजः। शशिस्थाने स्थितो बिन्दुस्तयोरैक्यं सुदुर्लभम् ॥ ७१ ॥
sindūradravasaṁkāśaṁ ravisthāne sthitaṁ rajaḥ |
śaśisthāne sthito bindustayoraikyaṁ sudurlabham ||71 ||
Красная жидкость расположена в области солнца (пупка и ниже), а белая в области луны (головы), их союз очень сложно обрести.
बिन्दुः शिवो रजः शक्तिर्बिन्दुमिन्दू रजो रविः । उभयोः सङ्गमादेव प्राप्यते परमं पदम् ॥ ७२ ॥
binduḥ śivo rajaḥ śaktirbindumindū rajo raviḥ |
ubhayoḥ saṅgamādeva prāpyate paramaṁ padam || 72||
Бинду есть Шива, раджас есть Шакти, бинду - это луна, раджас есть солнце, воистину (садхака) через смешение их достигает высшего состояния Парамапада.
वायुना शक्तिचारेण प्रेरितं तु महारजः । बिन्दुनैति सहैकत्वं भवेद् दिव्यं वपुस्तदा ॥ ७३ ॥
vāyunā śakticāreṇa preritaṁ tu mahārajaḥ |
bindunaiti sahaikatvaṁ bhaved divyaṁ vapustadā || 73||
Великий раджас через движение вайю (праны) соединяется с бинду, и обретается Божественное тело.
शुक्रं चन्द्रेण संयुक्तं रजः सूर्येण संयुतम् । तयोः समरसैकत्वं यो जानाति स योगवित् ॥ ७४ ॥
śukraṁ candreṇa saṁyuktaṁ rajaḥ sūryeṇa saṁyutam |
tayoḥ samarasaikatvaṁ yo jānāti sa yogavit || 74||
Шукра (семя) соединена с чандрой (луной), раджас с сурьей (солнцем). Тот, кто знает единение их (सामरस्य / sāmarasya), тот знает йогу.
В индийской традиции луну соотносят с белым цветом, а солнце - с красным, интересно то, что в каббале верхнюю Шхину, которая должна снизойти, описывают тоже как белый свет, а нижнюю - как красный свет. Яркий свет Айсоф - это фактически описание Шивы в форме света сверхсознания, Пракаша. На самом деле и все тантрические практики, и все йогические (которые есть главная суть тантрических) заключаются именно в этом союзе. Даже если вы посмотрите такие тибетские практики, как туммо, и связанную с ними практику карма-мудры, фактически Карма-мудра там - это Йогини, которая есть воплощение кармы практикующего, и ее страсть (то, что в хатха-йогических текстах описано как раджас) – также средство пробуждения внутреннего огня туммо. Иногда там одна описана как внешняя Йогини в физическом теле (карма-мудра), а иногда как внутренняя (джняна-мудра), визуализируемая, связанная с Кундалини. Эта же Шакти там описана как белая бодхичитта и красная бодхичитта, они могут означать мужские и женские флюиды, также пробужденное сознание. Хотя иногда, на разных уровнях практики, ее соотносят с состраданием к живым существам, что, конечно, подразумевает не безразличие и что есть свойство пробужденного (открытого) сознания. На более внутреннем уровне это - психофизические субстанции в теле в виде бинду, а на более высоком - спонтанное осознавание (ригпа). В индийской тантре это все можно обозначить емко одним термином "Шакти", которая также есть и чистое знание (джняна). Кстати, аналоги буддийской карма-мудры и джняна-мудры описаны и в индийских Тантрах, например в "Джнянарнава-тантре", в главах 22 и 23, ее почитание описано как внешнее, так и внутреннее, в 21 главе описано огненное жертвоприношение как внутренний процесс (джняна-хома). Там даны мантры, в которых говорится, что "в огонь Атмана, в сушумне, я жертвую все праведное и неправедное, ковшом своего ума" и т.д. Я слышал разные версии относительно основных каналов в буддизме: расана, лалана, авадути (ида, пингала и сушумна), так же как и в индийской тантрической йоге. Одни тексты говорят, что они соединяются внизу в канде, другие - что каналы соединяются в половых органах, третьи – что два канала даже идут в ноги, что соответствует тому, как каббалисты проецируют на тело практикующего сфероты и три колонны каббалистического древа. Иногда у них они соединяются в половых органах, а иногда еще идут и в стопы. Даже в некоторых йогических текстах такое есть, например при практике махамудры, когда рекомендуют активировать один или другой канал, меняя положение ног, вытягивая то одну, то другую на разные стороны, их прямо так и соотносят с луной и солнцем (идой и пингалой). Поэтому солнце и луна – это, скорее, не физический, а обобщенный, архетипический и метафизический образ, тем не менее играющий свою роль в вполне "физических" практиках.
Но еще я хотел бы заметить пару деталей, которые упомянуты в "Горакша-паддхати", например, слово "мудра" (मुद्रा) тоже может иметь массу значений. Про то, что это йогическая техника, все слышали, но это может быть и термином, указывающим на Йогини (Шакти т.е.). По этой теме я думаю скоро написать одну статью. В ряде текстов я нашел интересное описание йогических мудр, например в "Горакша-йога-манджари", который я нашел в Непале в одном из известных натховских храмов (в его библиотеке), а также немного в отличной форме вы можете встретить описание этих йогических мудр в "Джога-прадипике" Джаятарамы. Мудры полностью с теми же названиями, что и в Шривидье и в ряде других тантрических сампрадай, которые там описаны как кистевые мудры, а также Йогини Шриянтры – в "Горакша-йога-манджари" описаны как внутренние йогические процессы. Это мудры с такими названиями, как сарвасанкшобхини, сарвавидравини, сарвакаршини и т.д. Описание их примерно следующие: нужно представить в сахасраре Шиву, и, привлекаясь его созерцаемым образом, ваше сознание, а вместе с ним и прана поглощаются в сахасрара-чакре, или созерцая распространение нектара из сахасрары по всему телу - это сарвавидравини-мудра. Там есть и трикханда-мудра (объединяющая три области тонкого тела воедино), йони-мудра описана как биджа-мудра, и говорится, что она известна как йони-мудра также, фактически там она представлена как ваджроли- и сахаджоли-мудры. Но если мы вернемся к йони-мудре, упомянутой в "Горакша-паддхати", на основе всего перечисленного мной выше очень много проясняется, о чем идет речь. Здесь, как мне кажется, есть два контекста, один - чисто на уровне медитации. Шакти бывает двух типов: известная как Ашуддха-майя, или Авидья, также иллюзия – и Шакти, известная как Шуддха-видья, или Шуддха-майя, пробуждающее нисходящее знание. Хотя в целом это одна сила, но для мирского человека она предстает в одной роли, а для йога - в другом. Когда там говорится "поднять через Шакти и Йони-мудру вверх падение бинду", то имеется в виду, что когда присутствует Шакти, как нисходящая и просветляющая сила, благодаря ей сила не теряется, а увеличивается, даже если ты занимаешься сексом. То же самое и в Зоар: если ты пробудил одну Шакти, то вторая начинает действовать согласованно с ней. Это и есть гармония луны и солнца, праны и апаны, Шивы и Шакти. Есть, конечно, и физическая сторона, просто техническое выполнение упражнения, но обязательно должно входить в контекст внутренней (духовной), тогда внешняя дисциплина тела есть подчинение воли свыше и ее принципам - Адеш (единство Дживатмы, Атмана и Параматмы), дисциплина ради Ищвары, Гуру и т.д., чьему Адешу йогин следует и его без колебания реализует.
Иногда "Адеш" переводят как "приказ", мне даже такой перевод нравится больше, потому что он отметает ложные сантименты, свойственные невежественным людям на Западе, в нем меньше двусмысленности. Я уважаю физические техники, до сих пор их осознанно практикую, но я против их бездумного выполнения, тем более я против экспериментов с такими уровнями практик, как, например, ваджроли, кхечари, с засовыванием трубок в пенис, подрезанием основания языка и т.п. Так как лично видел негативные результаты у пары человек, кто с этим экспериментировал, причем индусов. На самом деле, это наиболее радикальные техники, но даже техники "попроще", может, какие-то могут быть и менее безобидными, все равно в них нет смысла, если их не объяснит тот Гуру, который практиковал в соответствии с традицией и реализовал сиддхи этих практик. К тому же разные есть методы: одни, например, вытягивают язык чаланой, дошаной, другие подрезают, кто-то считает, что соединение раджаса и бинду - это созерцательная техника соединения огня Кундалини и света Шивы (Пракаша) в сахасраре. Все зависит от конкретного Гуру.
Потому я и повторяю, что без Гуру смысла мало в этих практиках. Да даже если вот взять ситуацию с каббалой – я пока не встретил людей, именно реальных мастеров в этой Традиции, я никогда бы не увидел совсем иные смыслы и методы, и для меня это был бы обычный скучный культ с их правилами и т.д. Но оказалось, что у них есть также своя закрытая от профанов часть, и она проливает свет на многие вещи. Другое дело, что таких мастеров не много, и не факт, что они так просто тебя согласятся учить чему-то серьезному – это да, есть такая проблема. Относительно нисходящей Шакти (Кундалини) – то, что в Зоар называют верхней и нижней Шхиной: в тантризме ну очень много есть об этом, например, в третьей части "Сиддха-сиддханта-паддхати" Горакшанатх описывает эти виды Шакти. Я, конечно, мог бы и больше написать, много уникальных и малоизвестных вещей, которые мне рассказали каббалисты, но я боюсь, что люди меня не совсем адекватно поймут, поймут не те, кто хотелось бы чтобы поняли. Много ведь всяких людей с бесовской природой, которые интересуются такими вещами не для трансформации своих низших инстинктов, а для их оправдания, причем это могут быть именно те, кто что-то уже знает, кормить их еще дальше я для себя вижу кармически неблагоприятным делом. Но, конечно, в целом я открыт к общению со всеми, что-то мы можем обсуждать. Я хотел бы нормальным людям помочь в их ориентирах тем, чем могу и что считаю ценным и чистым.