Татьяна, я вам выслал наш старый перевод исследования на тему элемента воды, там очень много всего. А на форуме не хочется пересказывать даже в сжатой форме того, что в статье. Однако кое-что скажу, на что желательно в целом обратить внимание. В индуизме все пять элементов - это не то, как зачастую их понимают и хотят видеть западные практики йоги. В индуизме это, возможно, даже больше проработанная теологическая и метафизическая тема, чем, например, в шаманизме, где камни, деревья, горы - все живое. Все пять элементов могут быть и Богами: Притхви, Варуна, Агни, Вайю, Амбара - это и элементы и Божества одновременно, а не просто земля или вода, как мы их понимаем. А часто это может быть даже не какое-то одно из Божеств, а первичный источник творения: так, изначально были воды, потом появился Хираньягарбха и т.д. Точно так же вы в Ведах найдете и гимны, посвященные пране, пространству и т.д.
У современного человека на Западе, "практикующего йогу", может много чего не уложиться в голове, так как он мыслит категориями того времени и пространства, в котором он живет в данный момент, тем, что он привык сейчас воспринимать чувствами. Так, например, если ему сказать, что из воды во время лайи (растворения) проявляется огонь, он скажет, что это полностью противоположные элементы и как, типа, они связаны в реальности между собой? Конечно, если речь не идет о жидких субстанциях вроде нефти, жидкого масла..., что используются как топливо машин, самолетов и т.д. Это сознание людей - потребителей природных ресурсов, с сознанием утилизаторов, которым сложно даже понять, что в другие времена этого всего не существовало и мы не знаем, что ученые откроют в будущем. Ранее не существовало вообще желания йогу использовать так, чтобы превалировали материальные интересы. Задача была - сделать тоньше сознание, раскрыть его именно такой уровень, а не, наоборот, его огрубить. Потому элементы - это не просто физические субстанции в йоге, а метафизические, и растворение их, например, одного в другом – это освобождение сознания от его зависимости, от феноменальности. Конечно, это дает потом и физические сиддхи, так как тонкий уровень лежит в основе феноменов, а основа открывает разные возможности материи, включая те, которые еще не открыты. В этом смысле ученые пусть и отчасти, но тоже во время открытий на какой-то момент "побывали йогами". Йога - это также и способность мыслить нелинейно.
Вода в индуизме имеет множество граней значимости, соответственно, и в ритуалах может иметь самое разное применение: это и очищение, и посвящение, и защита, и нектар, и источник творения, и обитель Богов и много-много еще чего.